Журбук Оксана Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 48»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №193296
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка: «Новые методы и приемы на уроках русского языка как средство повышения мотивации и эффективности обучения»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №193296


Методическая разработка: “Новые методы и приемы на уроках русского языка как средство повышения мотивации и эффективности обучения”

 

Журбук Оксана Сергеевна

МБОУ «СОШ № 48», 

г. Кемерово

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность:В современном мире, характеризующемся стремительным развитием технологий и изменением образовательных парадигм, возрастает потребность в активных, творческих и компетентных личностях. Традиционные методы обучения, основанные на передаче готовых знаний, становятся недостаточно эффективными для формирования таких личностей. Необходимо внедрять новые методы и приемы, которые стимулируют познавательную активность учащихся, развивают их критическое мышление и творческие способности, а также повышают интерес к изучению русского языка.
  3. Цель:Представление и систематизация новых методов и приемов обучения русскому языку, направленных на повышение мотивации учащихся и эффективности образовательного процесса.
  4. Задачи:
  • Изучить и обобщить опыт использования новых методов и приемов обучения русскому языку.
  • Разработать практические рекомендации по применению данных методов и приемов на уроках русского языка.
  • Предложить конкретные примеры использования новых методов и приемов на различных этапах урока.
  • Показать, как новые методы и приемы способствуют повышению мотивации учащихся и улучшению результатов обучения.
  1. Целевая аудитория:Учителя русского языка и литературы, методисты, студенты педагогических вузов.
  2. Новизна:Систематизация и адаптация современных образовательных технологий к специфике преподавания русского языка, акцент на практическом применении и повышении мотивации учащихся.
  3. Практическая значимость:Методическая разработка содержит конкретные рекомендации и примеры, которые учителя могут использовать в своей работе для повышения эффективности уроков русского языка и стимулирования интереса учащихся к предмету.
  1. Теоретические основы
  2. Современные образовательные технологии:Краткий обзор современных образовательных технологий, таких как:
  • Проектная деятельность: Организация самостоятельной работы учащихся по созданию проектов (исследовательских, творческих, социальных).
  • Технология критического мышления:Развитие умения анализировать информацию, оценивать аргументы, делать выводы.
  • Игровые технологии:Использование игр и игровых элементов для повышения мотивации и активизации познавательной деятельности.
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):Использование компьютеров, интерактивных досок, онлайн-ресурсов для обучения.
  • Технология проблемного обучения:Создание проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельного поиска решений.
  • Технология дифференцированного обучения:Организация обучения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
  1. Принципы повышения мотивации:
  • Создание ситуации успеха.
  • Актуализация личностного опыта учащихся.
  • Использование интерактивных методов обучения.
  • Развитие самостоятельности и ответственности.
  • Предоставление обратной связи и оценки результатов.

III. Новые методы и приемы на уроках русского языка

(Примеры с конкретными рекомендациями и примерами использования)

  1. Работа с текстом:
  • Прием “Шесть шляп мышления”: Анализ текста с разных точек зрения (факты, эмоции, критика, креативность, управление процессом).

 Пример: Анализ рассказа А.П. Чехова “Хамелеон” с использованием шести шляп мышления.

  • Прием “Инсерт” (INSERT):Активное чтение текста с использованием специальных значков для обозначения уже известных фактов, новой информации, противоречий и вопросов.

Пример: Использование приема “Инсерт” при изучении статьи о происхождении славянской письменности.

  • Прием “Fishbone” (рыбья кость): Анализ причинно-следственных связей в тексте.

 Пример: Анализ причин трагедии в рассказе И.С. Тургенева “Муму” с использованием диаграммы “Fishbone”.

  • Прием “Синквейн”: Составление пятистишия, отражающего сут ь текста.

    Пример: Составление синквейна к стихотворению А.А. Фета “Вечер”.

  1. Работа с лексикой и фразеологией:
  • Игра “Крокодил” (или “Ассоциации”):Объяснение значений слов и фразеологизмов с помощью жестов или ассоциаций.

      Пример: Игра “Крокодил” для объяснения значений фразеологизмов “как снег на голову”, “бить баклуши”, “спустя рукава”.

  • Прием “Кластер”:Составление схемы, отражающей связи между словами и понятиями.

      Пример: Составление кластера к слову “родина”.

  • Создание комиксов: Иллюстрирование значений слов и фразеологизмов с помощью комиксов.

  Пример: Создание комикса, иллюстрирующего значение фразеологизма “золотые руки”.

  • Лингвистические игры: Игры, направленные на расширение словарного запаса и развитие языковой интуиции (например, “Эрудит”, “Балда”).
  1. Работа с грамматикой:
  • Прием “Дерево решений”: Использование схемы для анализа грамматических явлений и принятия решений о правильном написании.

     Пример: Использование “Дерева решений” для выбора правильного написания -тся/-ться в глаголах.

  • Игра “Лото” (или “Домино”): Закрепление грамматических правил с помощью игры.

     Пример: Игра “Лото” для закрепления правил правописания приставок пре-/при-.

  • Создание мнемонических правил: Использование рифм, ассоциаций и других приемов для запоминания грамматических правил.

      Пример: Создание мнемонического правила для запоминания падежных окончаний существительных.

  1. Развитие речи:
  • Прием “Сторителлинг”: Использование историй и рассказов для развития речи и воображения.

      Пример: Рассказывание историй по картинкам или ключевым словам.

  • Дебаты: Организация дискуссий и споров на заданную тему.

      Пример: Дебаты на тему “Современный русский язык: деградация или развитие?”.

  • Создание видеороликов: Создание небольших видеороликов на заданную тему.

      Пример: Создание видеоролика по мотивам литературного произведения.

  • Ролевые игры: Разыгрывание ситуаций общения в различных стилях и жанрах.

      Пример: Разыгрывание ситуации “Интервью с писателем”.

  1. Использование ИКТ:
  • Создание презентаций: Подготовка презентаций с использованием интерактивных элементов и мультимедийных материалов.
  • Работа с онлайн-ресурсами: Использование образовательных сайтов, электронных словарей, онлайн-тестов и тренажеров.
  • Создание интерактивных заданий:Разработка интерактивных заданий с использованием специальных программ и платформ (например, LearningApps.org).
  • Использование социальных сетей и блогов: Организация онлайн-дискуссий, публикация творческих работ учащихся.
  1. Примеры использования новых методов и приемов на различных этапах урока
  2. Организационный этап:
  • “Приветствие с настроением”:Учащиеся передают друг другу предмет (мячик, ручку) и говорят, с каким настроением они пришли на урок.
  • “Круг идей”:Обсуждение целей и задач урока.
  1. Актуализация знаний:
  • “Мозговой штурм”:Генерация идей по заданной теме.
  • “Ассоциативный ряд”:Выявление ассоциаций, связанных с ключевым понятием урока.
  1. Изучение нового материала:
  • Проблемная ситуация:Создание ситуации, требующей от учащихся самостоятельного поиска решения.
  • Работа с текстом с использованием приемов “Инсерт”, “Fishbone”, “Шесть шляп мышления”.
  1. Закрепление материала:
  • Игра “Лото” или “Домино”.
  • Выполнение интерактивных заданий.
  • Создание синквейна или кластера.
  1. Рефлексия:
  • “Лестница успеха”: Оценка учащимися своего продвижения в изучении темы.
  • “Три М”: Учащиеся записывают три момента, которые они узнали на уроке, и один момент, который остался непонятным.
  1. Заключение

Использование новых методов и приемов на уроках русского языка позволяет сделать процесс обучения более интересным, активным и эффективным. Они способствуют повышению мотивации учащихся, развитию их творческих способностей и критического мышления, а также формированию устойчивого интереса к изучению русского языка и культуры. Внедрение данных методов и приемов требует от учителя творческого подхода, готовности к эксперименту и постоянного самосовершенствования.

Методическая разработка: «Новые методы и приемы на уроках русского языка как средство повышения мотивации и эффективности обучения»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram