Леушина Надежда Валентиновна
Воспитатель
МКДОУ д/с «Алёнушка» города Слободского Кировской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161180
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Растим патриотов», в рамках реализации нравственно-патриотического компонента воспитания дошкольников в соответствии с ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: «Былины как средство патриотического воспитания»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161180


                                                                         Леушина Надежда Валентиновна, воспитатель МКДОУ д/с «Алёнушка»

 города Слободского Кировской области

«Страна, забываемая свою культуру, историю, традиции и 

национальных героев – обречена на вымирание. 

Л Н. Толстой.

Былины как средство патриотического воспитания

Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, культуре, языке…».

Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Вот поэтому я считаю знакомство детей с былинами  важно для развития у подрастающего поколения таких качеств как отзывчивость мужество, храбрость, смелость. 

Для реализации образовательного потенциала был создан и реализован проект:  «Былины как средство патриотического воспитания», с целью развить патриотические чувства детей на основе знакомства с героическими образами былинных богатырей. Участниками проекта стали дети подготовительной группы, родители. Для достижения  поставленной цели определила следующие задачи:

1.Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;

2.Развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности (познакомить с произведениями живописи русских художников;

3.Обогатить словарь детей существительными: богатырь, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны;

  1. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение

к русским воинам, желание им подражать.

На первом этапе важно было заручиться поддержкой родителей и убедить их в значимости темы её актуальности, заинтересовать детей. Было проведено анкетирование с родителями, изучение методической и художественной литературы, составление перспективного планирования, разработала и провела мониторинг через беседы и наблюдения с детьми по технологии М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

 В ходе реализации второго этапа наиболее эффективными были следующие формы и методическая работа с детьми: Чтение русских былин и сказок: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и др. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье». В использование дидактических игр таких как «Собери богатыря в поход» «Дорисуй богатырю коня» дети закрепляли словарь. На занятиях по рисованию с детьми раскрашивали «Рубашка богатыря», лепке «Богатырский конь». Строили из строительного материала крепость. Для того чтобы дети усвоили материал я организовала встречу с сотрудниками библиотеки. Они подготовили викторину для детей, оформили мини музей. Было очень интересно и неожиданно, когда можно примерить богатырский шлем, подержать в руках меч, потрогать кольчугу.

Показали фрагменты мультфильмов о богатырях Руси Великой. Дети закрепили материала, отвечая на вопросы викторин. По окончанию реализации проекта была оформлена выставка работ на тему «Богатыри-земли русской». Итоговым мероприятием было проведено спортивное развлечение «Не перевелись богатыри земли Русской. В процессе реализации работы по данной теме с детьми, беседы и наблюдения показали, что 72%  воспитанников узнают и рассказывают родным, друзья, педагогам о былинах, богатырях и их подвигах.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект способствовал формированию патриотических чувств, развитию познавательной активности детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны. Былины можно и нужно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста, они помогают заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

 

Список литературы

  1. Александрова Е.Ю Система патриотического воспитания в ДОУ/Волгоград. Учитель, 2007, 203стр.
  2. Алёшина Н.В Патриотическое воспитание дошкольников/М: ЦГЛ, 2005, 205 стр.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012, – 112 с.
  4. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А., Парциальная программа, Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет в соответствии с ФОП «Я люблю Россию!», Издательство «Детство-Пресс».

 

«Былины как средство патриотического воспитания»