Прибылова Анна Александровна
учитель начальных классов
МБОУ г. Ульяновска «Гимназия №30 им. Железной Дивизии»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161184
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Крепкая семья — крепкая Россия», посвященный Году семьи 2024
Наименование конкурсной работы: Сценарий проведения внеурочного занятия по краеведению «Генеалогия-наука о семье»
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161184


Прибылова Анна Александровна

МБОУ г.Ульяновска «Гимназия №30 им.Железной Дивизии»

Сценарий проведения внеурочного занятия по краеведению

«Генеалогия наука о семье»

Цель: формирование понятия о генеалогии, как науке, развитие познавательного интереса к своей семье

Задачи:

  • организация досуга детей
  • развитие исследовательских умений детей
  • выявление представления детей о понятиях «генеалогия», «семья», «родословная», «предки», «поколение»
  • формирование семейных ценностей
  • развитие творческого потенциала учащихся
  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью, своих предков

Место проведения: учебный кабинет

Материалы: презентация, доска, колонка, листы бумаги, ручки, карандаши, карандаши цветные, фломастеры

Форма проведения: познавательная беседа

Время: 45 минут (первая часть занятия ознакомительная, вторая посвящена рассуждениям ребят, обмену жизненным опытом)

Ход занятия

Организационный момент

Педагог:

– Ребята, что вы видите на экране?

Слайд 2 «Фото большой семьи за столом»- три поколения (Учащиеся рассуждают)

– Ребята, обратите внимание на следующий слайд, что вы видите?

Слайд 3 «Фото большой семьи» несколько поколений (Учащиеся рассуждают)

Педагог:

– Ребята, согласны ли вы со мной, что у большинства современных детей знания своей семьи в лучшем случае заканчиваются именами родителей, бабушек и дедушек, а имена прабабушек и прадедушек мало кто сможет назвать?(Учащиеся рассуждают)

– Слышали ли вы о таком слове, как «генеалогия»? (Учащиеся рассуждают)

– Чем полезна генеалогия? (Учащиеся рассуждают)

Слайд 4

– Генеалогия

  • это наука о семье человека и всех его родственных связях с другими людьми. Слово генеалогия было образовано от древнегреческих слов «genea» – семья и «logos» – наука, знание.
  • это наука, которая позволяет исправить ситуацию и собрать сведения о своем происхождении, истории семьи, судьбах родственников. 

Открытие нового знания

Педагог:

– Ребята, как вы думаете, зачем нужна генеалогия? (Учащиеся рассуждают)

Слайд 5

– Предлагаю сейчас всем вместе выявить причины, по которым полезно изучать генеалогию:

  • Понимание истории.

Мы с вами можем вызубрить исторические события и имена, но не осознавать их сути и значения для судеб людей. Через знания о предках история приобретает более наглядный характер. На примере своей или чужой семьи можно узнать о многих процессах, происходивших в истории нашей страны, например, о коллективизации, раскулачивании, строительстве железных дорог, заводов и ГЭС, политике лидеров страны и так далее.

  • Воспитание патриотизма.

Чувство причастности к событиям прошлого способствует росту вашего интереса к истории и культуре нашей страны. Вам становятся понятнее истоки и пути развития родного края. Появляется ощущение важности собственной жизни и деятельности для будущего.

  • Формирование ценностей.

На примере семьи и родственников вам будет проще поговорить с друзьями о доблести, чувстве долга, исторической справедливости. Эти слова из пустого звука станут смыслом жизни для вас, ваших родных и близких. 

  • Налаживание контактов в семье. 

Сбор материалов по истории своей семьи — это, в первую очередь, способ поговорить с родителями, бабушками и дедушками, старшими родственниками. Им будет приятно внимание к себе. А также будет полезно узнать, в какие игры раньше играли, чем занимались после уроков, какую носили одежду — ведь это этнографические знания из первых рук.

– При разговоре о науке генеалогии мы часто употребляем слова «семья», «родословная», «предки», «поколение», попробуйте в парах сейчас дать определения данным понятиям (Учащиеся рассуждают в парах, после чего коллективно дается определение каждому из понятий)

Слайд 6 

Педагог:

– Семья – это очень важное понятие, которое каждый должен понимать. Семья – это люди, которых мы любим и которые любят нас. В семье мы можем чувствовать себя дома, защищенными и счастливыми. Обратите внимание на следующий слайд.

Слайд 7 Семья состоит из мамы, папы, сестер, братьев и родителей. Они все живут вместе и заботятся друг о друге. В семье есть свои правила, которые помогают нам лучше понимать друг друга и жить вместе. 

Семейные взаимоотношения очень важны. Мы должны уметь слышать друг друга, помогать и поддерживать в трудные моменты. Сестры и братья могут быть лучшими друзьями, с которыми мы проводим время и делимся радостями и горестями 

Семья – это очень важное и прекрасное понятие, которое помогает нам стать лучше и счастливее. Она объединяет нас с нашими близкими, учит нас любить и быть любимыми , помогает нам расти и развиваться вместе. 

Семья – это группа людей, которые живут вместе и заботятся друг о друге. Это место, где ты можешь чувствовать себя в безопасности и где тебя любят.

Родители – это люди, которые создали семью. Они заботятся о своих детях и помогают им расти и развиваться.

Брат и сестра – это близкие родственники, которые живут вместе с тобой и которые тебя понимают. Они могут стать твоими лучшими друзьями и поддержкой на всю жизнь.

Дом – это место, где твоя семья живет. Это твой уютный уголок, где ты можешь расслабиться и отдохнуть.

Правила – это правила поведения, которые должны быть соблюдены в семье. Они помогают установить порядок и гармонию в отношениях между людьми.

Отношения – это то, как ты относишься к своей семье и как они относятся к тебе. Отношения могут быть положительными или отрицательными, они зависят от общения и понимания.

Общение – это способ, которым люди общаются между собой. Оно очень важно в отношениях между членами семьи. Хорошее общение помогает лучше понимать друг друга и решать проблемы.

Счастье – это состояние, когда ты чувствуешь себя счастливым и удовлетворенным жизнью в семье.

Понимание – это способность понимать и уважать другие точки зрения внутри семьи. Оно позволяет строить благоприятные отношения и решать конфликты.

Слайд 8

Типы семей

Семья может быть разной. Она может состоять из двух родителей и детей. Такая семья называется ядерной. В такой семье есть свои правила и отношения между родителями и детьми.

Слайд 9 Но бывают и другие типы семей. Например, вместо двух родителей есть только один. Такие семьи называются одинокими родителями. 

Слайд 10 Также могут быть семьи, где вместе живут бабушка, дедушка, сестры и братья. Такие семьи называются многопоколенными семьями.

Слайд 11 Поколение- это все члены общества, родившиеся в один период времени и рассматриваемые как коллективное сообщество, например, «послевоенное поколение» или «поколение шестидесятых»; члены рода, составляющих определенное его колено, происходящее от общего предка (дед, отец, сын рассматриваются как представители старшего, среднего и младшего поколений родственников по прямой снисходящей линии), или промежуток времени между рождением группы современников и их детей, обычно принимаемый за 30 лет. 

Слайд 12 Родословная-Это свод данных, описывающих происхождение тех или иных семей (людей, животных) от других семей (людей, животных).

Генеалогическое древо 

Составление генеалогического древа позволяет углубиться в историю семьи и рода, проследить фамилию (а иногда и выяснить ее источник, значение), установить судьбы предков и даже найти неизвестных родственников. Кроме того, работа над родословной часто помогает сблизиться с членами семьи. Генеалогические данные могут быть представлены в разных форматах, в том числе в виде “схемы предков” или родословного древа. 

Слайд 13 Предок- это любой человек, от которого происходит человек. Два человека имеют генетическое родство, если один из них является предком другого или если у них общий предок. 

Слайд 14 Существует два основных вида родословных: восходящая и нисходящая.

Слайд 15 Первая начинает строиться от вас и переходит к информации о ваших дальних родственниках. Как правило, затем идет отец, дедушка, прадед и т.д.

Слайд 16 Главой второго вида является самый старый основатель, а затем перечисляются все его потомки, в том числе и вы. Такая родословная помогает широко взглянуть на род, его деятельность в течение многих времен. 

Слайд 17 Правила составления родословной

Обычно красивый образ семьи создают в виде дерева, дома, цветка, корабля. Подумайте, какой образ больше подходит вашей семье? Чтобы получился красивый и необычный образ Вашей семьи, нужно задавать себе следующие вопросы: «На что похожа наша семья? Какая она?» Создавая образ древа интереснее всего использовать не скучные овалы и квадраты, а использовать более привлекательные образы (в виде яблок на дереве, грозди винограда, цветка подсолнуха). Не обычным является образ радуги- семьи, здесь открывается возможность пофантазировать совместно с родителями. Совместно с ними можно нарисовать красками дерево, куст, либо вылепить его из пластилина, неплохо использовать нетрадиционный или бросовый материал, для создания дерева-поделки. Конечно, информация о предках известна не каждому из вас, что-то вам известно дозированно, ограниченно: мама, папа, дедушка, бабушка, прадедушка, информация о более дальней родне находится сложнее. В родословной обязательно указывается полные ФИО и даты рождения, годы жизни, даты смерти.

Итоговая часть Рефлексия.

– Какая была цель сегодняшнего занятия? (Учащиеся отвечают)

– Какие новые знания вы получили? (Учащиеся отвечают)

– Какие трудности у вас возникли? (Учащиеся отвечают)

– Что показалось наиболее интересным? (Учащиеся отвечают)

Слайд 15

– Спасибо за занятие, ребята! Вы сегодня большие молодцы, узнали много нового и интересного. Впереди нас ждет увлекательный мир краеведения! А на следующем занятии вы сможете познакомить нас со своими предками, родственниками.

Домашнее задание

Подготовка родословного дерева, генеалогического древа, формат каждый ребенок выбирает самостоятельно, оформление индивидуальное, допустимо использование онлайн-ресурсов.

Дополнительное задание: побеседовать с родными и узнать интересную историю о каком-либо предке.

 

Сценарий проведения внеурочного занятия по краеведению «Генеалогия-наука о семье»