Шорохова Ольга Геннадьевна
тренер-преподаватель
МБОУ ДО «Бокситогорская спортивная школа»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161198
Всероссийский конкурс Всероссийская педагогическая «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» 
Наименование конкурсной работы: Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки»
Итоговая оценка: за участие,  ПедагогКонф баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161198


Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и  применения восстановительных средств по  

дополнительной образовательной программе спортивной  подготовки по виду спорта “лыжные гонки” 

(Разработана в соответствии с федеральным стандартом  спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки»,  утвержденного приказом Министерства спорта Российской  Федерации от 17 сентября 2022 года №733) 

Выполнил: тренер-преподаватель  

МБОУ ДО “Бокситогорская спортивная школа”  Шорохова Ольга Геннадьевна 

Медицинские требования к лицам, проходящим спортивную подготовку. 

Лица, желающие пройти спортивную подготовку, могут быть  зачислены в спортивную школу, только при наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра в порядке,  установленном уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти. 

Физические нагрузки в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку, назначаются тренерами с учетом возраста, пола и состояния  здоровья таких лиц и в соответствии с нормативами физической подготовки  и иными спортивными нормативами, предусмотренными Федеральными стандартами спортивной подготовки. 

Зачисление в группы начальной подготовки (1-й год обучения)  проводится на основании заключения о состоянии здоровья от спортивного 

врача. Медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку,  осуществляется врачом спортивной школы.  

Лица, проходящие спортивную подготовку, обязаны проходить  обязательный углубленный медицинский осмотр перед поступлением  (приемом) в спортивную школу. 

Медицинский осмотр (обследование) должен предусматривать: – диспансерное обследование не менее двух раз в год; 

– дополнительные медицинские осмотры перед участием в  соревнованиях, после болезни или травмы; 

– контроль за питанием юных спортсменов и использованием  восстановительных средств. 

Использование в процессе многолетней подготовки данных всех видов  обследований помогает следить за динамикой показателей состояния  здоровья, физического развития и функциональной подготовленности  занимающихся, а также отслеживать индивидуальную переносимость  тренировочных нагрузок, корректировать их объемы и интенсивность, а при  необходимости своевременно принимать лечебно – профилактические меры,  проводить повторные обследования и консультации с врачами  специалистами. 

Врачебно-педагогический контроль

Врачебно-педагогическое наблюдение проводится с целью  определения индивидуальной реакции спортсмена на тренировочные  соревновательные нагрузки. 

Врачебно-педагогическое наблюдение проводится: 

– в процессе тренировки для определения уровня готовности и оценки эффективности принятой методики тренировки; 

– при организации занятий с несовершеннолетними в целях  определения правильной системы занятий спортом; 

– при необходимости решения вопроса о возможности ранней  спортивной специализации. 

Врачебно-педагогическое наблюдение осуществляется врачами по  спортивной медицине совместно с тренером спортсмена. 

Этапы проведения врачебно-педагогического наблюдения: 

1 этап: определение условий в местах проведения занятий спортом  (температура, влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного  инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных  приспособлений), оценка правильности комплектования групп  занимающихся (с учетом возраста, пола, здоровые, уровня  подготовленности); 

2 этап: изучение плана проведения занятия, объема в интенсивности  нагрузки, последовательности упражнений, характера вводной и 

заключительных частей, проведение хронометража выполнены упражнений  спортсменами; 

3 этап: изучение исходного состояния, реакции на нагрузку и течение  процессов восстановления обследуемого спортсмена; 

4 этап: составление «физиологической» кривой тренировочного  занятия, отражающей различную степень воздействия на организм, и схемы  построения занятий; 

5 этап: анализ полученных данных врачебно-педагогического  наблюдения с тренером для внесения необходимых корректив в план  тренировок (занятий), определение сроков повторных и дополнительных  обследований (при наличии отклонений в состоянии здоровым). 

На основании проведенного врачебно-педагогического наблюдения  составляются врачебные рекомендации по режиму тренировок (занятий),  которые учитываются тренером при планировании тренировочного процесса. 

Про необходимости проводятся дополнительные повторные  лабораторные или инструментальные исследования, консультации иных  врачей-специалистов. 

Основными задачами медицинского обследования в группах начальной  подготовки является контроль над состоянием здоровья, привитие  гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения  рекомендаций врача. 

Врачебный контроль спортсмена осуществляется 2 раза в год. В  процессе многолетней подготовки углубленные медицинские обследования 

позволяют следить за динамикой этих показателей, а текущие обследования – контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок  и своевременно принимать необходимые лечебно-профилактические меры. 

План применения восстановительных средств 

Современная система подготовки спортсменов включает три  подсистемы: систему соревнований, систему тренировок, систему факторов,  дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. В  системе факторов, дополняющих тренировку и соревнования, основное место  занимают различные средства восстановления. Рациональное применение  различных восстановительных средств является необходимым фактором  достижения высоких спортивных результатов. 

Рекомендуется планировать восстановительные мероприятия на трех  условных уровнях: основном, оперативном и текущем. 

Восстановительные мероприятия основного уровня направлены на  нормализацию функционального состояния организма спортсменов в  результате суммарной нагрузки отдельного микроцикла, а также на  нормализацию процессов утомления от кумулятивного воздействия серии  тренировочных нагрузок. 

Оперативное восстановление следует осуществлять в процессе каждого  тренировочного занятия с учетом закономерностей развития и компенсации  утомления в этом занятии.

Текущее восстановление направлено на обеспечение оптимального  функционального состояния спортсменов в процессе или после нагрузки  отдельных занятий в целях подготовки к очередной работе. 

Для повышения эффективности восстановительных мероприятий  необходимо комплексное применение различных восстановительных  средств. 

В современной системе восстановления спортсменов применяются  педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические  средства. 

Педагогические средства восстановления являются основными и  предусматривают: рациональное планирование тренировочного процесса с  учетом этапа подготовки, условий тренировок и соревнований, пола и  возраста спортсменов, особенностей учебной деятельности, бытовых и  экологических условий и т.д. 

Гигиенические средства восстановления включают основные и  дополнительные. Основные гигиенические средства: рациональный  суточный режим, личная гигиена, закаливание, специализированное питание,  психогигиена. 

Дополнительные гигиенические средства восстановления применяются  в виде комплексов, которые могут включать гидропроцедуры, различные  виды спортивного массажа, различные методики приема банных процедур.  Вместе с этим могут применяться искусственные источники  ультрафиолетового излучения для облучения спортсменов в осенне-зимний  период года, а также применение источников ионизированного воздуха.

Психологические средства позволяют снизить уровень нервно психической напряженности и устранить у спортсменов состояние  психической угнетенности, купировать психоэмоциональные стрессы,  ускорить восстановление затраченной нервной энергии. При этом широко  применяются психолого-педагогические средства, основанные на  воздействии словом: убеждение, внушение и т.д. Вместе с этим широко  применяются комплексные методы релаксации и мобилизации в форме  аутогенной, психорегулирующей, психофизической, идеомоторной и  ментальной тренировок. 

План медицинских, медико-биологических мероприятий и применения  восстановительных средств.

Этап  

спортивной 

подготовки

Мероприятия  Сроки проведения
Этап начальной 

подготовки (по  

всемгодам)

Врачебно-педагогические наблюдения  В течение года
Предварительные медицинские 

осмотры

При определении допуска к мероприятиям
Периодические медицинские осмотры  1 раз в 12 месяцев
Этапные и текущие медицинские обследования  В течение года
Применение медико-биологических средств В течение года
Применение психологических средств  В течение года
Применение педагогических средств  В течение года
Применение гигиенических средств  В течение года
Учебно-трениро вочный этап (этап спортивной специ ализации) (по всем годам) Врачебно-педагогические наблюдения  В течение года
Предварительные медицинские 

осмотры

При определении допуска в мероприятиям
Периодические медицинские осмотры (в том числе по углубленной программе медицинского обследования) 1 раз в 12 месяцев
Этапные и текущие медицинские обследования  В течение года
Применение медико-биологических средств В течение года
Применение психологических средств  В течение года
Применение педагогических средств  В течение года

 

Применение гигиенических средств  В течение года

 

Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки»