Республика Саха (Якутия)
Муниципальное образование «Мирнинский район»
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Удачный
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«Учитель- одаренный ученик»
на 2023-2024 учебный год
Разработала: Смыслова Виктория Александровна,
наставник, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МАОУ «СОШ№24» г.Удачного
Персонализированная программа наставничества «Учитель-ученик» (далее – ПН) разработана в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:
- ФЗ РФ «Об образовании» №273, ст.28, 47, 48. 2.
- Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации, общероссийского Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08 «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.01.2020 №Р- 145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
- Указ президента РФ от 27.06.2022 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
-
Цель и задачи программы наставничества
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу содержания работы по организации и проведения исследовательской работы со старшеклассниками
Цель: Развитие навыков исследовательской деятельности школьников 9-11 классов, формирование основ ученика-исследователя в рамках внеурочной деятельности в 2023-2024 учебном году.
Задачи:
- Повышение уровня медиаграмотности учащихся;
- Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
- Умение работать в команде;
- Раскрытие социальной и творческой активности учащихся.
Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:
- администрация организации участников;
- наставник – участник программы;
Куратором программы наставничества является заместитель директора по УВР.
Долгосрочные положительные наставнические взаимоотношения развиваются благодаря корректности, эмпатии, участию и уважению. Обучение должно фокусироваться на развитии и совершенствовании такого поведения. Наставникам необходимо соблюдать принципы этичного и безопасного наставничества, изучение которых должно стать обязательным разделом программы обучения.
-
Содержание деятельности:
-
- Запросы наставляемого: участие в значимых для школы мероприятиях (НПК «Шаг в будущее») их освещение в информационном пространстве.
Форма наставничества: «Учитель-ученик».
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, проект, буктрейлер, конкурсы.
-
Мероприятия программы:
фото и видеосопровождение, видеоролики, медиапроекты, выпуск буктрейлеров.
-
Ожидаемые результаты:
-
- владеть основами работы с мультимедийным оборудованием, программами видеомонтажа
- устанавливать контакты с обучающимися и педагогами разного возраста
- освещение в информационном пространстве созданных буктрейлеров.
-
Оценка результатов программы и ее эффективности
3.1 Организация контроля и оценки
Контролирует и оценивает работу наставляемых, наставников и всей программы в целом заместитель директора по УВР. Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль будет происходить 1 раз в четверть по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчёта по форме, на совещании при зам. директора.
Итоговый контроль будет происходить на итоговом совещании на основании таблицы результативности программы наставничества за истёкший год, а также рефлексивного самоанализа наставляемых реализации программы наставничества «Учитель – одаренный ученик».
- Этапы реализации программы
Дата встречи |
Формат и форма встречи (очно/дистанционно; индивидуальная/групповая; диалог / обсуждение / экскурсия /
публичная лекция / практическая работа над проектом) |
Цель
(тема встречи) |
Содержание | Результат |
Очно | Встреча с медийной службой | Встреча наставника и наставляемых, обсуждение плана работы медийной службы на ноябрь | План съемок буктрейлеров на ноябрь месяц | |
Очно | «Белые ночи» Ф.М.Достоевского | Написание текста для буктрейлера, планирование концепции. | Съемка и монтаж буктрейлера, исправление ошибок, выпуск буктрейлера | |
Ю.Козаков «Тихое утро» | Изучение произведения. Написание текста для буктрейлера. Планирование построения видеоролика. | Съемка и монтаж видеоролика, исправление недочетов, выпуск буктрейлера | ||
Встреча с медийной службой | Встреча наставника и наставляемых, обсуждение плана работы медийной службы на декабрь | План съемок буктрейлеров на декабрь месяц | ||
Очно | В.Распутин «Уроки французского» | Выбор видеофрагментов, выдача материала классам. Планирование построения буктрейлера | Съемка буктрейлера учащегося, видеомонтаж, исправление недочетов, выпуск буктрейлера в школьные новости. |
Участие в районном конкурсе «Лучший буктрейлер» | Изучение положения, выбор буктрейлера для участия в конкурсе. | Участие в конкурсе | ||
Встреча с медийной службой | Встреча наставника и наставляемых, обсуждение плана работы медийной службы на январь | План съемок мероприятий на январь месяц | ||
Л.Н.Толстой «Война и мир» | Изучение произведения. Написание текста для буктрейлера. Планирование построения видеоролика. | Монтаж буктрейлера, исправление недочетов, выпуск буктрейлера в школьной группе. | ||
Встреча с медийной службой | Встреча наставника и наставляемых, обсуждение плана работы медийной службы на февраль | План съемок мероприятий на февраль месяц | ||
Подготовка к участию в международном форуме «Шаг в будущее» | Отбор буктрейлеров. Подготовка к защите. | Формирование папок с проектами в печатном виде | ||
Встреча с наставником | Встреча наставника и наставляемых, обсуждение плана участия в г.Москве март, 2024 | План подготовки | ||
Международный форум «Шаг в будущее» | Участие в форуме. Защита проекта | работа по исправлению недочетов, выступление на форуме. | ||
Очно | Подведение итогов сотрудничества | Беседа: «Чему я смогла научить?» | Самоанализ созданных буктрейлеров обсуждение результатов, выводы |
Список литературы
- Акутина, С. П. Актуальные проблемы развития наставничества: опыт и тенденции нового времени / С. П. Акутина, Т. В. Калинина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №4 (106). – Часть 3. – С. 8-13.
- Дипломатова, З. Ю. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя / З. Ю. Дипломатова, В. Н. Иванов Г. А. Александрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2021. – №1. – С. 131-140.
- Тулякова, В. В. Риски организации наставничества в школе / В. В. Тулякова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 435-437. – URL: https://moluch.ru/archive/314/71698/ (дата обращения: 24.10.2023).
- Осипова, Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества / Т. Ю. Осипова // Концепт. – 2015. – №3. – С.1-9.