Ильина Ольга Константиновна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 349 с углубленным изучением английского языка г. Санкт-Петербурга
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161408
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема «Безличные глаголы»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161408


Ильина Ольга Константиновна:

 

Предмет Русский язык.  6 класс.
УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова
Тема урока Безличные глаголы
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Методическая цель Продемонстрировать применение элементов технологии критического мышления и организации работы в парах.
Содержание Теория: Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении. Смысловые группы безличных глаголов
Практика: различать безличные и личные глаголы; анализировать примеры использования личных глаголов в безличном значении. Разделять глаголы на смысловые группы
Идея урока Поэтапное включение новой информации в систему имеющихся знаний
Концепция (что нужно сделать, чтобы осуществить идею) Шаги: 1. На примере данного предложения повторяем уже изученное.

2. Находим в данном предложении новую информацию и анализируем ее путем сопоставления с известными нам фактами.

3. Выявляем особенности нового языкового явления самостоятельно и с привлечением информации из учебника.

4. Применяем на практике изученный материал, выполняя упражнения из учебника.

5. Проверяем качество усвоения нового материала, выполняя тестовую работу.

6. Проводим рефлексию для выявления своего восприятия нового материала.

Учебные цели Обучающая: научить распознавать безличные глаголы, определять их значение и морфологические формы, выявлять особенность предложений с безличными глаголами
Развивающая: формировать навык использования безличных глаголов в устной и письменной речи;

Развивать умение работать с источниками информации (учебником), текстами, таблицами. 

Воспитательная: создание атмосферы радости познания родного языка.
Планируемые результаты Предметные: формирование представлений о безличном глаголе,  формирование умения находить данные глаголы в тексте, определять их грамматические признаки
Метапредметные:  

Регулятивные: отработка навыков формулировки темы и цели урока,  высказывания предположения на основе наблюдений.

Познавательные: совершенствование умений объяснения языковых явлений, выявляемых в ходе исследования безличных глаголов

Коммуникативные:  совершенствовать владение навыками выразительного чтения, отрабатывать умение работать в парах, слушать и слышать других

Личностные:  формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

 

Этапы Содержание Методы, приемы Формы
Организационный этап. Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Проводит работу по эмоциональному и психологическому настрою учащихся на урок беседа фронтальная
Актуализация знаний Предложение, записанное на доске, надо переписать в тетрадь, расставив знаки препинания и раскрывая скобки:

        

Надо за дело бра( т..ся/ца) сказали два бра(т..ся/ца).

 Один учащийся выполняет работу на доске. Сопоставляем свой результат с ответом на слайде №2

Что вызвало затруднения? Что объединяет слова  с пропущенными буквами? Почему во втором слове можно забыть про букву т и не написать ее? (У этих слов одинаковая фонетическая форма (ученик у доски выполняет транскрипцию, сверяем со слайдом №3), они одинаково произносятся, но это слова разных частей речи, у них разный морфемный состав, разные способы словообразования (учащийся выполняет морфемный разбор у доски, затем сверяем со слайдом № 4), а значит, разные орфографические формы).

 Напишите схему этого предложения?( Сверяем со слайдом № 5)

Выделим ГО предложений, вошедших в прямую речь (один ученик продолжает работу  у доски, поясняя свое выполнение).

Вывод: В предложении, которым оформлены слова автора, подлежащее выражено СС, а в прямой речи подлежащего вообще нет.

Мы не можем точно сказать, кто будет выполнять это действие.

Интеллектуальная разминка Индивидуальная,

Фронтальная, индивидуальная у доски

Постановка целей, задач, проблемного вопроса урока. Запишите еще три предложения(Слайд № 6), выделите ГО

  1. Свет зажгли.
  2. Глядим в окно.
  3. Вдруг стемнело.  

Что объединяет эти предложения?

(у них нет подлежащего).

Подставьте устно в эти предложения личные местоимения в именительном падеже. Где не получилось?

К глаголу в третьем предложении  не получится подобрать лицо, которое выполняет это действие.

Предположите, как могут называться глаголы, которые обозначают действие, происходящее без действующего лица?

Это и будет нашей темой. Давайте ее запишем.

Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы на слайде №7:

  1. Узнать, что такое..
  2. Выяснить, в какой форме…
  3. Научиться отличать..

Обсудите с соседом по парте  и отредактируйте свои формулировки. 

Что у вас получилось? (Несколько учащихся отвечают).

Проблемная ситуация Эвристическая беседа,

Работа в парах

Мотивация учебной деятельности. Кто уже может дать определение безличному глаголу?

(1-2 учащихся по желанию дают ответы).

Первой цели мы уже достигли. 

Беседа Фронтальная,
Первичное усвоение новых знаний. 1.Теперь давайте сравним третье предложение с предложением, передающим  прямую речь? Что у них общего? В обоих предложениях нет и не может быть действующего лица. Значит, глаголы эти безличные. Определим в каких формах они стоят (учащиеся записывают):

  1. Неопред. форма
  2. Пр. вр, ед.ч, изъявит накл.

Чтобы узнать, какие еще формы может принимать безличный глагол, откройте учебник на стр.154, прочитайте статью и продолжите начатую нами запись.

Обсудите свою работу с соседом по парте. Кому и что пришлось изменить и дополнить?

2. У вас на партах есть карточки с таблицей. В правом столбце примеры  безличных глаголов. Они разбиты на три группы. Внимательно изучите эти примеры в паре, попытайтесь понять, какой темой они объединены, обсудите с соседом по парте и дайте название каждой группе, заполнив левый столбец таблицы.

Выводы: безличные глаголы могут обозначать явления природы, состояние человека, желательность возможность действия.

3. Продолжаем работу в парах.

 Каждая пара должна придумать и записать  предложение, соответствующее своей тематической группе. Для первого ряда это будет первая группа, для второго- вторая, для третьего-  третья 

работа с информацией в учебнике

Работа с таблицей

Взаимопроверка

Работа в парах

Физкультминутка 1.Встаньте те, кто считает, что безличные глаголы обозначают действие, которе происходит без действующего лица.

2.Поднимите руки вверх те, кто согласен с утверждением, что глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать? Кто не согласен, поставьте руки на пояс.

3. Если вы согласны с утверждением, что глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени, опустите руки.

4. Поднимите одну руку вверх, если вы считаете, что глагол хотеть относится к 1 спр, две – ко 2 спр.. сядьте за парту, если считаете, что он разноспрягаемый.

Первичная проверка понимания. Упражнение № 703 выполняем по вариантам:

1вариант  выписывает  глаголы, которые обозначают явления природы, 2 вариант – глаголы, которые обозначают состояние человека. Проверим, что получилось. Кто прочитает глаголы 1-ой группы? Какие относятся ко второй?

Выполните упр.№705, сначала проанализируйте примеры, размещенные перед упражнением.

К какому выводу вы пришли? ( Вывод: личные глаголы могут употребляться в значении безличных).

самостоятельная работа с учебником фронтальная
Первичное закрепление. Поиграем в игру «Да-нет-ка». Я читаю утверждения, а вы пишете только да, если согласны с ним, нет- если не согласны.

  1. Безличные глаголы не имеют личных форм. (Нет)
  2. У безличных глаголов есть только форма настоящего времени. (Нет)
  3. Безличные глаголы могут быть возвратными. (Да).
  4. Безличные глаголы употребляются в повелительном наклонении. (Нет)
  5. Безличные глаголы могут обозначать явления природы и состояние человека. (Да)
  6. Безличные глаголы не имеют при себе подлежащего. (Да).
  7. Безличные глаголы не употребляются в устной речи (Нет).
  8. Личные глаголы могут употребляться в значении безличных. (Да)

Проверьте свою работу, сопоставив свои ответы с ответами на слайде № 8.  

Оцените себя по критериям на слайде № 9. Обсудите с соседом по парте полученный результат.  Задайте вопрос или объясните возникшие затруднения.

Если остались еще вопросы, задайте их мне.

Обратимся к целям нашего урока. Все ли у вас получилось? Поднимите руки, кто достиг своих целей.

игра  работа в парах, самостоятельная работа
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Дома вы продолжите конструировать предложения с безличными глаголами. Это будет упр. № 708. беседа фронтальная
Подведение итогов урока, рефлексия. А сейчас я прошу вас взять в чистые листы бумаги, которые есть у вас на партах, цветные карандаши или ручки. Подумайте, как можно изобразить безличный глагол? Как вы его себе представляете? Мне хочется закончить урок стихотворением о безличных глаголах:

Есть ли лицо у глагола безличного,

Если морозит и щеки, и уши?

Есть ли лицо у глагола безличного,

Если не верится, если не можется?

Есть ли лицо у глагола безличного,

Если всем весело? Если хохочется?

прием «Ассоциация» индивидуальная

 

Средства обучения:

  1. Учебник.
  2. Презентация

3.Раздаточный материал

Раздаточный материал к уроку в 6 классе:
Что обозначают Примеры
Смеркается, морозит, вьюжит, потеплело
Взгрустнулось, подумалось, нездоровится, лихорадит
Следует надлежит, подобает, хочется, недостает, хватает

 

Что обозначают Примеры
Смеркается, морозит, вьюжит, потеплело
Взгрустнулось, подумалось, нездоровится, лихорадит
Следует надлежит, подобает, хочется, недостает, хватает

 

Что обозначают Примеры
Смеркается, морозит, вьюжит, потеплело
Взгрустнулось, подумалось, нездоровится, лихорадит
Следует надлежит, подобает, хочется, недостает, хватает

 

Что обозначают Примеры
Смеркается, морозит, вьюжит, потеплело
Взгрустнулось, подумалось, нездоровится, лихорадит
Следует надлежит, подобает, хочется, недостает, хватает

 

Что обозначают Примеры
Смеркается, морозит, вьюжит, потеплело
Взгрустнулось, подумалось, нездоровится, лихорадит
Следует надлежит, подобает, хочется, недостает, хватает

 

Что обозначают Примеры
Смеркается, морозит, вьюжит, потеплело
Взгрустнулось, подумалось, нездоровится, лихорадит
Следует надлежит, подобает, хочется, недостает, хватает

 

Что обозначают Примеры
Смеркается, морозит, вьюжит, потеплело
Взгрустнулось, подумалось, нездоровится, лихорадит
Следует надлежит, подобает, хочется, недостает, хватает

 

Что обозначают Примеры
Смеркается, морозит, вьюжит, потеплело
Взгрустнулось, подумалось, нездоровится, лихорадит
Следует надлежит, подобает, хочется, недостает, хватает
Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема «Безличные глаголы»