Майзенгельтер Ольга Владимировна
Воспитатель
ГКУ СО КК «Кущевский СРЦН»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161430
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Если есть семья – значит, счастлив я», в рамках проведения мероприятий, посвященных «Дню семьи, любви и верности»
Наименование конкурсной работы: Социальный проект «Маленькая страна под названием Семья!»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161430


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное казенное учреждение 

социального обслуживания Краснодарского края

«Кущевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

 

 

Социальный проект 

«Маленькая страна под названием – Семья!»

Автор проекта: Майзенгельтер Ольга Владимировна,

воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации

ст-ца Кущевская

2022 г.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Маленькая страна под названием – Семья!»

Краткая аннотация

Часто слышны высказывания на дефицит у россиян национального самосознания, на отсутствие единства нации. Но ведь нация начинается в семье. А семья – это не только «папа, мама, я» (зачастую эта цепочка бывает еще короче), это целый род. Знать свой род, семью, их историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а членом своей семьи, частичкой родных людей, создающих историю и судьбу своей страны. Это важное условие самосознания и показатель культуры отдельного человека и всех людей. В тоже время в семье, где все знают друг друга и воспитываются в духе взаимопонимания и взаимопомощи, ребёнок становится ответственен за свое поведение, за свою жизнь.

Создание и реализация социального проекта «Маленькая страна под названием – Семья!» способствуют решению данного социально – значимого аспекта.

Описание проблемы

 

Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья — это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Дети должны учиться не столько брать, а самое главное – отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу. Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви.

На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Помогут не только экономические меры. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе. В статье 44 Закона об образовании говорится: «Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Существует множество проблем современной семьи:

  • большинство семей озабочены решением проблем экономического, физического выживания;
  • родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка;
  • ограниченность общения взрослого и ребёнка;
  • недостаточность эмоционального компонента общения.

Необходимо ликвидировать эти проблемы в целенаправленной работе и формировать у родителей педагогическую компетентность.

Общаясь с детьми, выясняется, что дети не знают своих родных, имен своих бабушек и дедушек, их профессий, интересов семьи. Поэтому тема для меня стала актуальной. Изучение истории семьи является одной из значимых и возникает потребность в её изучении. Без активного участия родителей, работа воспитателей не принесет нужных результатов.

 

Срок реализации проекта: сентябрь –октябрь 2022 года.

Участники, реализующие данный проект:

Воспитатель, медицинские работники, родители (законные представители), воспитанники центра.

Ключевые методики, технологии, инструментарий:

 – использование деятельностного подхода в обучении и внеклассной работе с воспитанниками с применением современных образовательных технологий;

 – использование здоровъесберегающих образовательных технологий;

– ориентация на развитие ребенка путем создания комплекса взаимосвязанных педагогических и психологических условий в целях развития индивидуальных способностей несовершеннолетних;

 – личностно-ориентированные технологии, при которых в центр всей образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализация ее природных потенциалов.

Цель: формирование у воспитанников чувства семейной принадлежности и уважительного отношения к своей семье; создание генеалогического древа семьи.

Задачи проекта:

Разработка и внедрение новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.

Обучающие: 

  • познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи»;
  • научить составлять древо своей семьи;
  • формировать навыки творческого рассказывания;

 

Развивающие: 

  • развивать коммуникативные навыки;
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
  • расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, о профессиях членов семьи.

 

Воспитательные: 

  • воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи развивать у детей чувство гордости за членов своей семьи. 

Принципы проекта: непрерывность и преемственность, принцип активного обучения, последовательность и систематичность, прочность, учет возрастных и индивидуальных особенностей

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит несовершеннолетним: овладеть понятием «семья»; узнать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек; узнать свои права и обязанности. Воспитанники совместно с родителями (законными представителями) составят родословную семьи и тем самым укрепят детско – родительские отношения.

Формы реализации

Проведение опросов, бесед, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеороликов; консультация.

 

Критерии успешности реализации проекта

Положительная качественная динамика в взаимоотношениях несовершеннолетнего и родителя (законного представителя), повышение количества детей, вовлеченных в кружки и секции, положительные отзывы участников проекта о проделанной работе и их заинтересованность в дальнейшем обогащении знаний о родословной семьи.

Список литературы:

 

  1. Сухомлинский, В. «Мудрость родительской любви» / В. Сухомлинский. – Москва: Молодая гвардия, 2020. – 304 с.
  2. Розанова, Е. Г. «Праздники в школе и дома: сценарии, викторины, игры» / художн. И. Новиков; оформл. Серии А. Литвиненко. – Москва: Росмэн, 2021. – 100 с.
  3. А. Г. Мосин. «Мой род в истории: Учебное пособие для основной школы» / авт. сост. А. Г. Мосин. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2023. – 328 с.: ил.
  4. Родовед Режа. Наши родные деревни и села. Сборник статей. Выпуск 2. – Реж: ООО «Режевской Печатный Дом», 2020. –129 с.
  5. Л.Н. Цымбалова, Л.Н. Тайны происхождения наших фамилий: [Текст]: / Л.Н. Цымбалова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 473, [1] c.
  6. О. Дан. «Составь свою родословную» (+СD – программа построения фамильного дерева) / О. Дан. – СПб.: Питер, 2020. – 128с.: ил.
  7. Калистратова, Э.А. Пособие по составлению родословия / Э.А. Калистратова. – Екатеринбург: «Филантроп», 2019. – 100с.
  8. Смирнова, Надежда Николаевна. Семейное право: учебное пособие / Н. Н. Смирнова. – Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 2021. – 224 с. 
  9. А. А. Лопатина, Александра Александровна. Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – Москва: Амрита-Русь, 2022. – 160 с.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное казенное учреждение 

социального обслуживания Краснодарского края

«Кущевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

 

 

Календарно – тематическое планирование

социального проекта «Маленькая страна под названием – Семья!»

Автор проекта: Майзенгельтер Ольга Владимировна,

воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации

ст-ца Кущевская

2022 г.

План – сетка мероприятий к социальному проекту 

«Маленькая страна под названием – Семья!»

 

№ п/п Мероприятие Дата проведения Исполнитель
1 Опрос воспитанников и родителей (законных представителей) 

«Что я знаю о семье? »

02.09.2022 г. Воспитатель
2 Беседы: «Мы разные», «Моя семья» 09.09.2022 г. Воспитатель
3 Просмотр тематического видеофильма 

«Семейное древо – почему это важно?»

15.09.2022 г. Воспитатель
4 Консультация родителей «Духовно-нравственное воспитание» 19.09.2022 г. Воспитатель
5 Конкурс рисунков «Моя семья» 22.09.2022 г. Воспитатель
6 Строительная игра «Дом для моей семьи» 29.09.2022 г. Воспитатель
7 Соревнование «Спортивная семья» 03.10.2022 г. Воспитатель
8 Разучивание песен, стихов, на семейную тематику 05.10.2022 г. Воспитатель
9 Конкурсно – игровая программа «Моя семья – мое богатство»  10.10.2022 г. Воспитатель
10 Беседа «Семейные традиции» 18.10.2022 г. Воспитатель
11 Создание древа «Моя родословная» 25.10.2022 г. Воспитатель
12 Межсемейные соревнование «Мама, папа, я – дружная семья» 30.10.2022 г. Воспитатель
Социальный проект «Маленькая страна под названием Семья!»