МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Кущевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Социальный проект
«Маленькая страна под названием – Семья!»
Автор проекта: Майзенгельтер Ольга Владимировна,
воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации
ст-ца Кущевская
2022 г.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Маленькая страна под названием – Семья!»
Краткая аннотация
Часто слышны высказывания на дефицит у россиян национального самосознания, на отсутствие единства нации. Но ведь нация начинается в семье. А семья – это не только «папа, мама, я» (зачастую эта цепочка бывает еще короче), это целый род. Знать свой род, семью, их историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а членом своей семьи, частичкой родных людей, создающих историю и судьбу своей страны. Это важное условие самосознания и показатель культуры отдельного человека и всех людей. В тоже время в семье, где все знают друг друга и воспитываются в духе взаимопонимания и взаимопомощи, ребёнок становится ответственен за свое поведение, за свою жизнь.
Создание и реализация социального проекта «Маленькая страна под названием – Семья!» способствуют решению данного социально – значимого аспекта.
Описание проблемы
Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья — это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Дети должны учиться не столько брать, а самое главное – отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу. Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви.
На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Помогут не только экономические меры. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе. В статье 44 Закона об образовании говорится: «Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Существует множество проблем современной семьи:
- большинство семей озабочены решением проблем экономического, физического выживания;
- родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка;
- ограниченность общения взрослого и ребёнка;
- недостаточность эмоционального компонента общения.
Необходимо ликвидировать эти проблемы в целенаправленной работе и формировать у родителей педагогическую компетентность.
Общаясь с детьми, выясняется, что дети не знают своих родных, имен своих бабушек и дедушек, их профессий, интересов семьи. Поэтому тема для меня стала актуальной. Изучение истории семьи является одной из значимых и возникает потребность в её изучении. Без активного участия родителей, работа воспитателей не принесет нужных результатов.
Срок реализации проекта: сентябрь –октябрь 2022 года.
Участники, реализующие данный проект:
Воспитатель, медицинские работники, родители (законные представители), воспитанники центра.
Ключевые методики, технологии, инструментарий:
– использование деятельностного подхода в обучении и внеклассной работе с воспитанниками с применением современных образовательных технологий;
– использование здоровъесберегающих образовательных технологий;
– ориентация на развитие ребенка путем создания комплекса взаимосвязанных педагогических и психологических условий в целях развития индивидуальных способностей несовершеннолетних;
– личностно-ориентированные технологии, при которых в центр всей образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализация ее природных потенциалов.
Цель: формирование у воспитанников чувства семейной принадлежности и уважительного отношения к своей семье; создание генеалогического древа семьи.
Задачи проекта:
Разработка и внедрение новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.
Обучающие:
- познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи»;
- научить составлять древо своей семьи;
- формировать навыки творческого рассказывания;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, о профессиях членов семьи.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи развивать у детей чувство гордости за членов своей семьи.
Принципы проекта: непрерывность и преемственность, принцип активного обучения, последовательность и систематичность, прочность, учет возрастных и индивидуальных особенностей
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит несовершеннолетним: овладеть понятием «семья»; узнать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек; узнать свои права и обязанности. Воспитанники совместно с родителями (законными представителями) составят родословную семьи и тем самым укрепят детско – родительские отношения.
Формы реализации
Проведение опросов, бесед, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеороликов; консультация.
Критерии успешности реализации проекта
Положительная качественная динамика в взаимоотношениях несовершеннолетнего и родителя (законного представителя), повышение количества детей, вовлеченных в кружки и секции, положительные отзывы участников проекта о проделанной работе и их заинтересованность в дальнейшем обогащении знаний о родословной семьи.
Список литературы:
- Сухомлинский, В. «Мудрость родительской любви» / В. Сухомлинский. – Москва: Молодая гвардия, 2020. – 304 с.
- Розанова, Е. Г. «Праздники в школе и дома: сценарии, викторины, игры» / художн. И. Новиков; оформл. Серии А. Литвиненко. – Москва: Росмэн, 2021. – 100 с.
- А. Г. Мосин. «Мой род в истории: Учебное пособие для основной школы» / авт. сост. А. Г. Мосин. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2023. – 328 с.: ил.
- Родовед Режа. Наши родные деревни и села. Сборник статей. Выпуск 2. – Реж: ООО «Режевской Печатный Дом», 2020. –129 с.
- Л.Н. Цымбалова, Л.Н. Тайны происхождения наших фамилий: [Текст]: / Л.Н. Цымбалова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 473, [1] c.
- О. Дан. «Составь свою родословную» (+СD – программа построения фамильного дерева) / О. Дан. – СПб.: Питер, 2020. – 128с.: ил.
- Калистратова, Э.А. Пособие по составлению родословия / Э.А. Калистратова. – Екатеринбург: «Филантроп», 2019. – 100с.
- Смирнова, Надежда Николаевна. Семейное право: учебное пособие / Н. Н. Смирнова. – Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 2021. – 224 с.
- А. А. Лопатина, Александра Александровна. Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – Москва: Амрита-Русь, 2022. – 160 с.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Кущевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Календарно – тематическое планирование
социального проекта «Маленькая страна под названием – Семья!»
Автор проекта: Майзенгельтер Ольга Владимировна,
воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации
ст-ца Кущевская
2022 г.
План – сетка мероприятий к социальному проекту
«Маленькая страна под названием – Семья!»
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Исполнитель |
1 | Опрос воспитанников и родителей (законных представителей)
«Что я знаю о семье? » |
02.09.2022 г. | Воспитатель |
2 | Беседы: «Мы разные», «Моя семья» | 09.09.2022 г. | Воспитатель |
3 | Просмотр тематического видеофильма
«Семейное древо – почему это важно?» |
15.09.2022 г. | Воспитатель |
4 | Консультация родителей «Духовно-нравственное воспитание» | 19.09.2022 г. | Воспитатель |
5 | Конкурс рисунков «Моя семья» | 22.09.2022 г. | Воспитатель |
6 | Строительная игра «Дом для моей семьи» | 29.09.2022 г. | Воспитатель |
7 | Соревнование «Спортивная семья» | 03.10.2022 г. | Воспитатель |
8 | Разучивание песен, стихов, на семейную тематику | 05.10.2022 г. | Воспитатель |
9 | Конкурсно – игровая программа «Моя семья – мое богатство» | 10.10.2022 г. | Воспитатель |
10 | Беседа «Семейные традиции» | 18.10.2022 г. | Воспитатель |
11 | Создание древа «Моя родословная» | 25.10.2022 г. | Воспитатель |
12 | Межсемейные соревнование «Мама, папа, я – дружная семья» | 30.10.2022 г. | Воспитатель |