Роль имени прилагательного в стихотворении Сергея Есенина «Поёт зима – аукает»
Тип урока: бинарный
Ход урока.
- Оргмомент. Психологический настрой. – И.Н.
-Здравствуйте, ребята! Какое сегодня у вас настроение?
-А у Вас, Нонна Анатольевна!
Вывод: у ребят настроение хорошее, у педагогов тоже, думаю, можно начать наш урок.
- Целеполагание учителей и учеников- Н.А.
-Наверное, возникает вопрос: почему два учителя ведут один урок? Ответим.
Видеоролик о близких друг другу обучающих темах и целях данного урока
Сформулируйте тему урока?(Имя прилагательное в стихотворении Сергея Есенина «Поёт зима – аукает»
-Какие задачи перед собой можете определить вы, ребята? Хочу🙁научиться…, узнать…, повторить…)
Вывод: учитель кратко обобщает:
3.Мотивация – И.Н.
Запишите в тетради тему урока.
Учитель:
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё… прилагательное!
Найти нужное прилагательное – дело нелёгкое для ученика или поэта! Надеюсь, что сегодня прилагательное нас удивит.
- 4. Роль прилагательного в тексте. – И,Н,
Слайд со стих С.Есенина
Чтение стихов учителем
Беседа и выводы:
-Понравились? Знакомые? Кто автор?
-О чем эти стихи? (первое об осени,второе – о березе)
– Какие слова описывают осень и березу? И прилагательные в т.ч, назовите их?
-А какие прилагательные передают отношение автора к предмету изображения? (золотая, весёлым)
Слайд с деформированным текстом.
– Прочитайте.
-Понравился? Любуется черёмухой автор? чего не хватает в тексте? (прилаг)
– Давайте попробуем предположить, какиеприлаг. использует автор? Задание: 1 в. – подберите прилаг к сущ.1 стофы, 2 в. – 2 строфы.
-Заслушать примеры.
– Сравним с авторским текстом. У кого – красивее, образнее, точнее?
-Какова роль прилаг. в тексте?
Вывод: украшают, уточняют речь, передают настроение, рисуют картины)
- Имя прилаг как часть речи – И,Н.
–Что вы знаете, ребята, о прилагательном как части речи? (какой?Признак предмета)
-С какой частью речи согласуется?
– каким членом предложения является?
Слайд – ассоциограмма
– Используя опорную запись, составьте рассказ о прилаг из 4 предложений.
Послушаем 1 ученика.
– У кого получился примерно такой же рассказ?
Проверьте себя. Слайд
Вывод, учитель: прилагательное – важные слова в речи, согласуясь с существительными, описывают предметы. Роль их велика особенно в художественной литературе. Их используют при описании чувств, настроения, душевных переживаний. Особая роль – в создании картин природы. Великие мастера русского слова используют их в своих стихах. Один из них – замечательный русский поэт Сергей Есенин.
- Работа со стихотворением – Н.А.
Слайд с портретом С,Е.
-Что знаете о поэте Сергее Александровиче Есенине?
Сегодня мы будем говорить о творчестве этого русского поэта и познакомимся с его стихотворением «Поет зима – аукает…»
Учитель. Сергей Александрович Есенин(1895 – 1925) родился в селе Константинове Рязанской области. С раннего детства он любовался красотой русской природы, слушал народные песни и сказки. В доме поэта часто звучали народные песни, прекрасно пели его родители. Действительно, выходец из деревни, Есенин понимает природу, любуется суровой зимой, долгожданной весной и жарким летом. В его стихах природа звенит голосами птиц, деревьев, рек. Она может быть разной по настроению. Читая стихи Есенина , мы чувствуем его любовь ко всему окружающему миру. Он передает глубокие человеческие чувства через картины природы.Неслучайно Есенин часто описывает виды русской природы, деревенские пейзажи.
Анализ 1,2
Послушайте, как певец русской природы, поэт Сергей Есенин, описал зимний лес в своём стихотворении «Поёт зима – аукает…»
Предлагаю ребятам (Суходолин, Васильев, Хлюпин) выразительно прочитать по строфам, стараясь передать свое настроение.. Чтение стихотворения : Суходолин, Васильев, Хлюпин, Создадим целостность стиха
-Какие чувства возникли после чтения ребят? Впечатление?
Опишите свои чувства.(Одной мыслью)
Прежде чем мы обратимся к тексту стих., давайте повторим, что такое образ?(стр76)
При помощи каких слов он создается?
Поработаем над первой строфой.: чтение вслух 1ряд
Как прочитаем о вьюге? (Со злостью в голосе, громко)
Попробуем в чтении передать НАСТРОЕНИЕ поэта.
Если быть внимательным к слову поэта, можно почувствовать, увидеть, понять тему и основную мысль стихотворения.(зима, красота природы)
Какие образы рисует поэт?
– Как вы понимаете выражение «Поёт зима – аукает…»? (Зимой метели, вьюги).
– «Мохнатый лес» – это какой лес? (На ветках иголочки, снег).
Куда плывут облака?
Вывод:природа суровая
- Прочитайте про себя вторую строфу.
Как будем читать о воробьях? (Ласково, с жалостью). Вслух.
– Найдите строчки, в которых изображена метель. С чем она сравнивается? Почему? шелковым ковром.Ветер поднимает снег в воздух, как тонкий шёлк)
– Найдите строчки, в которых говорится о воробышках. Как автор характеризует воробьёв? («Игривые, детки сиротливые»).
-Как вы понимаете слово «игривые»? (Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют).
– – Почему воробьи прижались именно у окна? (Они греются, потому что из дома идёт тепло, они ещё надеются, что человек их накормит, ведь сытому не так холодно).
ВЫВОД: Всё живое надо жалеть, помогать зимой птицам
Физминутка. Запись звучания вьюги.
Ещё раз прочтите вслух хором вторую строфу.
– Какой звук ясно слышится? (Звук [Р])
. Что напоминает вам звук [Р]? (Рычание собаки).
– Порычите.
– Почему автор использует слова, в которых часто встречается звук [Р]? (Чтобы ярче передать характер вьюги).
– А какой у вьюги характер? (Свирепый, беспощадный).
-Порычите грозно, постарайтесь предать голосом злость.
-А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте.(Музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги).
-Как вы себя чувствуете в такую вьюгу? Покажите как вы замёрзли. Что нужно сделать, чтобы согреться? (Попрыгать, полетать).
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей. (Прыжки на месте)
Воробушек – пташка
Серая рубашка (Руки на поясе, повороты туловища влево-вправо)
Откликайся, воробей,
Вылетай – ка, не робей. (Машем крылышками).
-Ну что, воробьишки согрелись? А теперь садимся на места и работаем дальше.
Анализ 3 строфы.
- Прочитайте про себя третью строфу. Вслух.
– Как вы понимаете слово «озябли»? (Замёрзли)
– Почему воробышки замёрзли? (На улице мороз и ветер, они голодные, усталые).
– Какое чувство вызывают у поэта воробышки? ( Чувства грусти, жалости).
(В словах чувствуется отношение автора к воробьям, видна его любовь, жалость к этим птицам)
– Найдите строчки, в которых описана вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу? (Со злым человеком)
Вывод: Какие художественные образы вы увидели в стихотворении?
(Аппликация на доске). Какие слова помогали понять особенности этих образов? Прилагательные
Беседа у доски Почему 3образа ЗИМЫ?
И.Н,что нужно знать об этих словах, чтобы уметь находить их в худ. тексте?
7.Морфологические признаки прилагательного. _И.Н.
-Ребята, вы хорошо почувствовали отношение поэта к птицам. Сострадательное, ласковое отношение к птицам помогают почувствовать и сущ. Найдите сущ. С ум-ласк. Суффиксами? (воробышки, пташки). Какие прилаг. дописывают их образы?
– Давайте выпишем словосочетания сущ +прилаг, определим их морф. признаки.(воробышки игривые, пташки сиротливые). Докажите, что прилаг. изменяется по родам?
-Прокомментируйте, что значит, сущ и прилаг. согласуются? Окончание прилаг. – это орфограмма? Об это речь впереди
-Каким членом предложения явл. прилаг, подчеркните.
Орфографическая минутка.
-Рассмотрите прилагательные с точки зрения орфограмм в них. Найдите прилаг. с проверяемой гласной в корне слова.
1ряд- в 1 строфе,
2 ряд- во 2 строфе,
3 ряд – в 3 строфе
Ответ:мохнатый, далёкую, седые, сиротливые, голодные.
Слова на доске- обозначить орфограмму, запись в тетрадях и на доске.
Вывод: внимание к корневым гласным в любой части речи
Прилагательные – синонимы. Эпитет.
Какие прилагательные удивили больше всего? (удивили образностью, необычностью, неожиданностью?)
А мне очень нравится образ, созданный прилагательным . – седой. Почему именно это прилагательное? У него много синонимов. А сколько? Ангелина изучила словарь синонимов. Слайд
Вывод: каждое прилагательное , выбранное поэтом, рисует образ, картину, передаёт его видение жизни.
– Как называем прилагательные , ярко рисующие образ? (правильно, эпитет)
-Как говорит история языка, слова прилагательное и эпитет родственные. Слайд
Вывод: вот так не перестаёт удивлять нас прилагательное.
- Анализ 4 строфы- Н.А. Удивляют и стихи Есенина
– Какой снится воробышкам в студёную зимнюю пору весна? («Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна»)
– Как вы понимаете эти строки? (Весной ярко светит солнце)
– Почему воробышкам снится весна? ( Зимой им холодно, а весной- тепло)
- Творческое применение полученных знаний. – Н.А.
(Распечатка) Время-3мин
Оценка на восприятие муз. Произведение Свиридова, фрагмент-1строфа (2мин)
Вы обратили внимание, что стих Есенина музыкальны? Послушаем.
Сумел ли Свиридов передать настроение поэта?
1Что изображает эта музыка?(картину зимы, передает ощущение снегопада, вьюги)
-Познакомившись с этим стихотворением, прослушав стих в музыке, что вы можете сказать о Сергее Есенине как о человеке? (Сергей Есенин любил животных, птиц, жалел их, любил зиму)
- Проверка усвоения.
1.Чтение наизусть с передачей всех чувств автора!
2.Тест по прилагательному, стих о прилагательном – И.Н.
11.Рефлексия. Самооценка учеников. – Н.А.
Вернемся к задачам урока. Выберете фразу и продолжите её
Моя задача урока выполнена, цели достигнуты. Спасибо за урок!
- Оценка работы. –Н.А., И.Н. – словесная.