Косова Светлана Ивановна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161434
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «9 мая — Великая Победа», приуроченный к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия «Войны священные страницы. Бессмертный подвиг Ленинграда»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161434


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Никольская средняя общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Методическая разработка внеклассного мероприятия учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Косова С.И.

                              

Войны священные страницы. 

Тема: «Бессмертный подвиг Ленинграда»

Цели: 1. Воспитывать чувство патриотизма учащихся на примере героиче-

                   ского подвига защитников Ленинграда.

  1. Активизировать поисковую деятельность учащихся, направленную 

                  на изучение основных этапов Великой Отечественной войны, и 

                  участие наших земляков в основных сражениях.

Учитель: Пусть перед мысленным взором снова пройдёт война –  величай-

                  шее испытание выпавшее на долю старшего поколения. Пусть в

                  сутолоке жизни молодые люди не забывают о тех, кто 65 лет на-

                  зад сделал для своей отчизны всё, и даже больше. Героизму и му-

                  жеству защитников Ленинграда посвящается…

1 ученик: «Жестокость является благом для будущего… Войну против Рос-

                   сии нельзя вести по – рыцарски. Её нужно вести с беспощадной,

                   безжалостной и неукротимой жестокостью… Ты должен с созна-

                   нием  своего достоинства проводить самые жестокие и самые бес-

                   пощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия».

                   Так напутствовал Гитлер своих солдат перед нападением на нашу

                   страну.

Звук сирены. Звучат записи позывных Москвы (Левитан). 1 куплет песни «Священная война».

2 ученик: Мяли танки тёплые хлеба,

                  И горела, как свеча, изба.

                  Шли деревни. Не забыть вовек

                  Визга умирающих телег,

                  Как лежала девочка без ног,

                  Как не стало на земле дорог.

                  Но тогда на жадного врага

                  Ополчились нивы и луга,

                   Разъярился даже горицвет,

                  Дерево и то стреляло вслед.

                  Ночью партизанили кусты

                  И взлетали как щепа мосты.

                  Шли с погоста деды и отцы,

                  Пули подавали мертвецы,

                  И, косматые, как облака,

                  Врукопашную пошли века…

                                          (И. Эренбург).

Показ 2 слайда. (Немцы блокируют Ленинград).

3 ученик: Осенью 1941 года немецкое командование осознало, что блиц-криг – план молниеносной войны провалился. А потому в Берлине вдруг заговорили о недопустимости «рисковать  жизнью немецкого солдата» при взятии Москвы и Ленинграда. Похоронив стратегию блицкрига, они увидели спасение в стратегии голода. Последовали многократные истеричные выкрики Гитлера, что блокированный Ленинград «выжрет себя сами, как спелый плод, упадёт к нам в руки».

  8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве. В кольце блокады оказалось 2 млн. 887 тысяч человек.

4 ученик: Первый день догорал

                  Как потом оказалось,

                  Впереди оставалось

                  Ещё девятьсот.

900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносили столь жестокого испытания.

Показ 3 слайда (Дети в осаждённом городе).

                  Дети плача хлеба просили

                  Нет страшнее пытки такой.

                  Ленинградцы ворот не открыли

                  И не вышли к стене городской.

                 Без воды, без тепла и без света

                 День похож на чёрную ночь

                 Может, в мире и силы нету,

                 Чтоб всё это превозмочь?

                 Умирали – и говорили: «Наши дети увидят свет!»

                 Но ворота не открыли,

                 На колени не встали, нет!

Показ 4 слайда. (Выдача хлеба).

И взлетали как щепа мосты.

                  Шли с погоста деды и отцы,

                  Пули подавали мертвецы,

                  И, косматые, как облака,

                  Врукопашную пошли века…

                                          (И. Эренбург).

Показ 2 слайда. (Немцы блокируют Ленинград).

3 ученик: Осенью 1941 года немецкое командование осознало, что блиц-криг – план молниеносной войны провалился. А потому в Берлине вдруг заговорили о недопустимости «рисковать  жизнью немецкого солдата» при взятии Москвы и Ленинграда. Похоронив стратегию блицкрига, они увидели спасение в стратегии голода. Последовали многократные истеричные выкрики Гитлера, что блокированный Ленинград «выжрет себя сами, как спелый плод, упадёт к нам в руки».

  8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве. В кольце блокады оказалось 2 млн. 887 тысяч человек.

4 ученик: Первый день догорал

                  Как потом оказалось,

                  Впереди оставалось

                  Ещё девятьсот.

900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносили столь жестокого испытания.

Показ 3 слайда (Дети в осаждённом городе).

                  Дети плача хлеба просили

                  Нет страшнее пытки такой.

                  Ленинградцы ворот не открыли

                  И не вышли к стене городской.

                 Без воды, без тепла и без света

                 День похож на чёрную ночь

                 Может, в мире и силы нету,

                 Чтоб всё это превозмочь?

                 Умирали – и говорили: «Наши дети увидят свет!»

                 Но ворота не открыли,

                 На колени не встали, нет!

Показ 4 слайда. (Выдача хлеба).

. От малого до старого – все испытывали голод, но трудились и жили с надеждой в торжество победы.

8 слайд. (Ленинградцы у станков).

Ленинградцы во время блокады дали фронту 200 новых и отремонтированных танков, 1500 самолётов, 12 тысяч миномётов, 225 тысяч автоматов, около 10 миллионов снарядов и мин, тысячи орудий, много боевых кораблей.

9 слайд. (Музыканты в блокированном Ленинграде). (Под музыку Шостаковича).

Учёные проводили опыты в лабораториях, музыканты опускали замёрзшие пальцы на клавиши рояля, и рождалась чудо-музыка. Одетые в ватники и полушубки, они играли в зале, где медь инструментов примерзала к губам, а пальцы скрючивались от холода, – они берегли музыку непокорённого города. Мир услышал трансляцию из Ленинграда Седьмой симфонии Шостаковича. В тот день и тот час, когда в Ленинграде оркестр впервые исполнял Седьмую симфонию, по приказу командующего открыли огонь батареи Ленинградского фронта. Наша артиллерия открыла по врагу такой яростный огонь, что заставила замолчать немецкие батареи.

Музыка звучит сильнее 3 минуты.

2 ученик:   Птицы смерти в зените стоят,

                    Кто идёт защищать Ленинград,

                    Не шумите вокруг, он дышит,

                    Он живой ещё, он всё слышит.

                    Как  на влажном балтийском дне

                    Сыновья его стонут во сне,

                    Как из недр его вопль: «Хлеба!»

                    До седьмого доходит неба.

                    Но безжалостна эта твердь,

                    И глядит из всех окон смерть.

10 слайд. (Струдники Всесоюзного института: Эгис, Иванов, Родина, Щукин).

Среди сотен тысяч героев В.О. войны, поражающих мужеством и отвагой, эти герои особенные. Во время блокады сотрудники Всесоюзного института растениеводства имени академика Вавилова сохранили сортовую коллекцию семян пшеницы, риса, кукурузы и многих других культур. Всего более ста тысяч образцов из ста восемнадцати стран. Это значит – тонны зерна!

  Рядом с пакетами риса умерли от голода доктор биологических наук С.А.Эгис и старший научный сотрудник Д.С.Иванов. Умерла от истощения хранительница образцов овса Л.М. Родина, готовя к отправке на Большую землю семена пшеницы, умер А.Г. Щукин. Всего в этом списке 24 имени. Они умирали рядом с хлебом, но не взяли ни зёрнышка.

Зажигаются свечи. Тихо звучит музыка. Полумрак.

11 слайд: (Таня Савичева).

3 ученик: О блокаде Ленинграда, о героических защитниках невской твердыни, о «наёмном убийце» фашистов – блокадном голоде существует обширная документальная литература.

  Немало душ, сердец во всём мире потряс зимний дневничок маленькой Тани Савичевой 11 летней ленинградской девочки. Её убили фашисты. Не пулей не снарядом – голодом. В конце лета 1942 г. Таню вместе с ребятами детского дома вывезли из Ленинграда в Шатковский район Горьковской области. Там она умерла от последствий голода.

12 слайд: (Могила Т. Савичевой).

Её похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится над мраморным надгробием. Рядом – стела с барельефом девочки и страничками из её дневника. 

13 слайд. (Памятник Т. Савичевой в Санкт – Петербурге).

Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги жизни».

14 слайд (Георгий Алексеевич Князев).

4 ученик: Георгий Алексеевич Князев директор архива Академии Наук СССР оставил свои записи в дневнике под названием «В осаждённом Ленинграде».

15 слайд. (Рита Самуиловна Клиот)

5 ученик: Рита Самуиловна Клиот оставила свои записи под названием «Что разрушила война».

16 слайд. (Юлия Владиславовна Полховская).

6 ученик: Юлия Владиславовнв Полховская автор дневника под названием «Мы разучились улыбаться».

  

                 Я к ним подойду,

                 Одеялом укрою,

                 О чём – то скажу, но

                 Они не услышат.

                 Спрошу – не ответят.

                 А в комнате –  трое.

                 Нас в комнате трое,

                 Но двое не дышат.

                Я знаю – не встанут,

               Я всё понимаю.

               Зачем же я  хлеб на три части ломаю…

Учитель объявляет минуту молчания.

17 слайд. (Дорога жизни). Звучит песня «Эх Ладога».

1 ученик: Но вот в декабре 1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» – по Ладожскому озеру, и в Ленинград поступает полноценная ржаная и пшеничная мука. К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с примесями пшеничной муки.

18 слайд. (Салют. Прорыв блокады Ленинграда).

27 января 1944 года Ленинград был освобождён от вражеской блокады.

19 Слайд. (Никто не забыт – ничто не забыто). Музыка: Моцарт «Реквием».

2 ученик: Нет, мы никогда не забудем , что за 900 дней блокады убито 16 747 человек мирного населения, что 642 000 умерло от голода и холода»…

                  Когда потомки захотят,

                  Найдя  слова с понятиями вровень,

                  Сказать о пролитой бесценной крови

                  О мужестве, проверенном стократ,

                  О доблести, то скажут – Ленинград.

                  И всё сольётся в этом слове.

20 слайд. (Современный город. Памятник блокадникам).

Учитель: На 10 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гений русского народа, беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие. Величественен, прост и прекрасен, и небо над ним светлое и ясное…

Ученик читает стихотворение:

   Всё с этим городом навек-

   И песня, и душа,

   И чёрствый хлеб,

   Любовь, тоска.

  Печаль и смех,

  Обида, горечь и успех-

  Вся жизнь, что на глазах у всех

  Горит, летит спеша.

  Я душу вынес из огня

  Через кольцо блокад.

  Ты песней жизни для меня 

  Остался Ленинград!

 Что будет-радуюсь тому,

  Пою о том, что есть.

  Пылать здесь сердцу моему

  И разрываться здесь.

Учащиеся поют 1 куплет песни «город над вольной Невой».

  Город над вольной Невой,

  Город нашей славы трудовой,

  Слушай, Ленинград, я тебе спою

  Задушевную песню мою.

Используемые источники и литература:

1.А.Адамович., Д. Гранин Блокадная книга // – М.: – 1982.

  1. Блокадники // Волгоград. – Комитет по печати. – 1996.
  2. Был город-фронт, была блокада…// Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней. – Л. Детская литература. – 1984.
  3. Вчера было девять тревог // Нева, №1. – Ленинград блокадный. – 1999.
  4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х томах. Т. 2. – 12-е издание. М. : А О « Издательство « Новости» –  1987. –с. 169-170.
  5. И.А. Иванова. За блокадным кольцом: воспоминания /автор-составитель– СПб: ИПК «Вести», 2007. – с.75-77.
  6. Материалы Нюрнбергского процесса. Издание 3-е. – М., 1995. – т.1.- с.783.

Электронные ресурсы:

1.Блокадная хроника Тани Савичевой.  [ Электронный ресурс ] – режим доступа: http://www/spd-family/ru/histori_15.html

2.Воспоминания и фотографии, снятые в блокадном Ленинграде.       [Электронный ресурс ] – режим доступа: http//www.topbot.ru/post 94902416/ 

3.Кудрин А. [ Электронный ресурс ] – режим доступа: http: // www/ is trodira/ com // rodina articul/.hhp? Id=1525 En=83

 

     

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Войны священные страницы. Бессмертный подвиг Ленинграда»