Власова Анастасия Владиславовна
учитель истории и обществознания
МБОУ Петрозаводского городского округа «Академический лицей»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161442
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Открытый урок «Религия древних греков»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161442


Конспект по теме «Религия древних греков» 5 класс, учитель Власова А. В.

Цель: дать представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов.

Задачи: – изучить культы основных древнегреческих богов;

– формирование навыков работы с текстом, иллюстрациями, грамотной устной речи;

– воспитание интереса к античной культуре.

Планируемые результаты: предметные: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания.

метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; готовить тематические сообщения.

личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать роль мифологии в истории человечества; осознавать важность изучения истории.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «История Древнего мира. 5 класс,»/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая – М.: Просвещение – 2015; дидактические материалы (рабочий лист), компьютер, презентация, электронная доска.

Ход урока: 

  1. Организационный момент, приветствие. 
  2. Актуализация опорных знаний, целеполагание. 

Учитель: Сегодня мы  продолжаем  знакомиться с духовным миром древних греков, его важнейшей частью – религией. Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религии Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас при слове «религия».

Ученики актуализируют свои знания, высказывают предположения. 

Слово «религия» записывается в центре доски, ассоциации, которые называют  учащиеся, размещаются вокруг. Затем из всех ассоциаций выделяется одна, самая главная, характерная для любой религии – вера в бога. 

Учитель: Из чего складывался у людей образ бога, что они описывали в них?  Обобщая ответы, делает запись на доске: ПРИРОДА + ОБРАЗ ЖИЗНИ + СВЕРХЕСТЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА. 

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Поскольку вы уже имеете некоторые представления о религии  и богах Древнего мира на примере других государств, сегодня вы попробуете самостоятельно поработать над этим материалом на примере Греции (слайд №1). А перед этим мы с вами познакомимся с текстом Ксенофонта, он у нас представлен на слайде и на распечатках у вас на парте. Прочитайте, поразмыслите над вопросом (слайд №2-3)

“Греки считают, что богов много. Тогда какому же из них надо поклоняться? Всем сразу – невозможно, потому что на это не хватит времени и сил. Значит, кому-то из богов  надо  отдавать  предпочтение,  а  кого-то  –  игнорировать.  Но  кого?  В  любом случае, когда богов много, возникает путаница и неразбериха. Но главное в том, что олимпийские боги мало чем отличаются от людей. 

Во-первых,  они  все,  по  народным  представлениям,  в  человеческом  обличье,  у каждого  из  них,  как  и  у  любого  человека,  есть  руки,  ноги,  голова,  глаза,  уши… 
Во-вторых,  они,  как  и  люди,  находятся  в  родственных  связях  друг  с  другом.  Так, например, Зевс, Посейдон и Аид – родные братья, Гера – жена Зевса, а Афродита и Афина  –  их  дочери.  Надо  добавить,  что  греческие  боги,  как  и  люди,  делятся  на мужчин и  женщин. 


В-третьих,  и  это  самое  главное,  посмотрите,  что  делают  боги  по  представлениям греков:  они  ведут  себя  как  люди  –  радуются  и  печалятся,  ссорятся  и  враждуют, завидуют и обманывают. Более того, они спускаются иногда с Олимпа на землю и вступают  в  любовную  связь  с  людьми,  причем  от  такой  связи  рождаются  дети. Потомки бессмертных богов и смертных людей называются в греческой религии героями”.

Учитель: Прочитав текст, как вы считаете, о чем говорят подобные описания богов? Какое отношение к такому видению у самого Ксенофонта? Перед нами позиция атеиста, человека сомневающегося в величии богов?

Ученики высказывают свое мнение по поводу позиции автора и описанию богов. 

Учитель: Спасибо вам за активное обсуждение, а теперь узнаем поближе, что же творилось в мире греческих  богов. 

Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Хаос породил самое древнее, что было в нашей Вселенной – Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии – Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Затем появились Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет и Сияющий День.

Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны. Одним из самых могущественных был титан Кронос. Кронос боялся, что сыновья захватят власть и каждый раз когда у него и его жены Реи рождались дети проглатывал их. Но одному из них Зевсу удалось спастись. Он победил отца и освободил своих братьев – Аида и Посейдона.

Три брата вместе стали управлять миром. В Древней Греции единого бога не было.

Греки поклонялись Олимпийским богам во главе с Зевсом, а  местом пребывания богов является гора Олимп. (слайд №4)

 

  1. Работа в группах над заданием. 

 

Учитель: А теперь познакомимся с каждым из них подробнее. Ваша задача на этом уроке в мини-группах (по 3-4 человека)  разобрать одного из персонажей олимпийского пантеона и рассказать другим в своем небольшом сообщении. В этом вам помогут рабочие листы, которые лежат у вас на партах. В них вы видите текст по заданному богу, а ниже остальных персонажей. Рядом с ними пустые окошки. Пока группа выступает, остальные в этих окошках заполняют самую главную информацию. К тому же после выступления задача команд придумать к каждому богу девиз, который включает в себя существительное+глагол+прилагательное. 

 

Ученики начинают выполнять задание и выступления. Одновременно с каждым повествованием учитель переключает слайды с изображением и анимацией богов. (слайды № 5-12).

 

  1. Итоги урока. Рефлексия 

Учитель: Всем спасибо за работу на уроке, давайте обобщим, что мы сегодня узнали.  Но мы с вами за урок рассмотрели не всех персонажей, только 7 из 13. Остальные остаются вам в качестве домашнего задания, выписать в тетрадь самые главные факты об этих богах и как на уроке придумать им девиз.  (слайды №13-14)

Презентация. Боги Древней Греции Приложение Рабочий лист для групп
Открытый урок «Религия древних греков»