Конспект по теме «Религия древних греков» 5 класс, учитель Власова А. В.
Цель: дать представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов.
Задачи: – изучить культы основных древнегреческих богов;
– формирование навыков работы с текстом, иллюстрациями, грамотной устной речи;
– воспитание интереса к античной культуре.
Планируемые результаты: предметные: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания.
метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; готовить тематические сообщения.
личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать роль мифологии в истории человечества; осознавать важность изучения истории.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник «История Древнего мира. 5 класс,»/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая – М.: Просвещение – 2015; дидактические материалы (рабочий лист), компьютер, презентация, электронная доска.
Ход урока:
- Организационный момент, приветствие.
- Актуализация опорных знаний, целеполагание.
Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с духовным миром древних греков, его важнейшей частью – религией. Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религии Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас при слове «религия».
Ученики актуализируют свои знания, высказывают предположения.
Слово «религия» записывается в центре доски, ассоциации, которые называют учащиеся, размещаются вокруг. Затем из всех ассоциаций выделяется одна, самая главная, характерная для любой религии – вера в бога.
Учитель: Из чего складывался у людей образ бога, что они описывали в них? Обобщая ответы, делает запись на доске: ПРИРОДА + ОБРАЗ ЖИЗНИ + СВЕРХЕСТЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА.
- Изучение нового материала.
Учитель: Поскольку вы уже имеете некоторые представления о религии и богах Древнего мира на примере других государств, сегодня вы попробуете самостоятельно поработать над этим материалом на примере Греции (слайд №1). А перед этим мы с вами познакомимся с текстом Ксенофонта, он у нас представлен на слайде и на распечатках у вас на парте. Прочитайте, поразмыслите над вопросом (слайд №2-3)
“Греки считают, что богов много. Тогда какому же из них надо поклоняться? Всем сразу – невозможно, потому что на это не хватит времени и сил. Значит, кому-то из богов надо отдавать предпочтение, а кого-то – игнорировать. Но кого? В любом случае, когда богов много, возникает путаница и неразбериха. Но главное в том, что олимпийские боги мало чем отличаются от людей.
Во-первых, они все, по народным представлениям, в человеческом обличье, у каждого из них, как и у любого человека, есть руки, ноги, голова, глаза, уши… Во-вторых, они, как и люди, находятся в родственных связях друг с другом. Так, например, Зевс, Посейдон и Аид – родные братья, Гера – жена Зевса, а Афродита и Афина – их дочери. Надо добавить, что греческие боги, как и люди, делятся на мужчин и женщин.
В-третьих, и это самое главное, посмотрите, что делают боги по представлениям греков: они ведут себя как люди – радуются и печалятся, ссорятся и враждуют, завидуют и обманывают. Более того, они спускаются иногда с Олимпа на землю и вступают в любовную связь с людьми, причем от такой связи рождаются дети. Потомки бессмертных богов и смертных людей называются в греческой религии героями”.
Учитель: Прочитав текст, как вы считаете, о чем говорят подобные описания богов? Какое отношение к такому видению у самого Ксенофонта? Перед нами позиция атеиста, человека сомневающегося в величии богов?
Ученики высказывают свое мнение по поводу позиции автора и описанию богов.
Учитель: Спасибо вам за активное обсуждение, а теперь узнаем поближе, что же творилось в мире греческих богов.
Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Хаос породил самое древнее, что было в нашей Вселенной – Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии – Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Затем появились Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет и Сияющий День.
Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны. Одним из самых могущественных был титан Кронос. Кронос боялся, что сыновья захватят власть и каждый раз когда у него и его жены Реи рождались дети проглатывал их. Но одному из них Зевсу удалось спастись. Он победил отца и освободил своих братьев – Аида и Посейдона.
Три брата вместе стали управлять миром. В Древней Греции единого бога не было.
Греки поклонялись Олимпийским богам во главе с Зевсом, а местом пребывания богов является гора Олимп. (слайд №4)
- Работа в группах над заданием.
Учитель: А теперь познакомимся с каждым из них подробнее. Ваша задача на этом уроке в мини-группах (по 3-4 человека) разобрать одного из персонажей олимпийского пантеона и рассказать другим в своем небольшом сообщении. В этом вам помогут рабочие листы, которые лежат у вас на партах. В них вы видите текст по заданному богу, а ниже остальных персонажей. Рядом с ними пустые окошки. Пока группа выступает, остальные в этих окошках заполняют самую главную информацию. К тому же после выступления задача команд придумать к каждому богу девиз, который включает в себя существительное+глагол+прилагательное.
Ученики начинают выполнять задание и выступления. Одновременно с каждым повествованием учитель переключает слайды с изображением и анимацией богов. (слайды № 5-12).
- Итоги урока. Рефлексия
Учитель: Всем спасибо за работу на уроке, давайте обобщим, что мы сегодня узнали. Но мы с вами за урок рассмотрели не всех персонажей, только 7 из 13. Остальные остаются вам в качестве домашнего задания, выписать в тетрадь самые главные факты об этих богах и как на уроке придумать им девиз. (слайды №13-14).
Презентация. Боги Древней Греции Приложение Рабочий лист для групп