Тема урока: Бумага и её свойства. Практическая работа «Изучение свойств бумаги»
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомиться с видами и свойствами бумаги, с ее использованием в практической деятельности
Задачи урока: познакомить с материалом – бумагой и её свойствами, видами, историей возникновения, формировать навыки работы с бумагой, развивать творческие способности, прививать интерес к предмету, воспитывать усидчивость, внимательность, трудолюбие.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают виды и свойства бумаги, научатся различать виды бумаги, смогут сравнивать разные виды бумаги на основе их свойств, смогут самостоятельно выполнить изделие из бумаги, используя её свойства
Метапредметные результаты:
Регулятивные: определяют и формулируют цели деятельности на уроке и планируют пути их достижения; определяют последовательность действий, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректируют и контролируют свои действия и действия партнёров по работе, способны к саморегуляции.
Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников: учебника, рассказа учителя, приобретённых ранее знаний и своего жизненного опыта, отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют и делают выводы.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной речи, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете, умеют находить выход из спорных ситуаций, не создавая конфликтов, уважают в общении партнёра и самого себя.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; понимают, для чего необходимы знания и умения, приобретённые на уроке, проявляют интерес к предмету; овладевают начальными навыками адаптации в обществе.
Оборудование и материалы: мультимедийное устройство, листы заданий, рабочий лист «Бумага, её виды», технологическая карта последовательности выполнения практической работы, карта контроля выполненной практической работы, комплекты образцов бумаги (писчая, альбомная, картон, бумажные салфетки), емкость с водой
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный этап.
Организация мотивации обучающихся |
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку
– Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и поприветствуем друг друга Эмоционально, психологически и мотивационно настраивает детей к усвоению изучаемого материала. |
Приветствуют учителя, настраиваются на занятие | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; понимают, для чего необходимы знания и умения, приобретённые на уроке, проявляют интерес к предмету,
возникает внутренняя потребность обучающихся в учебной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Этап актуализации опыта обучающихся.
Организация процесса целеполагания Организация планирования деятельности по достижению учебной цели |
Ориентирует детей на формулирование темы занятия.
– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам отгадать загадку: Она бывает документом, Плакатом, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, листовкой, Альбомом, книгой, упаковкой, Салфеткой, веером, талоном, Неувядаемым пионом. Она бывает и деньгами. А что? Догадывайтесь сами! (Бумага) На доске в центре прикреплено слово «Бумага», хаотично слова «писчая», «газетная», «альбомная», «картон», «бумажные салфетки», «марля», «синтепон», «ламинат». – А теперь попробуйте правильно собрать схему, соотнеся слова с термином «Бумага». Кто желает? – Какой вы можете сделать вывод? Объясните свой выбор – Верно. Нас окружает много изделий из бумаги и для каждого изделия используется разная бумага. – Давайте посмотрим на лист картона и салфетку. Для чего они используются? Похожи ли они внешне? Если их согнуть, какой из предметов будет держать форму? Предлагает сформулировать тему занятия. – Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, чем заниматься? – Верно. Тема нашего занятия «Бумага, ее виды и свойства». Учитель в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся формулирует учебные цели, которые фиксируются на доске. В течение урока по мере достижения целей обращаются к записям. План деятельности по достижению цели составляется в процессе фронтальной работы учащихся и учителя План деятельности по достижению цели будем выполнять, воспользовавшись знаниями учителя, обратимся к учебнику, рабочим листам, помощи интернета (просмотр видеофильма) |
Рассматривают слова, правильно составляют схему Бумага – «писчая», «газетная», «альбомная», «картон», «бумажные салфетки» Бумага может быть разной в зависимости от того, для каких изделий она предназначена Картон – для поделок, упаковки; салфетки – вытирать руки. Внешне они не похожи: салфетка тонкая, картон – плотный. Картон будет держать форму, салфетка – нет. Формулируют тему и цели занятия. – Сегодня мы будем говорить о бумаге и изучать её свойства. История появления бумаги, Процесс производства бумаги Виды и свойства бумаги |
Регулятивные: волевая
саморегуляция в ситуации затруднения; учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке и план деятельности по достижению цели Познавательные: анализировать, сравнивать, высказывать догадки, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Этап изучения нового материала | Для изучения нового материала предлагаю вам разделиться на 4 группы.
Первое задание – по ходу просмотра познавательного видеофильма «История появления бумаги» вам необходимо заполнить листы заданий, вписав пропущенные слова. СЛАЙД 1 – Обменяйтесь листами между группами и сравните ответы с ответами на слайде. За каждый правильный ответ поставьте «+» – Ребята, скажите, в настоящее время из чего изготавливают бумагу? Второе задание – Виды бумаги – Посмотрите, есть ли среди окружающих нас предметов изделия из бумаги? Перечислите. – Из одинаковой или разной бумаги выполнены эти предметы? – Бумага может быть очень разной, поэтому перечислить все ее виды не представляется возможным. Однако с некоторыми видами бумаги вы познакомитесь. Для этого каждой группе необходимо воспользоваться рабочим листом, в котором даны характеристики видов бумаги. Необходимо определить вид бумаги по ее описанию и назначению 1 группа находит и дает характеристику писчей бумаге; 2 группа находит и дает характеристику альбомной бумаге; 3 группа находит и дает характеристику картону; 4 группа находит и дает характеристику бумажным салфеткам СЛАЙДЫ 2-5 |
Работа в группах:
1.Просмотр познавательного видеофильма «История появления бумаги» (ФГИС «Моя школа» https://lesson.edu.ru/lesson/ ) 2.Заполнение листа заданий: 1) Бумагу получают из измельченных растительных волокон – _____________. 2) В Древнем Египте для письма использовали ___________________. 3) В средневековом Нижнем Новгороде переписка велась на ________________. 4) Родина появления бумаги – ___________. 5) Создатель бумаги- император _________________. Взаимопроверка – Бумагу в настоящее время изготавливают из древесины. Называют изделия из бумаги, находящиеся в классе – Из разной Знакомятся с видами бумаги, дают характеристики согласно заданию Самопроверка |
Регулятивные: самоконтроль: осознание
того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, корректируют и контролируют свои действия и действия партнёров по работе. Коммуникативные; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Познавательные: анализировать, сравнивать, высказывать догадки, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Мы бумагой машем, машем,
Мы бумагу мнём, мнём, мнём, Мы бумагу трём, трём, трём, А сейчас её разгладим А потом её порвём. СЛАЙД 6 |
Выполняют движения по тексту.
|
Регулятивные: самоорганизация отдыха на занятии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное
закрепление нового материала |
Практическая работа
по теме «Изучение свойств бумаги» – Для того, чтобы правильно подобрать вид бумаги для изготовления какого-либо изделия, необходимо знать его свойства. Цель практической работы – Изучить виды и свойства бумаги. – Выполнять практическую работу вы будете в парах – Назовите оборудование и материалы, необходимые для работы – Также на рабочем столе у вас расположены: рабочий лист «Бумага, её виды», технологическая карта последовательности выполнения работы, карта контроля выполненной работы – Приготовьте свое рабочее место, помните о соблюдении культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места) Практическая работа «Изучение свойств бумаги» Задание: 1. Определите вид бумаги по её описанию и назначению. Запишите вид бумаги. 2. Возьмите образцы бумаги и сравните гладкость и шероховатость. Результат запишите в таблицу. 3. Возьмите образцы бумаги и сравните мягкость и твердость. Результат запишите в таблицу. 4. Возьмите образцы бумаги, попробуйте разорвать каждый на две части. Согните одну часть пополам, сравните легкость разрыва и сгиба образцов. Результат запишите в таблицу. 5. Возьмите образцы бумаги, опустите каждый в воду, сравните степень впитываемости образцом. Результат запишите в таблицу. Таблица «Определение свойств бумаги»
Технологическая карта
Оцените качество выполненной работы по карте контроля Карта контроля выполненной работы
Сделайте вывод по результатам практической работы |
Класс делится на пары Обучающиеся называют: комплекты образцов бумаги (писчая, газетная, альбомная, картон, бумажные салфетки), емкость с водой Пары готовят рабочие места, организуют взаимопроверку готовности друг друга Выполнение практической работы по технологической карте |
Регулятивные: оценка, корректировка и контроль своих действий и действий партнёров по работе.
Личностные: умение осознавать ответственность за общее дело; осознание важности соблюдения правил безопасной работы Коммуникативные: понимать и использовать преимущества командной работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Этап подведения итога учебного занятия. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Задаёт вопросы, побуждает к высказыванию мнения: чему научились? 1. Наше занятие подходит к концу. Мы выполнили поставленные задачи? 2. О каких свойствах бумаги мы сегодня говорили? Собирает тетради на проверку правильности выполнения практической работы |
Формулируют конечный
результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили |
Личностные: умение
оценивать себя на основе критерия успешности. Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация
о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Озвучивает и комментирует домашнее задание.
Повторить изученное. Выполните творческое задание: подготовьте сообщения об интересных фактах о бумаге (по выбору) |
Записывают домашнее
задание |