Кротова Татьяна Алексеевна
учитель технологии
МБОУ «Новичихинская СОШ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161453
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Лучшие уроки технологии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161453


Тема урока: Бумага и её свойства. Практическая работа «Изучение свойств бумаги»

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомиться с видами и свойствами бумаги, с ее использованием в практической деятельности

Задачи урока: познакомить с материалом – бумагой и её свойствами, видами, историей возникновения, формировать навыки работы с бумагой, развивать творческие способности, прививать интерес к предмету, воспитывать усидчивость, внимательность, трудолюбие.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают виды и свойства бумаги, научатся различать виды бумаги, смогут сравнивать разные виды бумаги на основе их свойств, смогут самостоятельно выполнить изделие из бумаги, используя её свойства

Метапредметные результаты:

Регулятивные: определяют и формулируют цели деятельности на уроке и планируют пути их достижения; определяют последовательность действий, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректируют и контролируют свои действия и действия партнёров по работе, способны к саморегуляции.

Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников: учебника, рассказа учителя, приобретённых ранее знаний и своего жизненного опыта, отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют и делают выводы.

Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной речи, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете, умеют находить выход из спорных ситуаций, не создавая конфликтов, уважают в общении партнёра и самого себя.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; понимают, для чего необходимы знания и умения, приобретённые на уроке, проявляют интерес к предмету; овладевают начальными навыками адаптации в обществе.

Оборудование и материалы: мультимедийное устройство, листы заданий, рабочий лист «Бумага, её виды», технологическая карта последовательности выполнения практической работы, карта контроля выполненной практической работы, комплекты образцов бумаги (писчая, альбомная, картон, бумажные салфетки), емкость с водой

Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный этап.

Организация мотивации обучающихся

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и поприветствуем друг друга

Эмоционально, психологически и мотивационно настраивает детей к усвоению изучаемого материала.

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; понимают, для чего необходимы знания и умения, приобретённые на уроке, проявляют интерес к предмету,

возникает внутренняя потребность          обучающихся в учебной деятельности

II. Этап актуализации опыта обучающихся.

Организация процесса целеполагания

Организация планирования деятельности по достижению учебной цели

Ориентирует детей на формулирование темы занятия.

– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам отгадать загадку:

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами! 

(Бумага)

На доске в центре прикреплено слово «Бумага», хаотично слова «писчая», «газетная», «альбомная», «картон», «бумажные салфетки», «марля», «синтепон», «ламинат».

– А теперь попробуйте правильно собрать схему, соотнеся слова с термином «Бумага». Кто желает?

– Какой вы можете сделать вывод? Объясните свой выбор

– Верно. Нас окружает много изделий из бумаги и для каждого изделия используется разная бумага.

– Давайте  посмотрим на лист картона и салфетку. Для чего они используются? Похожи ли они внешне? Если их согнуть, какой из предметов будет держать форму?

Предлагает сформулировать тему занятия.

– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, чем заниматься?

– Верно. Тема нашего занятия «Бумага, ее виды и свойства».

Учитель в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся формулирует учебные цели, которые фиксируются на доске.

В течение урока по мере достижения целей обращаются к записям.

План деятельности по достижению цели составляется в     процессе фронтальной работы учащихся и учителя

План деятельности по достижению цели будем выполнять, воспользовавшись знаниями учителя, обратимся к учебнику, рабочим листам, помощи интернета (просмотр видеофильма)

Рассматривают слова, правильно составляют схему

Бумага – «писчая», «газетная», «альбомная», «картон», «бумажные салфетки»

Бумага может быть разной в зависимости от того, для каких изделий она предназначена

Картон – для поделок, упаковки; салфетки – вытирать руки.

Внешне они не похожи: салфетка тонкая, картон – плотный. Картон будет держать форму, салфетка – нет.

Формулируют тему и цели занятия.

– Сегодня мы будем  говорить о бумаге и изучать её свойства.

История появления бумаги,

Процесс производства бумаги

Виды и свойства бумаги

Регулятивные: волевая 

саморегуляция в ситуации затруднения; 

учатся определять 

и формулировать 

цель деятельности на 

уроке и план деятельности по достижению цели

Познавательные: анализировать, сравнивать, высказывать догадки, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной 

полнотой и точностью; 

умение слушать и 

понимать речь других; 

учитывать разные 

мнения.

III. Этап изучения нового материала Для изучения нового материала предлагаю вам разделиться на 4 группы.

Первое задание – по ходу просмотра познавательного видеофильма «История появления бумаги» вам необходимо заполнить листы заданий, вписав пропущенные слова.

СЛАЙД 1

– Обменяйтесь листами между группами и сравните ответы с ответами на слайде. За каждый правильный ответ поставьте «+»

Ребята, скажите, в настоящее время из чего изготавливают бумагу?

Второе задание – Виды бумаги

Посмотрите, есть ли среди окружающих нас предметов изделия из бумаги? Перечислите.

Из одинаковой или разной бумаги выполнены эти предметы?

– Бумага может быть очень разной, поэтому перечислить все ее виды не представляется возможным. Однако с некоторыми видами бумаги вы познакомитесь.

Для этого каждой группе необходимо воспользоваться рабочим листом, в котором даны характеристики видов бумаги. Необходимо определить вид бумаги по ее описанию и назначению

1 группа находит и дает характеристику писчей бумаге;

2 группа находит и дает характеристику альбомной бумаге;

3 группа находит и дает характеристику картону;

4 группа находит и дает характеристику бумажным салфеткам

СЛАЙДЫ 2-5

Работа в группах:

1.Просмотр познавательного видеофильма «История появления бумаги» (ФГИС «Моя школа» https://lesson.edu.ru/lesson/ )

2.Заполнение листа заданий:

1) Бумагу получают из измельченных растительных волокон – _____________.

2) В Древнем Египте для письма использовали ___________________. 

3) В средневековом Нижнем Новгороде переписка велась на ________________.

4) Родина появления бумаги – ___________. 

5) Создатель бумаги- император _________________.

Взаимопроверка 

– Бумагу в настоящее время изготавливают из древесины.

Называют изделия из бумаги, находящиеся в классе

– Из разной

Знакомятся с видами бумаги, дают характеристики согласно заданию

Самопроверка 

Регулятивные: самоконтроль: осознание 

того, что уже усвоено и 

что ещё нужно усвоить, корректируют и контролируют свои действия и действия партнёров по работе.

Коммуникативные; умение выражать 

свои мысли с достаточной 

полнотой и точностью; 

умение слушать и 

понимать речь других. 

Познавательные: анализировать, сравнивать, высказывать 

догадки, устанавливать 

причинно-следственные 

связи, делать умозаключения. 

Физкультминутка Мы бумагой машем, машем,

Мы бумагу мнём, мнём, мнём,

Мы бумагу трём, трём, трём,

А сейчас её разгладим

А потом её порвём.

СЛАЙД 6

Выполняют движения по тексту.

 

Регулятивные: самоорганизация отдыха на занятии
Первичное 

закрепление 

нового 

материала

Практическая работа 

по теме  «Изучение свойств бумаги»

Для того, чтобы правильно подобрать вид бумаги для изготовления какого-либо изделия, необходимо знать его свойства.

Цель практической работы – Изучить виды и свойства бумаги.

Выполнять практическую работу вы будете в парах

Назовите оборудование и материалы, необходимые для работы

– Также на рабочем столе у вас расположены: рабочий лист «Бумага, её виды», технологическая карта последовательности выполнения работы, карта контроля выполненной работы

Приготовьте свое рабочее место, помните о соблюдении культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места)

Практическая работа «Изучение свойств бумаги»

Задание:

1. Определите вид бумаги по её описанию и назначению. Запишите вид бумаги.

2. Возьмите образцы бумаги и сравните гладкость и шероховатость. Результат запишите в таблицу.

3. Возьмите образцы бумаги и сравните мягкость и твердость. Результат запишите в таблицу.

4. Возьмите образцы бумаги, попробуйте разорвать каждый на две части. Согните одну часть пополам, сравните легкость разрыва и сгиба образцов. Результат запишите в таблицу.

5. Возьмите образцы бумаги, опустите каждый в воду, сравните степень впитываемости образцом. Результат запишите в таблицу.

Таблица «Определение свойств бумаги»

Вид бумаги Гладкость Мягкость Прочность Впитываемость
Писчая
Газетная
Альбомная
Картон
Бумажные салфетки

Технологическая карта

Последовательность технологических операций Материалы, инструменты
Определить вид бумаги по её описанию и назначению Рабочий лист «Бумага, её виды»
Сравнить гладкость и шероховатость бумаги Комплекты образцов бумаги
Сравнить мягкость и твердость бумаги Комплекты образцов бумаги
Сравнить легкость разрыва и сгиба образцов бумаги Комплекты образцов бумаги
Сравнить степень впитываемости образцами бумаги Комплекты образцов бумаги, емкость с водой

Оцените качество выполненной работы по карте контроля

Карта контроля выполненной работы

Технологическая операция Критерий оценки Балл 
Определение вида бумаги по её описанию и назначению Вид бумаги определен правильно  1
Сравнение гладкости и шероховатости бумаги Гладкость и шероховатость определены верно в соответствие с видом бумаги 1
Сравнение мягкости и твердости бумаги Мягкость и твердость определены верно в соответствие с видом бумаги 1
Сравнение разрыва и сгиба бумаги Разрыв и сгиб определены верно в соответствие с видом бумаги 1
Сравнение впитываемости бумагой Впитываемость определена верно в соответствие с видом бумаги 1
Итого:     5

Сделайте вывод по результатам практической работы

Класс делится на пары

Обучающиеся называют: комплекты образцов бумаги (писчая, газетная, альбомная, картон, бумажные салфетки), емкость с водой 

Пары готовят рабочие места, организуют взаимопроверку готовности друг друга

Выполнение практической работы по технологической карте

Регулятивные: оценка, корректировка и контроль своих действий и действий партнёров по работе.

Личностные: умение 

осознавать 

ответственность за 

общее дело; осознание важности соблюдения правил безопасной работы

Коммуникативные: понимать и использовать преимущества командной работы 

IV. Этап подведения итога учебного занятия. Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Задаёт вопросы, побуждает к высказыванию мнения: чему 

научились? 

1. Наше занятие подходит к концу. Мы выполнили 

поставленные задачи? 

2. О каких свойствах бумаги мы сегодня говорили?

Собирает тетради на проверку правильности выполнения практической работы

Формулируют конечный 

результат своей работы на уроке. 

Называют основные позиции 

нового материала и как они его усвоили

Личностные: умение 

оценивать себя на основе 

критерия успешности. 

Познавательные: умение 

контролировать и 

оценивать процесс 

и результаты деятельности. 

Коммуникативные: умение выражать 

свои мысли с достаточной 

полнотой и точностью; 

умение слушать и 

понимать речь 

других.

Информация 

о домашнем 

задании, 

инструктаж 

по его 

выполнению

Озвучивает и комментирует домашнее задание. 

Повторить изученное.

Выполните творческое задание: подготовьте сообщения об интересных фактах о бумаге (по выбору)

Записывают домашнее 

задание

Бумага и её свойства. Практическая работа «Изучение свойств бумаги»