Конина Елена Григорьевна
учитель начальных классов
Нижегородская область, г. Дзержинск, МБОУ «Средняя школа №17»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161466
Международный конкурс Международный конкурс педагогического мастерства «Выдающийся учитель»
Наименование конкурсной работы: Формирование коммуникативных УУД в 4 классе
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №161466


                   Формирование коммуникативных  УУД в 4 классе

Над формированием коммуникативных УУД я работаю с 1 класса.

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.

А это значит, что компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. А отсутствие элементарных навыков общения может привести к множеству конфликтов не только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Коммуникативные универсальные учебные действия – это:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое.

Здесь важны такие формы работы, как

организация взаимной проверки заданий,

взаимные задания групп,

учебный конфликт, а также

обсуждение участниками способов своего действия.

Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Реализация данной компетенции наиболее эффективна при проверке домашнего задания в парах или группах и на этапе анализа и решения учебных задач.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10–15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниеми т. п.

Кроме этого, нередко требуются специальные усилия по налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков.

 

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).

Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания);

Заключительная часть(сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).

Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

убедись, что в разговоре участвует каждый;

говори спокойно и ясно;

говори только по делу.

Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».

Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.

МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью). Мы – зубчики одной пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.

Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание, например, рефлексивное сочинение по теме (ЧАСТИ РЕЧИ).

Учебный материал разбит на логические части. Они распределяются между участниками группы. Учитель может взять на проверку любую тетрадь и поставить отметку за выполнение задания всей группе. Ребята получают задания разного уровня сложности (детям об этом не сообщается), то есть дети учатся в силу своих способностей, совершенствуют собственные достижения, а слабые ребята получают шанс быть оцененными наравне с сильными учащимися (ведь как один, так и другой сделали что могли.)

 

МЕТОД «ВЕРТУШКИ»

Так, работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции, характеристику предложения.

Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами.

 

Я стараюсь применять групповые формы работы время от времени и на уроках , и во внеурочной деятельности.

Причём, группы я формирую всегда по-разному. Иногда выбираю  ответственных учеников, и они набирают себе команду, с которой будут работать. Но это когда есть время, и работа предстоит  не на один урок, а нужна будет подготовка.

Часто на уроке нужно быстро распределить детей на группы, чтобы не тратить время. Тогда я делаю так: две парты объединяются, с передней парты просто поворачиваются к задней, и получаются группы по 4 человека.

Иногда просто одной  группой становится 1 ряд, второй группой 2 ряд, третьей – 3 ряд.

Например, на уроках чтения и ОРКС я применяю инсценирование. Например, читали мы сказку Шварца о потерянном времени, разбирали. На дом я задавала отработать выборочное чтение отрывков по ролям.

На уроке я вполне могу дать время, чтобы дети подготовились и показали нам отрывок из этой сказки.

Много таких заданий у меня получается проводить на ОРКС.  Последние темы, которые мы изучали – «Чтобы быть коллективом», Коллектив начинается с меня», «Мой класс – мои друзья», очень располагают, чтобы разбирать разные ситуации, и мы, конечно же их разбираем. И я часто даю такие задания, что нужно придумать ситуации, в которых ребёнок с помощью своих одноклассников должен осознать (Почему, например, нужно уступать, или почему не нужно принимать никаких решений, когда ты  обижен на кого-то, почему не нужно ябедничать, нужно ли давать списывать домашнее здание).

Ещё очень хорошее групповое задание – составить правила поведения в коллективе и т.д.

Когда по окружающему миру мы изучили все природные зоны, я провела такой

урок –обобщение. Детям заранее было дано задание разделиться на группы и выбрать, представителями какой природной зоны они будут. Каждая группа готовила сообщение о своей природной зоне (климат, растительный и животный мир, обычаи и т.д.) Причём, дети сами распределяют, кто какое сообщение готовит.  На уроке дети каждой группы поочерёдно выступают, выходят они в соответствующей одежде ( зимняя одежда, летняя и т. д.). Таким образом, дети на уроке вспомнят  изученный материал о природных  зонах.

Такая же форма работы подойдёт и на уроке русского языка, когда дети изучат все части речи. Они так же могут разделиться на группы, и каждая группа может подготовить сообщение об одной части речи. Потом на уроке прослушать все выступления.

На уроке математики я использую групповые формы во время устного счёта. Тогда группой становится ряд. Использую задания соревновательного характера  – математические эстафеты разных видов. При закреплении задач на движение на уроке можно разделить детей на группы и раздать карточки с задачами. Каждая группа совместно решает задачу, потом дети выходят и рассказывают, как они работали над задачей.

Наверное, в каждом классе есть дети, которые быстро справляются с любыми заданиями. А также есть дети, которые с трудом справляются, им почти всегда нужна помощь. Я создала из ребят группу помощников – это дети, которые быстро справляются со своим заданием, и в конце урока технологии оказывают помощь тем детям, которые в ней нуждаются.

И во внеурочной работе я так же применяю групповые формы. Так, при подготовке к празднику, посвящённому 8 марта, дети сами делились на группы и готовили номера.  Так, девочки сами придумали танец, подобрали музыку, костюмы, с удовольствием репетировали на всех переменах. Получился хороший номер.

А на празднике, посвящённому Дню Защитника Отечества, мальчики разделились на группы и участвовали в конкурсах. Причём, капитана дети выбирали сами, выбирали самого ответственного, и капитан следил, чтобы все участвовали, в трудных ситуациях сам принимал решение.

Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:

групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;

групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;

приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других, то есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;

в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. О результатах желательно, чтобы докладывал слабый ученик. Затрудняется член команды – группа придет на помощь.

Я всем советую включать групповую работу на уроке время от времени. Не смотря на то, что развиваются Коммуникативные УУД, это вносит и разнообразие, у детей появляется интерес, они как бы зажигаются. И урок становится более живым, увлекательным.

Формирование коммуникативных УУД в 4 классе