Гармонизация межэтнических и межрелигиозных отношений среди обучающихся, сохранение народных традиций и культуры.
Педагог- организатор Нестерова Е.А., 2024 г.
Сегодня, как никогда остро назрела необходимость говорить об гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений среди обучающихся, как фундаменте для становления личности гражданина и патриота.
К числу приоритетных современных образовательных задач в дополнительном стоит включение в учебно- воспитательный процесс регионального компонента.
В Центре детского творчества разработана модель формирования межэтнической толерантности детей и подростков в условиях нашего учреждения, которая представляет собой многоуровневое единство взаимосвязанных компонентов.
Для этого были определены и сопоставлены цели, разграничены полномочия участников процесса; координировалась их совместная деятельность через проведение расширенных педагогических советов, методического клуба педагогов, работа с родителями.
Поставленные задачи осуществляются как в учебной, так и в воспитательной деятельности.
Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования этнической толерантности повышается, если:
– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
– создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
– каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
– отсутствует давление, навязывание со стороны педагога, который способен занять позицию старшего товарища.
Для обучающихся проводятся часы общения, выставки рисунков «Мы на свет родились, чтобы радостно жить» «Я и сотни других я» и т.д., осуществляется просмотр презентаций и видеоматериалов, проходят игровые и творческие программы. Ребята участвуют в творческих и концертных номерах по данному направлению.
Ежегодно обучающиеся принимают участие в межрайонном фестивале молодёжного творчества «Земля согласием крепка», посвящённого Дню народного единства г. Ипатово.
Одним из направлений по формированию у учащихся межэтнических отношений является музей «Русская горница», который вносит особую достойную лепту в воспитание духовности у подрастающего поколения и способствует формированию мировоззрения, социально – духовных качеств и причастности к культуре России. В рамках творческой деятельности проходят конкурсы, выставки, творческие программы. Многие экспонаты музея изготовлены руками ребят в традициях русских ремесел, и старины. Это макет русской печи, полочки, скамейки, кубки, ковши, предметы быта, игрушки и многое другое. В музее есть коллекция народных костюмов «Березовая Русь», экспозиция « «Русские игрушки», «Рукотворное чудо», представлены экспоната выставки «Казачьи традиции». Каждая из таких работ – отражение удивительного мира души ребёнка. Это – не только красивые работы, но и плоды размышлений, внутреннего духовного поиска через ремесла народной культуры.
Сложилось так, что детские работы – участники и победители районных и краевых мероприятий, в дальнейшем используются в работе музея: становятся выставочными экспонатами, литературные тексты используются при проведении экскурсий и информационных сообщений.
Духовно-нравственное направление также раскрывают мероприятия православной тематики: встречи, христианские праздники, творческие выставки. Более семи лет ребята из творческих объединений выступают перед детьми села с Рождественскими и Пасхальными праздниками. Запоминающимися стали мероприятия: «Рождественская звезда», «На планете торжество- наступает Рождество», « Праздники Светлой Пасхи». «Самый главный праздник». Прошли мероприятия: литературно- музыкальная программа «Ставрополье – наш общий дом», программа «Песни моего Ставрополья», где духовные и межнациональные компоненты были представлены в детском творчестве, песнях и фольклоре. Ведь, говоря о народной культуре, подразумевается духовность, а потому это составляющие неразрывны. Вот уже много лет обучающиеся Центра участвуют в традиционной выставке творческих работ «Пасха – праздник праздников», где представлены творческие работы ребят и педагогов. Например, пасхальные яйца, панно, поделки, вышитые картины, детские рисунки.
Вот таким образом, происходит знакомство учащихся с историей и культурой России в свете православной культуры.
Опыт духовно- нравственной работы был неоднократно успешно представлен на конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя».
В учреждении работает «Пресс- центр», который постоянно информирует о работе учреждения в местных СМИ и на сайте.