Самсонова Лилия Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №17» г. Дзержинска Нижегородской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161487
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161487


ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

Л.В. Самсонова МБОУ школа № 17, г. Дзержинск, Нижегородская область 

Аннотация. 

Авторы указывают на значимость развития навыка чтения у младших школьников, описывают условия, влияющие на его формирование, выделяют приемы информационного поиска, используемые на уроках в начальной школе. Ключевые слова: навык чтения, информационный поиск, антиципация текста, младший школьник. 

TYPES OF WORK WITH TEXT IN ELEMENTARY SCHOOL LESSONS I.V. Rusakova MBOU school No. 7, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region, L.V. Samsonova MBOU school No. 17, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region 193 Abstract. The authors point out the importance of developing reading skills in younger schoolchildren, describe the conditions affecting its formation, and highlight information retrieval techniques used in elementary school lessons. Keywords: reading skill, information search, text anticipation, junior high school student. 

В современных социокультурных условиях жизнь детей заполнена компьютерными играми и смартфонами, традиционное чтение книг зачастую отходит на второй план. Это создает определенные трудности в приобщении младших школьников к литературе и культуре чтения. Через уроки литературного чтения строится все обучение на первоначальной ступени образования, то есть в начальной школе. Если обучающиеся овладели техникой чтения, устной и письменной речью, полюбили уроки литературного чтения, то хорошо будут усваивать и остальные предметы [1]. Выделяют условия, которые помогают успешно сформировать навык чтения у младших школьников: 1. Следует каждый день упражняться в чтении; 2. Подбирать рассказы для чтения необходимо с учетом психологических особенностей ребенка, а также особенностей литературных текстов; 3. Следует проводить работу по профилактике нарушения чтения и ошибочного чтения; 4. Организовать обучение чтению про себя – чтение шепотом, чтение про себя, «тихое чтение». В настоящее время используются разнообразные методы и технологии, которые позволяют формировать читательский интерес у детей младшего школьного возраста [2, 3]. Информационный поиск –это важное умение ребенка искать и находить разнообразную информацию. Это умение необходимо детям и в повседневной жизни, что является условием реализации компетентностного подхода в обучении [5]. Можно выделить некоторые приемы работы, направленные на развитие информационного поиска. 1. Выделение известной и новой информации. В любом тексте можно выделить два вида информации: новая и известная. Перед чтением текста нужно выяснить, что дети уже знают об описанном явлении. Для этого можно использовать различные пометы в тексте. 2. Постановка вопросов к прочитанному тексту. Можно использовать схему постепенного усложнения вопросов. Сначала дети составляют вопросы по конкретному содержанию, используя опорные вопросительные слова: «что?», «когда?», «где?». Затем усложняется формулировка вопросов: «почему?», «для чего?», «с какой целью?». На последнем этапе задаются вопросы, связанные с раскрытием основной мысли произведения. 3. Работа над выделением темы и основной мысли прочитанного текста. Каждый ученик получает листок с незаконченными предложениями. Я считаю, что текст о ________________________________________. Докажи, правильно ли ты определил, о чем текст, для этого подчеркни ключевые слова. Для справки: «Ключевые слова – это слова или группа слов, которые позволяют человеку точно понять содержание текста. Эти слова и их синонимы могут часто употребляться в тексте». Я правильно нашел ключевые слова? (Да Нет). Сделай вывод. Я ______ определил, о чем текст, так как ____ нашёл ключевые слова. В процессе работы над литературными произведениями используется специальный прием предвидения событий – определение возможного варианта заключения или развертывания сюжета. На уроках русского языка чаще всего информационный поиск связан с заданиями, где детям нужно найти какую-либо информацию в различных источниках – в словарях, художественной литературе, в Интернете. Задания, направленные на информационный поиск, могут звучать так: прочитайте текст, найдите незнакомые слова, попробуйте дать им определение. Данное задание развивает умение определять лексическое значение слова по тексту или уточнять его с помощью толкового словаря. Учитель может варьировать задание: для слабого класса можно предложить найти в справочниках значение слов, если дети затрудняются в ответах, а для сильного класса учитель может предложить детям самостоятельно подобрать определения слов, используя контекст. Стоит заметить, что такое задание относится к базовому уровню, т.е. его должны уметь выполнять все ученики. В учебниках русского языка содержится достаточное количество заданий на поиск значений слов в различных словарях – толковом, орфографическом, орфоэпическом, а также словаре синонимов и словаре антонимов, что является важнейшим навыком поиска информации, дающим возможность ребенку ориентироваться в этих словарях [4]. 4. Работа над антиципацией текста. На этапе восприятия и осмысления текста учащиеся определяют возможные варианты событий, после прочтения происходит сравнение и обсуждение известного результата с предполагаемым ходом развития сюжета. Сопоставление ответа с прогнозом дает возможность понять замысел автора и проанализировать художественный образ героя. Это помогает учащимся развивать творческое мышление и находить причинно-следственные связи. Чаще всего прогнозирование на уроках литературного чтения происходит на этапе первичного синтеза, когда учащиеся еще не знакомы с новым материалом, а происходит подготовка и установка на целенаправленное восприятие. С.К. Тивикова предлагает по заголовку произведения определять жанр, основных героев и даже сюжетную линию текста [6]. 1) Прогнозирование темы урока или литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям. Прогнозирование времени написания произведения и этапа биографии писателя или поэта. 195 Подобная форма прогнозирования применима на этапе анализа или вторичного синтеза, когда текст находится в процессе прочтения или после прочтения во время его обсуждения. Детям целесообразно задать такие вопросы: «Учитывая события, описанные в произведении, как вы думаете, в какой период времени оно было написано? Что подвигло автора на написание данного произведения, что в этот момент происходило в его жизни, судьбе?» 2) Прогнозирование по фотографии. Для данной формы возможно использование не только фотографий, но и картин, а также иллюстраций. При этом работа осуществляется таким образом: • дети рассматривают иллюстрации к книге и делают предположения о сюжете, • рассматривают фотографию или картину с изображением определенного героя произведения, после чего строятся предположения о его характере и роли в самом произведении. 

Список литературы 

  1. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А. Проблема диагностики психологической готовности детей к обучению в школе в свете новых требований ФГОС // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 146-151. 
  2. Иванова Н.В., Эрментраут Л.А., Эрментраут Н.В. Развивающие возможности технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» для младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 244.
  3. Иванова Н.В. Средовой подход к решению проблемы преемственности начальной и основной школы // Начальная школа. 2023. № 4. С. 24-28. 
  4. Колесова О.В., Деменева Н.Н., Буданова В.В. Развитие лексики учащихся при использовании технологии РКМЧП в начальной школе // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). С. 79-82. 
  5. Лемяскина Т.В., Колесова О.В. Особенности работы с информационными текстами в начальных классах // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования: сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции. Мининский университет, 2017. С. 379-384. 
  6. Тивикова С.К. Утро. Развитие речевого поведения младших школьников: учебнометодическое пособие к программе внеурочной деятельности. 2 кл. / С.К. Тивикова. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. 167 с
ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ