Текеба Жанна Кязимовна
педагог дополнительного образования
МБОУДО «ЦРТДиЮ» г.Пенза
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6928
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Методическая разработка педагога дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Роль репертуара в повышении качества обучения учащихся вокального ансамбля «Гармония»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №6928


Роль репертуара в повышении качества обучения учащихся вокального ансамбля «Гармония»

 

Педагог дополнительного образования Текеба Ж.К., 

руководитель вокального ансамбля «Гармония»

 

Вокальный ансамбль – особый вид музыкального коллектива, объединенный общей целью – созданием гармоничного и красивого звучания, где главным инструментом является голос человека. Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции.

Репертуар это – Совокупность исполняемых кем-н. театральных ролей, музыкальных произведений.

Бывает:

-тренировочный и концертный;  

-сольный и ансамблевый;

-мужской и женский, а также для конкретного голоса: сопрановый, теноровый, басовый и т.п.

Репертуар певца может включать классический репертуар, джазовый или эстрадный. Репертуар вокального ансамбля «Гармония» разнообразен по тематике и жанру. В репертуаре ансамбля много песен о дружбе, любви к Родине, к матери, к природе.  Процесс освоения репертуара всегда связан с кропотливой работой  по преодолению художественно – исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинить свои личные интересы интересам коллектива. Для меня важен дружный, крепкий, сплоченный коллектив, участники которого умеют слушать и слышать другого, принимать и высказывать критику, радоваться успехам своих товарищей, «болеть» душой за общее дело, работать в команде, сотрудничать, сохраняя свою индивидуальность, быть терпимыми друг к другу.

Обучение учащихся вокального ансамбля играет важную роль в развитии музыкальных способностей и социальных навыков. Репертуар, выбираемый для обучения, имеет значительное влияние на развитие учащихся и качество их исполнения. И сегодня я бы хотела вместе с вами поговорить о роли репертуара в повышении качества обучения.

Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара.

  1. Репертуар должен быть высокохудожественным, отвечать критериям увлекательности,педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач,что позволяет учащимся узнавать о разных культурах и идеологиях через музыку; 
  2. Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух,

чувство ритма, музыкальная память и т.д.).Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание,логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.). 

  1. Репертуар должен быть соразмерен с возрастом учащегося, т.е. следует

учитывать возрастные особенности ребенка. 

4.Разнообразный репертуар по содержанию,характеру,жанрам  позволяет учащимся испытывать различные      эмоции и выражать их через музыку

  1. Репертуар может включать музыку с разными эмоциональными состояниями. Изучение таких произведений помогает учащимся выразить свои эмоции и культурные особенности через голос и музыку. 
  2. Репертуар требует от учащихся различных технических навыков, таких как диапазон, дикция, дыхание и артикуляция. Исполнение разных музыкальных произведений помогает развить голосовые возможности каждого участника ансамбля и улучшить их техническую подготовку.

Я бы хотела с вами поделиться как репертуар помог моим учащимся повысить качество обучения. И расскажу вам про Льва Вольникова. Лева пришел ко мне заниматься в 6 лет. Пухлые щечки, горящие глаза. Начинали мы с Левой с очень простых песенок и постепенно, по мере его уверенности в своих силах усложняли репертуар. За время занятий в ансамбле у Левы расширился диапазон, он научился выражать свои эмоции голосом, у Левы появился свой собственный стиль исполнения. И казалось бы,  все наладилось, но тут началась мутация, а у мальчиков она проходит намного сложнее чем у девочек. Мы старались петь в пределах одной октавы, какое- то время совсем молчали и не пели, и со временем у нас все стало хорошо. Мутация прошла. Сейчас Лева поет уже более сложный репертуар. Появились свои предпочтения в музыкальных жанрах, появился более мужской голос и конечно поменялся и репертуар.

Так, постепенно, из года в год, учитывая индивидуальные особенности ребёнка и принципы подбора репертуара, мы добились значительных успехов в творчестве. Теперь Лев- лауреат городских, областных, всероссийских и международных конкурсов, жюри отмечает его эмоциональное состояние во время исполнения, технические навыки, владение голосом. 

 А сейчас давайте вместе с вами ещё раз вспомним принципы построения репертуара с помощью кино-викторины. 

  Заключение: Соблюдение  принципов подбора репертуара  даст возможность осуществлять наиболее эффективную работу с учащимися, обеспечивать полноценное музыкальное развитие ученика, повышать музыкальную культуру, их нравственное и эстетическое воспитание и прививать любовь к музыке в целом.

 

Роль репертуара в повышении качества обучения учащихся вокального ансамбля «Гармония»