Роль репертуара в повышении качества обучения учащихся вокального ансамбля «Гармония»
Педагог дополнительного образования Текеба Ж.К.,
руководитель вокального ансамбля «Гармония»
Вокальный ансамбль – особый вид музыкального коллектива, объединенный общей целью – созданием гармоничного и красивого звучания, где главным инструментом является голос человека. Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции.
Репертуар это – Совокупность исполняемых кем-н. театральных ролей, музыкальных произведений.
Бывает:
-тренировочный и концертный;
-сольный и ансамблевый;
-мужской и женский, а также для конкретного голоса: сопрановый, теноровый, басовый и т.п.
Репертуар певца может включать классический репертуар, джазовый или эстрадный. Репертуар вокального ансамбля «Гармония» разнообразен по тематике и жанру. В репертуаре ансамбля много песен о дружбе, любви к Родине, к матери, к природе. Процесс освоения репертуара всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно – исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинить свои личные интересы интересам коллектива. Для меня важен дружный, крепкий, сплоченный коллектив, участники которого умеют слушать и слышать другого, принимать и высказывать критику, радоваться успехам своих товарищей, «болеть» душой за общее дело, работать в команде, сотрудничать, сохраняя свою индивидуальность, быть терпимыми друг к другу.
Обучение учащихся вокального ансамбля играет важную роль в развитии музыкальных способностей и социальных навыков. Репертуар, выбираемый для обучения, имеет значительное влияние на развитие учащихся и качество их исполнения. И сегодня я бы хотела вместе с вами поговорить о роли репертуара в повышении качества обучения.
Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара.
- Репертуар должен быть высокохудожественным, отвечать критериям увлекательности,педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач,что позволяет учащимся узнавать о разных культурах и идеологиях через музыку;
- Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух,
чувство ритма, музыкальная память и т.д.).Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание,логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).
- Репертуар должен быть соразмерен с возрастом учащегося, т.е. следует
учитывать возрастные особенности ребенка.
4.Разнообразный репертуар по содержанию,характеру,жанрам позволяет учащимся испытывать различные эмоции и выражать их через музыку
- Репертуар может включать музыку с разными эмоциональными состояниями. Изучение таких произведений помогает учащимся выразить свои эмоции и культурные особенности через голос и музыку.
- Репертуар требует от учащихся различных технических навыков, таких как диапазон, дикция, дыхание и артикуляция. Исполнение разных музыкальных произведений помогает развить голосовые возможности каждого участника ансамбля и улучшить их техническую подготовку.
Я бы хотела с вами поделиться как репертуар помог моим учащимся повысить качество обучения. И расскажу вам про Льва Вольникова. Лева пришел ко мне заниматься в 6 лет. Пухлые щечки, горящие глаза. Начинали мы с Левой с очень простых песенок и постепенно, по мере его уверенности в своих силах усложняли репертуар. За время занятий в ансамбле у Левы расширился диапазон, он научился выражать свои эмоции голосом, у Левы появился свой собственный стиль исполнения. И казалось бы, все наладилось, но тут началась мутация, а у мальчиков она проходит намного сложнее чем у девочек. Мы старались петь в пределах одной октавы, какое- то время совсем молчали и не пели, и со временем у нас все стало хорошо. Мутация прошла. Сейчас Лева поет уже более сложный репертуар. Появились свои предпочтения в музыкальных жанрах, появился более мужской голос и конечно поменялся и репертуар.
Так, постепенно, из года в год, учитывая индивидуальные особенности ребёнка и принципы подбора репертуара, мы добились значительных успехов в творчестве. Теперь Лев- лауреат городских, областных, всероссийских и международных конкурсов, жюри отмечает его эмоциональное состояние во время исполнения, технические навыки, владение голосом.
А сейчас давайте вместе с вами ещё раз вспомним принципы построения репертуара с помощью кино-викторины.
Заключение: Соблюдение принципов подбора репертуара даст возможность осуществлять наиболее эффективную работу с учащимися, обеспечивать полноценное музыкальное развитие ученика, повышать музыкальную культуру, их нравственное и эстетическое воспитание и прививать любовь к музыке в целом.