Чуркина Елена Николаевна
учитель информатики и математики
Частное общеобразовательное учреждение гимназия «Ор Авнер»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №6932
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Достижения моих учеников», в рамках реализации федерального проекта Успех каждого ребенка
Наименование конкурсной работы: ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №6932


cпециализированный учебно-научный центр Уральский Федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

Предмет: социология

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА

Авторы: Хигер Алексей и Гладких Алексндра,

учащиеся 10 б класса

Руководитель: Чуркина Елена Николаевна,

учитель информатики

Екатеринбург

2021

 

  1. Введение

В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Интернет сегодня не только источник информации, но и удобное, быстрое средство коммуникации, благоприятное пространство для бизнеса, источник общения и развлечений.

Актуальность проблемы интернет-зависимости среди подростков на сегодняшний день очень высока, именно поэтому мы решили исследовать положительные и негативные стороны влияния Интернета, а также выработать памятку, которой смогут придерживаться подростки, стремящиеся избежать этой проблемы.

Цель: 

Выявить и изучить особенности интернет-зависимости у детей старшего школьного возраста, а также установить влияние отдельных составляющих Интернета на психику подростка.

Задачи: 

  • Провести изучение и теоретический анализ литературы по данной проблеме.
  • Выявить причины возникновения интернет-зависимости.
  • Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение.
  • Провести опрос среди старшеклассников.
  • Проанализировать полученные данные.
  • Выработать практические рекомендации по профилактике и предупреждению интернет-зависимости у подростка.

 

  1. Теоретическая часть

2.1. Интернет

Интернет – это Всемирная информационная компьютерная сеть, которая охватывает весь наш Земной шар. На сегодняшний день, в мире насчитывается более 4 миллиардов активных пользователей интернета, что составляет больше половины населения Земли.

Еще в 90-х годах Интернет использовали только в научных целях. Но затем ситуация начала меняться в корне, и прчиной тому послужило появление в сети новой службы – World Wide Web, в буквальном переводе – «всемирной паутины».

Вскоре количество пользователей Интернета стало знчительно увеличиваться, но доступ к этому ресурсу был намного сильнее ограничен, нежели сейчас. Еще долгое время люди пользовались интернетом только в компьютерах и только с целью получения информации, но затем стали появляться социальные сети, различные обучающие сайты и многое другое, а уже через несколько лет Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.

 Факторы, определяющие уникальность Интернета:

  1. Отсутствие пространственных границ. 
  2. Свободный доступ к неограниченному количеству различной информации.
  3. Универсальное средство коммуникации, сочетающее возможность пересылки любых видов информации в различной форме. 

2.2. Положительные стороны влияния Интернета 

  • Способ показать, проявить себя (разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее). 
  • Через Интернет можно найти друзей, родственников, с которыми давно оборвана связь.
  • Благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все, некоторое время назад интересовавшие его вопросы.
  • Подразумевает общение самыми различными способами.
  • В Интернете существуют огромные библиотеки всевозможной литературы, с очень интересной, за частую, редкой информацией, так необходимой в процессе учебы. 
  • Интернет дает возможность саморазвития.

2.3. Негативные стороны влияния Интернета

  • Интернет дает иллюзию вседозволенности.
  • Огромное количество интерактивных компьютерных игр, за частую основанных на негативном воздействии на психику ребенка.
  • Разделение на виртуальное и реальное «Я». Такое раздвоение личности приводит к психологическому разладу, к нервным срывам и беспричинной агрессии подростка. 
  • Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма, что приводит к ухудшению здоровья.

Вышеперечисленные факторы могут привести к:

! разрушению реальной личности, психическим заболеваниям;

! у подростков, «живущих» в Сети появятся проблемы с общением, ведь навыки, приобретенные в виртуальном мире, в обычной не годятся; 

! возникновению серьезных проблем с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся к делу сайты, часами болтают в чатах беседуют с знакомыми и играют в игры вместо занятий. у них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам;

! низкому контролю за количеством времени, проведенным в Сети. И в результате к нарущению режима.

2.4.  Возникновение интернет-зависимости

  

Благодаря Интернету, исчезает фактор расстояния и границ, что дает безграничное увеличение аудитории общения. А также многие средства общения не требуют личного знакомства, что дает неограниченные возможности самовыражения в диалоге. Поэтому становится неслучайным и объяснимым развитие такого рода зависимости от переизбытка информации, эмоций и стереотипов посредством Интернета.

Интернет-зависимость определяется, как “навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line”.

Интернетоманы — люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам, наконец. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

2.5. Причины интернет-зависимости

* доступность разнообразной информации

* широкая интерактивность, постоянное общение

* анонимность передаваемой информации

* проблема свободного времени

* зависимость настроения и жизненных сил от нахождения в Интернете

* недостаток живого человеческого общения

2.6. Симптомы интернет-зависимости

 

Согласно исследованиям доктора и директора центра борьбы с интернет-зависимостью Кимберли Янг симптомами Интернет-зависимости являются:

– навязчивое желание проверить электронную почту;

– длительное просиживание в чатах;

– жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;

– потеря ощущения времени on-line;

– появление усталости, раздражительности, снижение настроения;

– пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

– ощущение эмоционального подъема во время работы с Интернетом ;

– ощущение состояния депрессии без компьютера. 

 

  1. Практическая часть

3.1. Проведение опроса

Для достижения поставленной цели, нами было опрошено 67 человек. Из них 42 человека –ученики девятых классов, 25 человек – ученики десятых классов. 

В ходе исследования участникам опроса был предложен следующий краткий анонимный тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от сети интернет. 

Данный тест мы предложили ученикам старших классов.

1.Есть ли у вас непреодолимое желание через небольшие промежутки времени снова и снова проверять свой e-mail или заходить в социальную сеть?

2.Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети?

3.Как часто вы замечаете за собой слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети за игрой?

4.Как часто вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, когда кто-то беспокоит вас, когда вы в сети Интернет?

5.Страдает ли ваша учеба в школе или личная жизнь из-за Интернета?

6.Находитесь ли вы в он-лайн больше, чем предполагали?

7.Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или плохого настроения?

 

3.2. Анализ опроса

Предложенные формы социологического исследования позволили сделать вывод о том, что значительная часть опрошенных старшеклассников являются «скрытыми интернетоманами».

Редко используют Интернет – 19% опрошенных. 

Обычные пользователи сети Интернет – 25% опрошенных,

Чрезмерно используют сеть Интернет – 56% опрошенных.

Эти данные также наглядно можно увидеть н диаграмме 1 в приложении 1 (рис.1).

3.3. Составление практических рекомендаций по профилактике и предупреждению интернет-зависимости у подростков

Исходя из проведенного выше тестирования старшеклассников, мы уже выяснили, что интернет-зависимость становится глобальной проблемой современного общества, а в частности подростков. 

И чтобы предупредить или же помочь справиться с интернет-зависимостью, на основе тестирования, мы разработали несколько рекомендаций:

  • Установить предел времени, которое можно проводить в Интернете.
  • Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете.
  • Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься своим хобби.
  • Вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение.

 

  1. Заключение

 

Вывод: Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети. С каждым днем все больше и больше людей (особенно подростков) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр.

В нашем исследовании была сделана попытка выявить наиболее подверженные компьютерной зависимости группы подростков.

Результаты исследования показали:

  • В зону риска среди подростков 15-16 лет попадают 56 % опрошенных. 
  • У детей среднего и старшего школьного возраста существует Интернет-зависимость.
  • Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека.

Мы считаем, что говорить о синдроме Интернет-зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.

Старшеклассники достаточно адекватно воспринимают возможности Интернета как источника информации в первую очередь. Но однако, не принятие подростками отрицательных сторон Интернета могут привести к негативному влиянию на психическое и физическое здоровье личности. 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА