cпециализированный учебно-научный центр Уральский Федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Предмет: социология
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА
Авторы: Хигер Алексей и Гладких Алексндра,
учащиеся 10 б класса
Руководитель: Чуркина Елена Николаевна,
учитель информатики
Екатеринбург
2021
- Введение
В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Интернет сегодня не только источник информации, но и удобное, быстрое средство коммуникации, благоприятное пространство для бизнеса, источник общения и развлечений.
Актуальность проблемы интернет-зависимости среди подростков на сегодняшний день очень высока, именно поэтому мы решили исследовать положительные и негативные стороны влияния Интернета, а также выработать памятку, которой смогут придерживаться подростки, стремящиеся избежать этой проблемы.
Цель:
Выявить и изучить особенности интернет-зависимости у детей старшего школьного возраста, а также установить влияние отдельных составляющих Интернета на психику подростка.
Задачи:
- Провести изучение и теоретический анализ литературы по данной проблеме.
- Выявить причины возникновения интернет-зависимости.
- Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение.
- Провести опрос среди старшеклассников.
- Проанализировать полученные данные.
- Выработать практические рекомендации по профилактике и предупреждению интернет-зависимости у подростка.
- Теоретическая часть
2.1. Интернет
Интернет – это Всемирная информационная компьютерная сеть, которая охватывает весь наш Земной шар. На сегодняшний день, в мире насчитывается более 4 миллиардов активных пользователей интернета, что составляет больше половины населения Земли.
Еще в 90-х годах Интернет использовали только в научных целях. Но затем ситуация начала меняться в корне, и прчиной тому послужило появление в сети новой службы – World Wide Web, в буквальном переводе – «всемирной паутины».
Вскоре количество пользователей Интернета стало знчительно увеличиваться, но доступ к этому ресурсу был намного сильнее ограничен, нежели сейчас. Еще долгое время люди пользовались интернетом только в компьютерах и только с целью получения информации, но затем стали появляться социальные сети, различные обучающие сайты и многое другое, а уже через несколько лет Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.
Факторы, определяющие уникальность Интернета:
- Отсутствие пространственных границ.
- Свободный доступ к неограниченному количеству различной информации.
- Универсальное средство коммуникации, сочетающее возможность пересылки любых видов информации в различной форме.
2.2. Положительные стороны влияния Интернета
- Способ показать, проявить себя (разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее).
- Через Интернет можно найти друзей, родственников, с которыми давно оборвана связь.
- Благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все, некоторое время назад интересовавшие его вопросы.
- Подразумевает общение самыми различными способами.
- В Интернете существуют огромные библиотеки всевозможной литературы, с очень интересной, за частую, редкой информацией, так необходимой в процессе учебы.
- Интернет дает возможность саморазвития.
2.3. Негативные стороны влияния Интернета
- Интернет дает иллюзию вседозволенности.
- Огромное количество интерактивных компьютерных игр, за частую основанных на негативном воздействии на психику ребенка.
- Разделение на виртуальное и реальное «Я». Такое раздвоение личности приводит к психологическому разладу, к нервным срывам и беспричинной агрессии подростка.
- Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма, что приводит к ухудшению здоровья.
Вышеперечисленные факторы могут привести к:
! разрушению реальной личности, психическим заболеваниям;
! у подростков, «живущих» в Сети появятся проблемы с общением, ведь навыки, приобретенные в виртуальном мире, в обычной не годятся;
! возникновению серьезных проблем с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся к делу сайты, часами болтают в чатах беседуют с знакомыми и играют в игры вместо занятий. у них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам;
! низкому контролю за количеством времени, проведенным в Сети. И в результате к нарущению режима.
2.4. Возникновение интернет-зависимости
Благодаря Интернету, исчезает фактор расстояния и границ, что дает безграничное увеличение аудитории общения. А также многие средства общения не требуют личного знакомства, что дает неограниченные возможности самовыражения в диалоге. Поэтому становится неслучайным и объяснимым развитие такого рода зависимости от переизбытка информации, эмоций и стереотипов посредством Интернета.
Интернет-зависимость определяется, как “навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line”.
Интернетоманы — люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам, наконец. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.
2.5. Причины интернет-зависимости
* доступность разнообразной информации
* широкая интерактивность, постоянное общение
* анонимность передаваемой информации
* проблема свободного времени
* зависимость настроения и жизненных сил от нахождения в Интернете
* недостаток живого человеческого общения
2.6. Симптомы интернет-зависимости
Согласно исследованиям доктора и директора центра борьбы с интернет-зависимостью Кимберли Янг симптомами Интернет-зависимости являются:
– навязчивое желание проверить электронную почту;
– длительное просиживание в чатах;
– жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;
– потеря ощущения времени on-line;
– появление усталости, раздражительности, снижение настроения;
– пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
– ощущение эмоционального подъема во время работы с Интернетом ;
– ощущение состояния депрессии без компьютера.
- Практическая часть
3.1. Проведение опроса
Для достижения поставленной цели, нами было опрошено 67 человек. Из них 42 человека –ученики девятых классов, 25 человек – ученики десятых классов.
В ходе исследования участникам опроса был предложен следующий краткий анонимный тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от сети интернет.
Данный тест мы предложили ученикам старших классов.
1.Есть ли у вас непреодолимое желание через небольшие промежутки времени снова и снова проверять свой e-mail или заходить в социальную сеть?
2.Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети?
3.Как часто вы замечаете за собой слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети за игрой?
4.Как часто вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, когда кто-то беспокоит вас, когда вы в сети Интернет?
5.Страдает ли ваша учеба в школе или личная жизнь из-за Интернета?
6.Находитесь ли вы в он-лайн больше, чем предполагали?
7.Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или плохого настроения?
3.2. Анализ опроса
Предложенные формы социологического исследования позволили сделать вывод о том, что значительная часть опрошенных старшеклассников являются «скрытыми интернетоманами».
Редко используют Интернет – 19% опрошенных.
Обычные пользователи сети Интернет – 25% опрошенных,
Чрезмерно используют сеть Интернет – 56% опрошенных.
Эти данные также наглядно можно увидеть н диаграмме 1 в приложении 1 (рис.1).
3.3. Составление практических рекомендаций по профилактике и предупреждению интернет-зависимости у подростков
Исходя из проведенного выше тестирования старшеклассников, мы уже выяснили, что интернет-зависимость становится глобальной проблемой современного общества, а в частности подростков.
И чтобы предупредить или же помочь справиться с интернет-зависимостью, на основе тестирования, мы разработали несколько рекомендаций:
- Установить предел времени, которое можно проводить в Интернете.
- Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете.
- Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься своим хобби.
- Вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение.
- Заключение
Вывод: Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети. С каждым днем все больше и больше людей (особенно подростков) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр.
В нашем исследовании была сделана попытка выявить наиболее подверженные компьютерной зависимости группы подростков.
Результаты исследования показали:
- В зону риска среди подростков 15-16 лет попадают 56 % опрошенных.
- У детей среднего и старшего школьного возраста существует Интернет-зависимость.
- Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека.
Мы считаем, что говорить о синдроме Интернет-зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.
Старшеклассники достаточно адекватно воспринимают возможности Интернета как источника информации в первую очередь. Но однако, не принятие подростками отрицательных сторон Интернета могут привести к негативному влиянию на психическое и физическое здоровье личности.