Открытый урок
преподавателя Комаровой-Малиновской Ольги Геннадьевны
МБУ ДО ДШИ им. А. Караманова
По предмету: Сольное народное пение
Тема: «Развитие вокальных навыков в младших классах сольного народного пения»
Обучающийся: Жукова Анастасия
Класс: 2
Цель урока: Формирование и развитие певческих навыков
Задачи урока:
Обучающие:
1.Работа над дыханием и опорой звука;
2.Работа над дикцией и артикуляцией;
3.Достижение точности интонирования;
4.Работа над мягкой атакой звука
Развивающие:
1.Развитие гармонического слуха;
2.Развитие музыкальной восприимчивости, умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
3.Развитие дыхательного и речевого аппарата, чувства ритма, музыкального слуха, памяти.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и любви к народному творчеству;
2.Воспитание художественно – эстетического вкуса обучающихся;
3.Воспитание внимательности, добросовестного отношения к труду;
4.Воспитание осознанного подхода к обучению;
Методы обучения:
– Наглядный (слуховой, зрительный);
– Словесный (рассказ, объяснение, диалог);
– Иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ преподавателя и воспроизведением услышанного учеником)
Методические рекомендации:
В основе народно-хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения. Поэтому именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы. Чтобы обучить учащихся сольному и ансамблевому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении, обязательно систематическое вокальное воспитание.
Одним из значимых вспомогательных элементов развития вокальных навыков является распевание: специальные упражнения, повышающие вокально-хоровую технику исполнителя, которые необходимо проводить в начале каждого урока. Регулярное использование распевок формирует и развивает музыкальный слух, способствует ровности голосоведения, точности интонирования, правильности звукоизвлечени . В процессе распевания необходимо соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять. Следующий этап – тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением. В упражнениях, выполняемых с целью выравнивания гласных, один гласный звук нужно как бы вливать в другой – без толчка и перерыва в звучании. Нужно формировать навык пения гласных в одной позиции. Пропевание ряда гласных в той или иной последовательности всегда преследует цель добиться какого-то определенного тембрового звучания голоса по образцу первой фонемы. При пении различных фонем рекомендуется постоянно сохранять ощущение скрытого зевка. Но не напрягаться, это может привести к заглублению вокальной позиции. Зевок при пении различных фонем должен быть умеренным, легким. Преподавателю необходимо контролировать, чтобы:
– пение было без придыхания,
– при вокализации на гласную, например а, звучала чистая фонема,
– обучающиеся не делали никаких гримас и усилий,
– обучающиеся пели в умеренной динамике
– попадать в ноту было прямым, без «подъездов»
Особое внимание нужно обращать на звукообразование – оно должно быть единым для всех участников. Большое значение для звукообразования имеет манера артикуляции: насколько широко открывается рот, активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, расположение губ – на улыбке или округлое.
Уроки народного пения в ансамбле рекомендуется проводить в просторных, хорошо проветриваемых классах, с акустикой, не искажающей звучание голоса.
Форма урока: индивидуальная
План урока:
– Организационный момент: приветствие, подготовка к уроку, объяснение темы, постановка цели (2 минуты).
– Основная часть:
Работа над дыханием (6 минут)
Распевание (10 минут)
Работа над песней «А кто в этом во дому» (22 минуты).
– Заключительная часть: контрольное (итоговое) исполнение разученного произведения, подведение итогов занятия, задание на дом, выставление оценки за работу на уроке (5 минуты).
Ход урока:
Организационный момент:
Построение, приветствие, объявление темы урока, рассказ о том, чем мы будем заниматься на уроке и каких результатов должны добиться.
Упражнения для развития дыхания:
- «Свечка». Задача дуть на пламя тонкой струей воздуха, чтобы оно колыхалось, но, не гасло. Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч, свечу нужно держать прямо перед собой на расстоянии 20 см от лица, губы вытягиваются в «трубочку».
- Гимнастика Стрельниковой с сжиманием и разжиманием ладоней («Лягушачья лапки»). Упражнение делается в положении «стоя», ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, согнуты в локтях и развернуты ладонями к зрителю. Ладони открыты, пальцы «растопырены». Чередование резких коротких вдохов и выдохов с параллельным активным сжиманием и разжиманием ладоней (вдох – ладони сжимаются в кулак, выдох – разжимаются).
Распевание:
«Е», «Я», «Ё» – распевается на одном звуке. Предназначена для развития навыков держания звука на опоре на одной высоте.
«Дробью по перепелам» – распевается на двух звуках. Пропевается 2 раза подряд на одном дыхании. Предназначена для развития навыков держания звука на опоре на одной высоте, развития артикуляции и дыхания.
«За рекою, за быстрою» – мелодия распевки находится в пределах малой терции. Предназначена для развития ладового слуха, плавного голосоведения.
«Егор ты, Егорушка» – мелодия распевки находится в пределах кварты. Предназначена для развития опоры, интонирования, и расширения диапазона.
Работа над разбором русской народной песни «А кто в этом во дому»:
Работа над разбором данной песни начинается с разбора текста. Далее следует пропевание запева «сольфеджио», определение тональности, размера, ритмических особенностей, разучивания мелодии, работа над интонационной выразительностью, динамическими оттенками, темпом.
Заключительная часть:
Исполнение разобранной песни. Беседа о проделанной работе.
Домашнее задание: выучить текст песни.
Литература:
- Мешко Н.К. Искусство народного пения. Часть1. Москва 1996
- Мешко Н.К. Искусство народного пения. Часть 2. Москав 2000
- Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Москва 2013
- Шеломов Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. Санкт-Петербург 1997
- Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора. Москва 2007
- Яковлева З.К. Русскео народное музыкальное творчество. Москва 2004