Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств «Камертон» г. Магнитогорска
О.М. Маштакова
Мотивация к творческой деятельности учащихся младших классов на уроках общего фортепиано.
Методическая разработка
Магнитогорск, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Основа мотивации – жизненная среда | 5 |
Виды мотивов | 8 |
Педагогические принципы формирования мотивации обучения младших школьников в классе общего фортепиано | 12 |
Личность учителя | 15 |
Организация самостоятельной работы учащихся | 18 |
Заключение | 20 |
Литература | 22 |
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность протекает более успешно и даёт лучшие результаты, если у человека есть сильные, яркие и глубокие мотивы, которые побуждают его действовать активно, отдавая все силы, преодолевать трудности, неблагоприятные условия и другие препятствия, настойчиво двигаясь к своей цели. Это также относится и к учебной деятельности. Она проходит более успешно, когда у учеников сформировано положительное отношение к обучению. Когда у них развито чувство долга и ответственности, когда есть интерес к познанию и потребность в получении знаний, умений и навыков. И другие мотивы также играют важную роль.
В настоящее время вопрос мотивации младших школьников к обучению игре на фортепиано остаётся одним из самых сложных и трудно контролируемых аспектов образовательного процесса. Формирование мотивации у детей часто происходит стихийно и является скорее результатом усилий талантливых преподавателей, чем предметом специального и систематического внимания. Однако, по мнению многих учёных, таких как Б.Г. Ананьев и В.К. Вилюнас, проблема мотивации играет ключевую роль в науках о человеке. Она связана с исследованием причин, побуждающих людей к различным поступкам и формам деятельности. Важно понимать, что осознание мотивов происходит не автоматически, а требует особой активности, в результате которой осознанные мотивы приобретают для человека личностный смысл.
Анализ работы учителя фортепиано показывает, что часто педагог ориентируется только на внешние проявления поведения ученика, не вникая в его внутренний мир. Он добивается того, чтобы ученик соблюдал определённые правила и нормы поведения, но не знает, почему тот так поступает. Не понимая истинных мотивов деятельности ученика, учитель не может предсказать его будущее поведение, а значит, и его успехи в музыкальном обучении. Если педагог не знает, что движет ребёнком, какие у него внутренние цели и как он относится к поставленным задачам, то он работает наугад. Ему неизвестны ни сам ученик, ни результаты его воздействия.
Задача педагога — увлечь ребёнка процессом обучения игре на инструменте. Тогда труд, необходимый для овладения инструментом, станет потребностью. Это сложнее сделать в обучении игре на фортепиано, чем в других видах искусства, например, рисовании или танцах. В этих видах искусства ребёнку легче проявить творческий потенциал и увидеть конкретные результаты своей работы быстрее. Важно помочь ученикам определить свой талант и сделать выбор. Не всегда талантливость и желание сделать музыку своей профессией проявляются в первые годы обучения.
В современных научных учреждениях Академии педагогических наук проводятся эксперименты, в основу которых положена мысль о том, что обучение и воспитание следует строить так, чтобы добиться наибольшей эффективности развития активности детей. Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире. А учат детей порой по-старому, бесконечно эксплуатируя в основном их память. Поэтому учение становится обременительным для ребенка.
ОСНОВА МОТИВАЦИИ – ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА
В современной психолого-педагогической науке достаточно хорошо изучена тема учебной мотивации. Существуют различные методы диагностики мотивации, а также разработаны рекомендации для учителей.
Родители играют важную роль в развитии ребёнка. Их отношение к интеллектуальным и творческим способностям ребёнка может быть разным: положительным, нейтральным или отрицательным. Если родители не обращают внимания на эмоциональность ребёнка или игнорируют её, относятся к нему как к объекту для воплощения своих представлений об успешности, не позволяют ему проживать свои чувства и эмоции, это может привести к блокированию чувств ребёнка стыдом. На уровне тела это может проявляться в затруднении дыхания, парализации активности и ощущении мышечной зажатости.
Переживая всеохватывающий стыд, ребёнок не может почувствовать ничего другого и не имеет доступа ко всему спектру своих чувств. Такие методы воспитания могут привести к личностным и социальным проблемам в будущем.
Познавательное развитие ребёнка отходит на второй план, а все его психические ресурсы уходят на адаптацию к отношениям в семье. Дети, сосредоточенные на отношениях с родителями, могут подавлять свою познавательную активность и мотивацию. Длительное подавление интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребёнка может привести к нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и даже психозам.
Захаров А.И. в своих исследованиях указывает на важный феномен: не все родители могут распознать психологические трудности у своих детей и обратиться за помощью к специалистам. Поэтому помощь обычно получают только те дети, у которых проблемы явно выражены.
В дальнейшем эти эмоциональные проблемы могут привести к школьной неуспеваемости, агрессивному поведению и серьёзным невротическим расстройствам. Такие дети нуждаются во внешней поддержке и стабилизации своего внутреннего состояния.
Современная система образования ориентирована на развитие творческих качеств учащихся. Это активно происходит на занятиях эстетического цикла, где дети учатся воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе и в отношениях между людьми.
Одной из важных частей области искусства является музыка. Здесь учащиеся развивают свои способности к художественно-образному и эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, а также учатся выражать своё отношение к окружающему миру в творческих работах.
Дополнительное художественное образование охватывает около 15% детей, в то время как остальные 85% остаются вне контакта с искусством. В обществе существует тенденция относиться к искусству как к второстепенному и неважному с точки зрения образования детей.
А.А. Мелик-Пашаев обращает внимание на эту проблему и говорит, что художественная культура в общественном сознании наших дней приобретает статус «десерта» — необязательного украшения реальной жизни. Она воспринимается как частность, не имеющая серьёзной жизненной значимости, или как сфера обслуживания, предоставляющая «пакеты услуг» ищущему развлечений клиенту.
И.Ю. Кулагина отмечает, что эмоциональное благополучие ребёнка в начальной школе зависит от его школьной успеваемости. За хорошие отметки родители и учителя хвалят ребёнка, что повышает его самооценку и способствует развитию мотивации к учению.
Тема формирования мотивации к творческой деятельности на уроках фортепиано пока недостаточно разработана. Не все дети могут полноценно проявлять себя в творческой деятельности.
По данным Безруких М.М., ведущей эмоцией, которую дети умеют идентифицировать у себя и взрослых, является страх. Это связано с предшествующей жизнью детей, где могли иметь место приёмы воспитания в семье, запрещавшие проявлять свои чувства, или наличие ранней психологической травмы, приведшие к блокировке эмоциональной сферы. В таких случаях ребёнку трудно быть открытым, непосредственным и свободным в проявлении своего природного потенциала.
Такие дети испытывают затруднения в выполнении творческих заданий и, как следствие, у них не формируется мотивация к творческой деятельности. Чтобы устранить указанное противоречие между имеющимися наработками в психолого-педагогической науке, касающихся мотивации, и современными тенденциями, проявляющимися в недостаточности эмоционального развития детей младшего школьного возраста, необходимо разработать такие психолого-педагогические методы и средства, которые позволят получить доступ к самым скрытым переживаниям ребёнка. Эти методы помогут ему свободно проявлять себя в творческой деятельности, особенно при обращении к тем реальным проблемам, которые по каким-либо причинам затруднительно выражать.
На уроках фортепиано необходимо применять психолого-педагогические методы, направленные на формирование мотивации к творческой деятельности. Посредством творческой деятельности можно осуществлять эмоциональное развитие, способствующее раскрытию не только музыкальных, но и общих интеллектуальных способностей ребёнка.
ВИДЫ МОТИВОВ
Чтобы правильно оценить действия ученика, важно понять, почему он так поступил. Даже если внешне его действия выглядят одинаково и направлены на достижение одной цели, мотивы могут быть разными. Мотив — это то, что побуждает человека к действию, это побуждение к достижению цели.
Мотивы можно разделить на две группы: познавательные и социальные.
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения. Они говорят о том, что школьник ориентирован на получение новых знаний и учебных навыков. Глубина интереса к знаниям может быть разной: от интереса к новым и занимательным фактам и явлениям до стремления понять существенные свойства явлений, первые дедуктивные выводы, закономерности и тенденции, теоретические принципы и ключевые идеи. Ученики стремятся к самообразованию и улучшению способов получения знаний, что отражает их познавательные мотивы.
Социальные мотивы связаны с взаимодействием школьников с другими людьми. К ним относятся:
* желание быть полезным обществу;
* понимание необходимости учиться;
* чувство ответственности;
* стремление хорошо подготовиться к выбору профессии;
* желание занять определённую позицию в отношениях с окружающими;
* стремление получить одобрение и заслужить авторитет;
* желание оказывать влияние на других учеников и доминировать в коллективе.
Мотивы социального сотрудничества заключаются в стремлении осознавать и анализировать способы сотрудничества и взаимоотношений с окружающими людьми. Этот мотив является важной основой для самовоспитания и самосовершенствования личности.
Осознанные мотивы — это умение школьника рассказать о том, что его побуждает, и выстроить мотивы по степени значимости. Реальные мотивы проявляются в успеваемости, посещаемости, учебной деятельности, выполнении дополнительных заданий, стремлении к заданиям повышенной сложности.
Для успешной учебной деятельности у детей должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы. Однако важно не только сформировать эти мотивы, но и стремиться повысить их уровень, чтобы достичь наивысших результатов.
Как отмечал Сергей Леонидович Рубинштейн, чтобы учащийся действительно включился в работу, необходимо, чтобы поставленные в ходе учебной деятельности задачи были не только понятными, но и внутренне принятыми им. Это означает, что задачи должны приобрести значимость для учащегося и найти отклик в его переживаниях.
Мотивы, стимулирующие определённую деятельность (в данном случае — процесс учения), могут быть внутренними или внешними. Если мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, их называют внутренними. Например, интерес к процессу деятельности или стремление к саморазвитию. Если же мотивы не связаны напрямую с учебной деятельностью, их называют внешними. Например, желание получить хорошую отметку или добиться похвалы учителя.
Внутренние мотивы являются более эффективными для учебной деятельности, поскольку они исходят от самого ученика и побуждают его к самостоятельной работе. Однако внешние мотивы также могут играть свою роль, особенно на начальных этапах обучения.
В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы. Это поможет им стать более самостоятельными и ответственными в своём обучении.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Школьники, которые стремятся избежать неудачи, отличаются от тех, кто хочет добиться успеха. Их цель — не достичь успеха, а не допустить провала. Они сосредоточены на том, чтобы избежать ошибок и критики.
Работа, в которой есть риск неудачи, вызывает у них только негативные эмоции, и они не получают удовольствия от учёбы. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой и неверием в свои силы. Любые трудности вызывают у них отрицательные эмоции.
Ребята, которые стремятся избежать неудач, часто делают неправильный выбор профессии, игнорируя объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Те, кто стремится к успеху, объясняют свои победы и поражения объёмом приложенных усилий и силой старания. Это свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе.
Школьники, которые боятся неудач, объясняют свой неуспех отсутствием способностей или невезением, а успехи — удачей или лёгкостью задания. Это может привести к развитию «выученной беспомощности». Поскольку ученик не может контролировать сложность задания, удачу или свои способности, ему кажется бессмысленным пытаться что-то делать дальше. Такие школьники отказываются от выполнения даже простых заданий.
Поэтому важно развивать у учащихся стремление к успеху, которое должно преобладать над страхом неудачи.
Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те, к формированию и развитию которых нужно стремиться. Это познавательные и социальные мотивы на высшем уровне, внутренние мотивы и мотивы, направленные на достижение успеха. Именно эта совокупность мотивов определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО
Как известно, интерес к чему-либо возникает, когда человек обладает знаниями в этой области. Чтобы усвоить эти знания, ребёнок должен прилагать усилия и активно взаимодействовать с материалом, который ему передают взрослые.
Если ребёнок не стремится получить знания, которые ему пытаются передать, они не будут усвоены. Это не приведёт к формированию интереса, активности и мотивации к обучению.
Познавательная активность — это состояние, когда человек стремится к знаниям, умственному напряжению и проявляет волевые усилия в процессе обучения. Быть активным — значит находиться в состоянии действия. Именно в действии происходит развитие тех органов, систем и способностей, которые используются в этой деятельности.
Можно ли развить у ребёнка ловкость и координацию движений рук, необходимые для фортепианного исполнительства, без упражнений? Конечно, нет. Нельзя добиться развития музыкального слуха и навыков музицирования, если не направить активность детей на их развитие.
Регулярно повышая требования к детям в соответствии с их прогрессом, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его приложить усилия для решения более сложных задач. Это помогает им ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), то есть на возможности каждого конкретного ребёнка.
Чтобы решить более сложную задачу, ученик должен обдумать и найти пути решения. В процессе решения задачи он мобилизует и отбирает необходимые знания, умения и навыки. В такой активной деятельности формируются способности и черты характера, которые требуются для этой деятельности.
Ребёнок проявляет активность в разных формах. Например, он может подражать взрослым. Младшие школьники часто повторяют действия учителя музыки. В «донотный период» они воспроизводят лёгкие пьесы, упражнения, слова и даже мимику педагога. Так дети развивают свои сенсорно-моторные навыки, наблюдательность, речь и восприятие.
Для развития ребёнка важна исполнительская активность. Он ждёт указаний взрослого не только о том, что нужно делать, но и как это делать, в каком порядке. Благодаря этой активности дети овладевают уже отработанными взрослыми способами действий. Многократное повторение таких действий приводит к формированию навыков, например, чтения с листа или грамотного разбора нотного текста.
Ощущение себя активным участником учебного процесса — главный источник учебной мотивации. Различные педагогические методы, такие как проблемное изложение материала или мозговой штурм, позволяют ребёнку принимать активное участие в получении знаний. В процессе такой работы ребёнок понимает истинное назначение учения — научиться думать, применять знания на практике и ориентироваться в жизненных ситуациях.
Для повышения, поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе учителям и родителям нужно воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит мотивация к учению:
- интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
- уверенность в себе;
- направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;
- интерес к людям, организующим процесс обучения;
- потребность и возможность самовыражения;
- принятие и одобрение значимыми людьми;
- актуализация творческой позиции;
- осознание значимости происходящего для себя и для других;
- потребность в социальном признании;
- наличие положительного опыта и отсутствие тревожности и страха;
- осознание ценности образования.
В арсенале приемов деятельности педагога должны быть:
- учет возрастных особенностей школьников;
- создание ситуаций успеха;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций и дискуссий;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
- эмоциональная речь учителя;
- нестандартная форма проведения уроков;
- использование познавательных и дидактических материалов, игровых технологий.
Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе носит специфический характер и предполагает соблюдение педагогом следующих принципов:
-
- отход от только репертуарного обучения с увеличением работы по подбору на слух с фактурным аккомпанементом, транспонированию, по освоению композиционных навыков;
- оптимизация педагогического общения;
- общность классной и внеурочной работы;
- формирование самостоятельности;
- формирование особой эстетической среды, создающей атмосферу творческого поиска.
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
В процессе обучения учитель не только делится знаниями, но и передаёт часть своей личности ученику. Чем больше масштаб личности учителя, тем сильнее положительное влияние на развитие личности ученика.
Масштаб личности учителя определяется его вкладом в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, а также уровнем человеческого такта в поведении.
Часто именно через любовь к учителю ученик начинает любить предмет, который он преподаёт. Любимый учитель, помимо знаний, передаёт ученику и своё отношение к себе, другим людям и окружающему миру в целом.
Учитель играет ключевую роль в процессе обучения, находясь между учеником и предметом изучения. В системе «Ученик – учитель – предмет», учитель одинаково обращается как к своему ученику, так и к предмету, который он преподаёт.
Это определяет набор личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешной работы учителя. Дидактические способности учителя заключаются в умении передавать знания о предмете своим ученикам.
Особенность талантливых педагогов, которые добиваются высоких результатов в обучении, заключается в том, что они могут предлагать одно и то же знание ученикам по-разному, учитывая их уровень подготовки, психологические особенности и содержание других предметов обучения.
Хороший учитель, разрабатывая методы преподавания, учитывает не только индивидуальные особенности учеников, но и свои сильные и слабые стороны. Ещё одной важной чертой является способность видеть изучаемое явление не только со своей позиции, но и со стороны ученика, понимая, что очевидно для учителя, может быть непонятно для ученика.
В отношениях между учителем и учеником особую роль играют личные качества педагога. Среди них важнейшими являются коммуникативные и организаторские способности.
Слово учителя — мощное средство воздействия на ученика. Речь педагога должна быть грамотной, лаконичной, ясной, но при этом яркой и образной. Она не должна быть книжной или сухой. Например, бессмысленно говорить ученику: «Последи за партией правой руки с точки зрения недодерживания и передерживания длительностей, в частности басов». Также на уроке с детьми неуместны прозаизмы и словечки из профессионального музыкантского жаргона.
Всем педагогам стоит обратить внимание на правильность своей речи. Всё чаще можно услышать совет «хорошо проучить пассаж». Однако нельзя проучить пассаж, его можно только выучить.
Слово педагога несёт как рациональную, так и эмоциональную нагрузку. Педагог должен делать деловые указания, используя профессиональные термины. По мере того как ученик знакомится с музыкально-теоретическими понятиями, объяснения педагога становятся более насыщенными специальной терминологией.
Речь педагога должна быть образной и лексически богатой. Необходимо уметь находить те слова, которые способны определить характер произведения, передать представление об окраске звука, эффект при использовании педали и так далее.
Важно помнить, что урок — это не монолог учителя. Даже если учитель обладает даром красноречия, умеет убедительно и ярко излагать свои мысли, его речи не принесут пользы, если ученик будет молчать.
Задача учителя — не только донести информацию до ученика, но и получить обратную связь. Урок должен быть диалогом. Хотя основной язык общения на уроке — это музыка, но одного лишь диалога между двумя инструментами недостаточно. Необходимо обмениваться мыслями, чувствами и соображениями по поводу изучаемых произведений.
Умение говорить о музыке помогает понять её сложный язык. Натан Перельман отмечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.».
Антон Рубинштейн, по воспоминаниям И. Гофмана, требовал от учеников умения обозначить характер пьесы не одним-двумя словами, а целым рядом определений.
Меткое слово может выразить сущность технического приёма, передать характер движения и помочь найти нужные мышечные ощущения. Вспомним такие выражения, как «палец прорастает сквозь клавишу», «играть как по тесту», «проколоть клавишу пальцем». Иногда удачно найденное выражение может дать больше, чем просто показ на инструменте.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Самостоятельная работа — это вид деятельности, при котором ученики выполняют учебные задания без прямой помощи учителя. Она способствует сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, а также развитию познавательной деятельности.
Педагог должен стремиться воспитать у учеников самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умение добиваться цели. Это особенно важно в сфере искусства, где задачи, стоящие перед учителем, очень широки. Вся наша деятельность требует творческого подхода.
Воспитание самостоятельности у учеников — важная часть работы учителя. Педагог использует различные средства воздействия на ребёнка, включая развитие его самостоятельности. Это должно быть постоянной заботой учителя, начиная с первого урока и заканчивая выпускным экзаменом.
Мы стремимся не просто передать знания, но и научить творчески работать. Для этого нужно воспитывать в учениках характер, волю и настойчивость в усвоении знаний, а также любовь к труду. Чтобы научить обучающихся творчески подходить к занятиям, учитель должен давать «пищу» для размышлений в домашней работе.
Самостоятельность в работе — необходимое условие развития мышления обучающихся. Она помогает воспитывать самостоятельность и познавательную активность учеников, а также прививать навыки учебного труда.
Задачи формирования навыков самостоятельной работы включают:
- Определение цели, времени и характера самостоятельной работы.
- Повторение минимума фактических знаний и умений, необходимых для выполнения задания.
- Определение вида работы с нотным текстом: репродуктивной, продуктивной или на повторение.
- Устранение возможных затруднений в ходе выполнения задания.
- Быстрая проверка полученных результатов и разбор допущенных ошибок.
В последнее время всё чаще возникает вопрос о том, как обучать не только способных учеников, но и общую массу обучающихся. Для этого нужно применять деятельный подход к обучению, то есть организовывать процесс так, чтобы ученики получали знания не в готовом виде, а в результате правильно организованной деятельности.
Начиная с первых уроков, нужно нацеливать ребёнка на формирование навыков самостоятельности в домашней работе. Работа на уроке должна быть «генеральной репетицией» домашней работы. Все теоретические знания и пианистические навыки, приобретённые на уроке, ребёнок должен учиться «переносить» в домашнюю работу.
Очень важно на начальном этапе приучить ребёнка к грамотному разбору. Опасны формы обучения, когда ребёнку всё расшифровывается без предоставления ему возможности принимать самостоятельные решения даже в малом. Это и есть то «натаскивание», которое больше по форме, чем по сути, порицается педагогами.
Есть категория обучающихся, с которыми работа сводится только к работе над текстом. Но если ребёнок в итоге сам провёл эту работу, значит время потрачено не зря, независимо от потери художественности.
Мотивация — это создание и поддержание интереса ученика к изучаемому материалу. Чтобы учение было сознательным и успешным, ученик должен понимать, зачем ему нужен изучаемый материал. Всякая новая мысль должна появляться перед ним как ответ на возникший вопрос, как выход из проблемной ситуации. Или же мысль должна быть подана во внешне заинтересовывающей форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в класс фортепиано приходят дети с самым разным уровнем музыкальных способностей и подготовки. Многие ученики не обладают необходимыми навыками и умениями к моменту поступления в музыкальную школу.
Это отражает одну из главных тенденций музыкальной педагогики XX века, о которой писал Л. Баренбойм: «Музыкальное воспитание — всем детям!». Аналогичную мысль высказывал Г. Нейгауз: «Я убеждён, что диалектически продуманная методика и школа должны охватывать все уровни одарённости — от музыкально отсталого (ибо и такой должен учиться музыке, музыка — орудие культуры наравне с другими) до стихийно гениального».
Ребёнок приходит в музыкальную школу, и педагогу приходится обучать его независимо от уровня музыкальных данных. Задачи общего музыкального воспитания поставили перед педагогами необходимость изменения методов обучения.
Как правило, почти каждый ребёнок при поступлении в музыкальную школу имеет достаточно ясную мотивацию для учёбы. Ему нравится музыка, и он хочет научиться играть. В процессе обучения он должен получить средства для реализации цели — освоить необходимые навыки и знания. Однако учёба оказывается достаточно трудной и не очень приятной, поэтому интерес к музыке постепенно исчезает.
Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются:
* развитие музыкальности и музыкального мышления ребёнка;
* превращение обучения в увлечение;
* обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности;
* повышение личного интереса к музыкальным занятиям;
* организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося.
Музыка — это радость. Этот девиз должен сопровождать учителя и ученика во всём. Музыкальные занятия дома — это не урок и не наказание. Это хобби и увлечение. Не нужно играть часами. Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, предаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно — без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов.
Изменение отношения ребёнка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам — это самый верный стимул любой работы.
Путь педагога-пианиста труден, особенно сейчас, когда обучаются дети с очень разными природными музыкальными данными. Поэтому кому, как не педагогу, очень важно внимательно следить за развитием каждого ученика. И если необходимо, то весь процесс обучения начинать с начального этапа по ступеньке, добиваясь положительного результата.
ЛИТЕРАТУРА
- Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959.
- Балашова, А.В. Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано в ДШИ через развитие творческой активности учащихся/
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
- Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.
- Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.- С-Петербург, 2006.
- Маслоу, А., Мотивация и личность.- Москва, 2004.
- Милич, Б. Воспитание ученика – пианиста. Москва. «Кифара»; 2002.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982.
- Петрушин В. И. Музыкальная психология.- М.: Пассим, 1994.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979.
- Шпик, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.- Начальная школа – Вып. № 2, 2007.