Конспект открытого занятия по логопедии с детьми ОВЗ 2-3 класс
МОБУ «ООШ №9» Оренбургская область г.Бузулук
Логопед-дефектолог: Рожнова Анастасия Петровна
Тема: «Работа над деформированными предложениями».
Цель:
развитие умений в области работы с предложением: составление предложений по опорным словам, формирование предложений из «рассыпанных» слов, расположение предложений в нужном порядке и чтение полученных предложений; запись предложений под диктовку и списывание с печатного образца.
Задачи занятия:
Образовательные:
учить составлять предложения, закреплять правила записи предложений, развивать связную речь.
Коррекционно – развивающие:
развивать фонетический слух, мелкую моторику, логопедическую ритмику.
Воспитательные:
воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Формирование УУД
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, развитие познавательного интереса к обучению;
- мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- оценивать результаты своей деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
Познавательные:
- уметь анализировать, развивать способность делать выводы;
- уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
- учитывать разные мнения, слушать и понимать других;
- высказывать свою точку зрения.
Предметные результаты:
- уметь конструировать предложения, правильного употреблять их в речи.
- уметь оформлять предложения на письме.
Используемые педагогические технологии:
Коррекционно-логопедическая, здоровьесберегающая, игровые технологии.
Форма занятия – группа, 4 чел. (обучаются по АОП НОО для детей с интеллектуальной недостаточностью лёгкой степени, 3 класс. Логопедическое заключение: нарушение речи системного характера).
Оборудование: игрушка Солнышко, мяч, карточки с заданиями, рассыпанные буквы, картинки путаницы, слова деформированного предложения, мячики «Су-Джок», сенсорные сундучки с гречихой, листы с заданием, слова-подсказки (картинки-подсказки), презентация, цветные «скрепыши» для составления схемы предложения, для здоровьясбережения: солевые лампы, эфирное масло пихты.
Ход занятия.
Логопед:- Я хочу начать наше занятие с пожелания:
Говори всегда красиво!
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говори,
И, конечно, не спеши!
- Организационный момент:(на столе лежит игрушка «солнце»)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети: Солнышко.
Логопед: посмотрите, какое оно ласковое, доброе, весёлое… Посмотрите, наши пальчики тоже похожи на солнечные лучики, давайте разотрём наши ладошки, чтобы «лучики» стали тёплыми и помассажировали наше лицо.
(Проводится массаж лица). (30 сек.)
Светит яркое весеннее солнышко — (поглаживание) и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. — (постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — (пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее. — (снова поглаживание)
- Основной этап
Нам на занятии нужно красиво, чётко говорить, давайте поможем нашему язычку стать послушным.
- Артикуляционная гимнастика + биоэнергопластика + дыхательная гимнастика (1мин. 30сек.)
Наступила весна, уже апрель и в небе ярко светит солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую+ синхронные движения раскрытыми ладошками). Наш язычок на лошадке поскакал в лес (цокать языком + пощёлкивание пальцами). В лесу он услышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,— куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание + ладони складываем в рупор). «Д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание+ сомкнутыми пальцами правой руки, в виде клюва, «стучим» по раскрытой ладони левой руки ). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка + раскрытая ладонь). Сел язычок на пенёк и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников (вдыхаем аромат носом и выдыхаем через рот). Но набежали тучи тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз + сжимание-разжимание кулаков). Язычок поспешил домой к маме.
Теперь язычки у всех стали послушными, головки умными, ушки и глазки внимательными.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, в нём пропущено одно слово, а вы попробуйте отгадать пропущенное слово в нём.
В мире слов отдельных много,
Важно каждое из них.
Все идут своей дорогой,
Но стараются дружить.
Между ними уважение
Очень важно закрепить
Для того, чтоб в “Предложение» (ответ детей)
Вместе их соединить.
Всё верно, вы правильно отгадали, это слово – ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (Дети отвечают, предлагают варианты, находят правильный).
Что мы с вами уже знаем о предложении? (несколько слов, связанных между собой по смыслу)
3.Послушайте/прочитайте предложение. Исправьте ошибки в предложениях. Повторите правильное предложение.
1.Чашка моет Катю.
2.Рыба ловит старика.
3.Туча выглянула из-за солнышка.
4.Шел дождь, потому что я взял зонтик.
- Цветы не поливали, потому что они засохли.
А теперь давайте откроем свои тетрадки, не забудьте пропустить 2 строчки от предыдущей работы и запишем сегодняшнее число.
Сейчас я вам раздам карточки с предложениями, эти предложения нужно будет без ошибок переписать в тетрадку. Какие правила написания предложения мы уже знаем? (Начинаем писать с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку).
Я роняю карточки: «Ой, какая же я неловкая! Пальцы меня совсем не слушаются! Наверное, они хотят поиграть. Ребята, давайте вместе поиграем. Перед вами стоят сенсорные ящики (наполненные гречкой), в них спрятались любимые игрушки наших пальчиков, выберите себе по одной игрушке (Су-Джок). А теперь повторяйте за мной:
Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика». (45 сек.)
Жил-был маленький Ежик (показать шарик в открытой ладони).
Он то выглядывал из своего домика, то прятался (несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок)
Однажды он вышел из своего домика и побежал по дорожке своими маленькими ножками (катать шарик по ладони вперед- назад).
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки (круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против).
А через реку был переброшен тонкий мостик.
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).
А там поляна — большая, круглая, красивая! (Круговые движения шариком по ладони).
Вот наступил вечер, пришёл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке).
Теперь давайте вернём наши мячики-ёжики на место, в сенсорную коробку. И приступим к переписыванию предложений. Ой, ребята, а наши предложения при падении «рассыпались» на слова и перепутались. Но я уверена, что вы сможете их правильно собрать.
Дети собирают предложения, записывают их в тетрадь и затем зачитывают их.
Молодцы! Вы всё правильно сделали. Что-то наше солнышко загрустило, оно хочет, чтобы вы поиграли с ним, пока оно нам светит. Давайте встанем в кружок и немножко поиграем.
Физкультминутка. Игра с мячом «Придумай дальше слово».
Теперь садимся на свои места и смотрим на монитор
Развитие зрительного внимания и памяти.
а) Запись на мониторе: Маленькая девочка шла по улице.
Логопед:- Прочитай предложение. Запиши, как запомнил.
б) Самопроверка выполненного задания.
в) Составление схемы предложения.
III.Итог занятия:
Подведение итогов занятия:
Логопед:- Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Дети:- Сегодня на занятии мы узнали о предложении.
Логопед: -Ас какими предложениями мы сегодня работали?
Дети: – С неправильными
Логопед: – Всё верно, такие предложения называются деформированными.
Внимание на монитор: Деформация – это изменение формы.
Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей:………
А что не понравилось?
Давайте сделаем вывод: слова в предложении стоят в определенном порядке, связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.
Посмотрите на свои смайлики. Поднимите смайлик Солнышко, если вам было интересно выполнять задания, Тучку – если было трудно. На этом наше занятие закончилось, вы большие молодцы! Скажите всем «До свидания!», теперь можете идти отдыхать.