Рожнова Анастасия Петровна
Логопед-дефектолог
МОБУ «ООШ №9» Оренбургская область г.Бузулук
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161701
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Конспект открытого занятия по логопедии с детьми ОВЗ 2-3 класс Тема: «Работа над деформированными предложениями».
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161701


Конспект открытого занятия по логопедии с детьми ОВЗ 2-3 класс

МОБУ «ООШ №9» Оренбургская область г.Бузулук 

Логопед-дефектолог: Рожнова Анастасия Петровна 

Тема: «Работа над деформированными предложениями».

Цель:

развитие умений в области работы с предложением: составление предложений по опорным словам, формирование предложений из «рассыпанных» слов, расположение предложений в нужном порядке и чтение полученных предложений; запись предложений под диктовку и списывание с печатного образца.

Задачи занятия:

Образовательные:
учить составлять предложения, закреплять правила записи предложений, развивать связную речь. 

Коррекционно – развивающие:

развивать фонетический слух, мелкую моторику, логопедическую ритмику. 

Воспитательные:
воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

 

Формирование УУД

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, развитие познавательного интереса к обучению;
  • мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
  • самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • оценивать результаты своей деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные:

  • уметь анализировать, развивать способность делать выводы;
  • уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
  • учитывать разные мнения, слушать и понимать других;
  • высказывать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • уметь конструировать предложения, правильного употреблять их в речи.
  • уметь оформлять предложения на письме.

 

Используемые педагогические технологии:

Коррекционно-логопедическая, здоровьесберегающая, игровые технологии.

 

Форма занятия – группа, 4 чел. (обучаются по АОП НОО для детей с интеллектуальной недостаточностью лёгкой степени, 3 класс. Логопедическое заключение: нарушение речи системного характера).

Оборудование:  игрушка Солнышко, мяч, карточки с заданиями, рассыпанные буквы, картинки путаницы, слова деформированного предложения, мячики «Су-Джок», сенсорные сундучки с гречихой, листы с заданием, слова-подсказки (картинки-подсказки), презентация, цветные «скрепыши» для составления схемы предложения, для здоровьясбережения: солевые лампы, эфирное масло пихты.

 

Ход занятия.

Логопед:- Я хочу начать наше занятие с пожелания:

Говори всегда красиво!

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говори,

И, конечно, не спеши!

  1. Организационный момент:(на столе лежит игрушка «солнце»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: посмотрите, какое оно ласковое, доброе, весёлое… Посмотрите, наши пальчики тоже похожи на солнечные лучики, давайте разотрём наши ладошки, чтобы «лучики» стали тёплыми и помассажировали наше лицо.

(Проводится массаж лица). (30 сек.)

Светит яркое весеннее солнышко — (поглаживание) и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. — (постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — (пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее. — (снова поглаживание)

  1. Основной этап

Нам на занятии нужно красиво, чётко говорить, давайте поможем нашему язычку стать послушным.

  1. Артикуляционная гимнастика + биоэнергопластика + дыхательная гимнастика (1мин. 30сек.)

 Наступила весна, уже апрель и в небе ярко светит солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую+ синхронные движения раскрытыми ладошками). Наш язычок на лошадке поскакал в лес (цокать языком + пощёлкивание пальцами). В лесу он услышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,— куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание + ладони складываем в рупор). «Д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание+ сомкнутыми пальцами правой руки, в виде клюва, «стучим» по раскрытой ладони левой руки ). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка + раскрытая ладонь). Сел язычок на пенёк  и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников (вдыхаем аромат носом и выдыхаем через рот). Но набежали тучи тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз + сжимание-разжимание кулаков). Язычок поспешил домой к маме.

Теперь язычки у всех стали послушными, головки умными, ушки и глазки внимательными.

  1. Ребята, сейчас я вам  прочитаю стихотворение, в нём пропущено одно слово, а вы попробуйте отгадать пропущенное слово в нём.

В мире слов отдельных много,

Важно каждое из них.

Все идут своей дорогой,

Но стараются дружить.

Между ними уважение

Очень важно закрепить

Для того, чтоб в “Предложение»  (ответ детей)

Вместе их соединить.

 

Всё верно, вы правильно отгадали, это слово – ПРЕДЛОЖЕНИЕ.  Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, какая тема нашего сегодняшнего занятия?  (Дети отвечают, предлагают варианты, находят правильный).

 

Что мы с вами уже знаем о предложении? (несколько слов, связанных  между собой по смыслу)

3.Послушайте/прочитайте  предложение. Исправьте ошибки в предложениях. Повторите правильное предложение.

1.Чашка моет Катю.

2.Рыба ловит старика.

3.Туча выглянула из-за солнышка.

4.Шел дождь, потому что я взял зонтик.

  1. Цветы не поливали, потому что они засохли. 

А теперь давайте откроем свои тетрадки, не забудьте пропустить 2 строчки от предыдущей работы и запишем сегодняшнее число.

Сейчас я вам раздам карточки с предложениями, эти предложения нужно  будет без ошибок переписать в тетрадку. Какие правила написания предложения мы уже знаем? (Начинаем писать с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку).

Я роняю карточки: «Ой, какая же я неловкая! Пальцы меня совсем не слушаются! Наверное, они хотят поиграть. Ребята, давайте вместе поиграем. Перед вами стоят сенсорные ящики (наполненные гречкой), в них спрятались любимые игрушки наших пальчиков, выберите себе по одной игрушке (Су-Джок). А теперь повторяйте за мной:

 Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика». (45 сек.)

Жил-был маленький Ежик (показать шарик в открытой ладони).

Он то выглядывал из своего домика, то прятался (несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок)

Однажды он вышел из своего домика и побежал по дорожке своими маленькими ножками  (катать шарик по ладони вперед- назад).

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки  (круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против).

А через реку был переброшен тонкий мостик.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).

А там поляна — большая, круглая, красивая! (Круговые движения шариком по ладони).

Вот наступил вечер, пришёл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке).

Теперь давайте вернём наши мячики-ёжики на место, в сенсорную коробку. И приступим к переписыванию предложений. Ой, ребята, а наши предложения при падении «рассыпались» на слова и перепутались. Но я уверена, что вы сможете их правильно собрать. 

Дети собирают предложения, записывают их в тетрадь и затем зачитывают их.

Молодцы! Вы всё правильно сделали. Что-то наше солнышко загрустило,  оно хочет, чтобы вы поиграли с ним, пока оно нам светит. Давайте встанем в кружок и немножко поиграем.

Физкультминутка. Игра с мячом «Придумай дальше слово».

Теперь садимся на свои места и смотрим на монитор

Развитие зрительного внимания и памяти.
а) Запись на мониторе: Маленькая девочка шла по улице.
Логопед:- Прочитай предложение. Запиши, как запомнил.
б) Самопроверка выполненного задания.
в) Составление схемы предложения.

III.Итог занятия:
Подведение итогов занятия:
Логопед:- Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Дети:- Сегодня на занятии мы узнали о предложении.

Логопед: -Ас какими предложениями мы сегодня работали?

Дети: – С неправильными

Логопед: – Всё верно, такие предложения называются деформированными

Внимание на монитор: Деформация – это изменение формы.

Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей:………

А что не понравилось?

Давайте сделаем вывод: слова в предложении стоят в определенном порядке, связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.

 

Посмотрите на свои смайлики. Поднимите смайлик Солнышко, если вам было интересно выполнять задания, Тучку – если было трудно. На этом наше занятие закончилось, вы большие молодцы! Скажите всем «До свидания!», теперь можете идти отдыхать.

 

Конспект открытого занятия по логопедии с детьми ОВЗ 2-3 класс Тема: «Работа над деформированными предложениями».