«Тигриный марафон».
Цель: обобщить знания о Дне тигра на Дальнем Востоке, о среде обитания тигра.
Задачи:
- Расширить представления об изображениях тигра на гербах родного края.
- Способствовать развитию творческого потенциала, воображения, любознательности, фантазии, воспитывать любовь к природе, животному миру дикой природы.
- Способствовать укреплению здоровья и приобщению к здоровому образу жизни.
Участники: старшие и подготовительные группы.
Место проведения: территория детского сада.
Время проведения: ориентировочно 23 сентября, начало 9.30
Содержание мероприятие.
Игра – путешествие проводится среди детей подготовительных групп. Старшие группы после вступительной части, играют в «Тигриные игры» на центральной площадке.
Общий сбор и построение на центральной площадке.
Подготовительные группы придумывают образ, название, девиз.
Команда получает путевой лист и отправляется по станциям.
Всего пять станций. В путевом листе указывается маршрут движения по станциям.
Выполнив задание на станции, в путевой лист приклеивается наклейка с изображением тигра.
По прохождению всех станций, команды собираются на центральной площадке. Подведение итога марафона и награждение участников.
Оборудование и материалы:
Маски тигрят, стихотворение о тигре, эмблемы, название, девизы команд, путевые листы – 5 команд, герб Владивостока, герб Приморского края, заготовки для моделирования гербов, номера станций, вопросы ведущих сделаны в виде следа тигра, иллюстрация тигра, разрезные картинки: барсук, олень, косуля, лягушка, рыба, мышь, лошадь, корова, собака, наклейки с тигром для подведения итогов прохождения станций.
Ход праздника.
Участники выполняют построение на центральной площадке, согласно схеме построения.
Ведущий:
Со всех дворов зовем гостей.
Чем больше, тем нам веселей,
Что у нас тут приключилось?
Вы узнаете сейчас.
Сосна в мостик превратилась
И в тайгу позвала нас.
– Здравствуйте ребята!
Сегодня мы встретились с вами для незабываемого путешествия.
Вы любите путешествовать?
А вот у меня есть друзья, которые никогда не путешествовали.
Хотите узнать, кто это?
«Длинный коготь, острый клык,
Лютый нрав и грозный рык..
Лишь чуть-чуть, совсем немножко
Схож с домашней рыжей кошкой.
Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат,
Все движенья очень ловки,
Поддается дрессировке.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник это? ( ТИГР)
Синючкова Ж.
Ведущий:
– Гости наши очень стеснительные, не решаются, выйти к нам. Поэтому давайте их немного поддержим.
Игра: «ДА – НЕТ».
На мои вопросы отвечайте «ДА» или «НЕТ»
У него большие лапы?
Носит он пальто и шляпу?
У него огромный хвост?
А большой скажите рост?
Пьет какао, ест омлет?
У него мясной обед?
Лижет шерстку понемножку?
Чем-то он похож на кошку?
Понимает нашу речь?
Мы должны его беречь?
Выходят тигрята (по одному ребенку из группы, на голове маска тигренка).
Ведущий:
– Здравствуйте, ребята!
Тигруша:
– Мы родились и живем в зоопарке и никогда не были в тайге.
Музыкальная пауза: «Сказка о тигренке». Движения показывают тигрята, а участникам предлагается встать врассыпную на площадке.
Ведущий:
– Ребята, и это не странно, что тигрята родились и живут в зоопарке. Ведь вы знаете, что тигр занесен в Красную Книгу. Их охраняют и заботятся о них. Так как количество тигров становится все меньше и меньше и их надо оберегать. Иначе они могут совсем исчезнуть. Охотиться на тигров строго запрещено.
– А может вы, знаете, как в древние времена называли тигра?
Удэгейцы почитали тигров, как бога и называли их АМБА.
– Какими качествами обладает тигр? (сила, смелость, хороший слух, отличное зрение.
– А для чего ему такие качества мы узнаем из стихотворения о тиграх.
Читают стих дети (тигрята):
1 – й ребенок
Полосатый, грозный тигр,
Не устраивает игр,
Изучает он меню,
Что б поесть пять раз на дню.
2 –й ребенок
А завтрак – волк или кабан,
На обед – степной баран,
А на полдник и на ужин
Дикий бык бродяге нужен!
3 – й ребенок
Подкрепился и спокоен,
Очень мирно он настроен.
Помурлычет он немножко –
Тигр ведь большая кошка.
ЛАВРОВ Т.
Ведущий:
– Сегодня вместе с тигрятами мы отправляемся путешествовать. И начнется наше путешествие с представления команд.
Ведущий поочередно предоставляет слово командам подготовительных групп.
Дети организованно представляют название и девиз команды.
Ведущий:
Я рада всем нашим участникам команд. Вы отправляетесь в путешествие, а вместе с вами пойдут и наши тигрята. Берегите их, охраняйте от беды и учите, как выживать тайге. Тигрятам, я даю путевые листы. Тигрята могут идти к той команде, где знаю всех ребят, где у них есть друзья.
В путевом листе указано место, откуда начнется ваше путешествие.
Каждой команде необходимо найти станцию, которая станет началом пути. На станциях вам надо выполнить задание и получить наклейку. Вы должны собрать 5 наклеек с тигрятами.
Организатором и помощником вашим, будет – ваш любимый воспитатель.
Пройдя все станции, а их пять, всем участникам необходимо вернутся на это место построения.
Желаю удачи!
В добрый путь!
Игра – путешествие: «ТИГРИНЫЙ МАРАФОН» (подготовительные группы).
Дети вместе с воспитателем двигаются к начальной станции,
согласно путевого листа.
1 станция (площадка 14 группы – стол, доска)
Задание. «Найди герб».
Детям предлагают рассмотреть картинки с изображением герба.
Предлагается выделить из общего количества картинок с изображением герба, только те, которые символизируют месту проживания ( Приморский край, город Владивосток).
За правильно выполненное задание команда награждается наклейкой «тигр».
2 станция (карточки «следы тигра» – 10 штук)
Задание: «Тигринная викторина».
Участники находят на станции картинки – «след» тигра (10 штук). На обратной стороне картинки «след» есть вопрос. Воспитатель читает вопрос и предлагает варианты ответа. Дети выбирают, правильный.
За правильно выполненное задание команда награждается наклейкой «тигр».
По окончанию викторины, необходимо картинки «след», вернуть на то место где нашли его.
3 станция.
Задание: «Тигринный слух».
Воспитатель:
«Тигру нет до страха дела,
По тайге гуляет смело.
Смотрит зорко острым взглядом,
Чует, ужин где то рядом.
В. Сибирцев
– Ребята, скажите тигр – хищное или травоядное животное?
Верно, тигр – хищник и когда он охотится, ему приходится полагаться на свои органы чувств. Острое зрение, обоняние и развитый слух – делают тигра по – настоящему грозным хищником.
Лучше всего у тигра развит слух. Он слышит малейший шорох в ночном лесу и легко отличит шелест листьев от шума, двигающегося по лесу животного.
Тигр даже может различить по шуму, именно тех животных, которые годятся ему в качестве добычи.
Поэтому на станции «Тигринный слух» проверим на сколько развит слух у вашей команды.
Игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Задание.
Назвать лишнее слово, объяснить почему.
Вопросы размещены в шаблоне в виде следа тигра.
-ТИГР, ЛОСЬ, ЛИСА, корова
– ИВОЛГА, тигр, СКВОРЕЦ, СОРОКА
– БАБОЧКА, СТРЕКОЗА, тигр, ПЧЕЛА
– олень, ТИГР, ЛЕОПАРД, ВОЛК
– СЛОН, ЛЕВ, собака, ТИГР
-КАРАСЬ, ЩУКА, тигр, КАМБАЛА
Игра: «Сколько тигров в стихотворении»
«Тигр в клетке чем то болен,
Тигру в клетке не до игр,
Тигр очень не доволен
И рычит сердито тигр.
Тигр простыл, у тигра насморк,
Насморк портит аппетит.
Тигр не ест вкусный завтрак,
А чихает и сопит.
Подошел к больному Вася,
Заглянул к нему в глаза.
Тигр вздрогнул, я согласен.
Я лечиться – только – за. (8 раз повторяется слово «тигр»)
4 станция (картинки, стол)
Задание: «Собери еду для тигра»
Игра: «Да – нет»
Давайте вспомним, что ест тигр на обед. На вопросы отвечаем: ДА или НЕТ.
- Ест он мясо, как всегда я права? (ДА)
- Рыбу ловит из реки? (ДА) Что б сварить себе ухи? (НЕТ)
- В свой любимый день рожденья пьет он чай и ест варенье? (НЕТ)
- Он поймает в два скачка и оленя, и даже барсука? (ДА)
- Может тигр скушать зелененьких лягушек? (ДА)
- А еще на полдник яблоки и груши? (НЕТ)
Проводится игра: «Собери еду для тигра».
Из частей собрать картинки, с изображением зверей, которыми питается тигр.
Назвать животных.
Дети должны объяснить, почему тигр ест домашних животных (если в тайге нет еды для тигра, то дикое животное покидает свою территорию и начинает охотиться на домашний скот или собак, бывает такое в зимой и ранней весной).
5 станция (спортивная площадка)
«Игры с тигром».
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Подвижные игры по теме: «День тигра».
Считалка.
«Раз, два, три, четыре, пять вышел тигр погулять!
Ты – кабан, а ты – олень, ну а это тигр – зверь!»
- «Мяч – ответ»
Ведущий бросает мяч игроку и одновременно задает вопрос из жизни амурского тигра (см. «Тигриная викторина», «Игра с ответом да или нет»).
Ребенок ловит мяч и бросает мяч ведущему, дает ответ.
Построение детей в круг. Можно организовать: два, три, четыре круга.
Оборудование: мяч.
- «Тигр на охоте».
Вариант 1.
Дети делятся на две группы: звери и тигры. Тигры стоят по кругу. Не двигаются.
Дети, изображающие зверей, двигаются врассыпную внутри круга.
«Звери по тайге гуляли и опасности не знали».
«Напал тигр на зверей!
Прячьтесь быстро от когтей».
Дети – звери приседают, спрятались.
Дети – тигры, находят себе пару подходят к спрятавшемуся ребенку.
Дети встают друг, напротив друга. Дети – тигры под музыку начинают изображать животное, которое бы они хотели бы покушать (загадать надо заранее). Дети – звери, должны угадать и назвать животное. Если ответ правильный, то тигр сыт, а если ребенок не угадал, то тигр голодным остался.
Звуки никакие издавать нельзя, только показывать движения.
Вариант 2.
Дети разбиваются на пары.
У одного участника на спине картинка с изображением животного, на которого охотится тигр. Этот участник – тигр, он не знает, что изображено на картинке.
Напарник смотрит на картинку и когда заиграет музыка, изображает движение животного, которое на картинке у партнера.
По окончанию музыки, партнер дает ответ.
Если правильно, но тигр сыт. Если ответ неверный, то остался голодным.
- «Фигура тигра замри!»
«Деревья качаются раз,
Деревья качаются два,
Деревья качаются три
Фигура тигра на месте замри!»
Дети двигаются по площадке врассыпную. Изображая движение тигра
( прыгает, рычит, ест, спит, крадется, бежит и т.д)
Со словом «замри» – ребенок должен замереть в образе тигра и не двигаться.
Отметит интересные образы тигров.
- «Олени и тигр».
«Тигры по лесу гуляли
и оленей увидали.
На деревья посмотрели,
Листья с них полетели,
Загляделись, заигрались…
Все олени разбежались».
Со словом «Хлоп» тигры опускают сцепленные руки, ловят оленей.
Играем по типу мышеловки: тигры образовали круг, а олени вне круга.
- «Тигр – засоня!»
«Тигр засоня, хватит спать!
Мы хотим с тобой играть!
Сон, да дрему прогони,
Нас детишек догони!
Игра догонялки.
Тигренок находится в центре круга. Дети идут по кругу, проговаривая слова.
Со словом «догони» разбегаются врассыпную, тигр ловит их, касаясь ладошкой по плечу.
- Тигриный телефон.
- «Музыкальный рык»
- «Тигриный хвост»
- Тигриная лапа.
- Тигр, тигр выходи!
Эстафеты.
1 « Беги по вызову» (игра на внимание)
В команде 5 – 6 участников. У каждого участника эмблема с животным (барсук, лиса, волк, тигр, медведь, олень, заяц)
Ведущий вызывает детей по названию зверей, им надо обежать стойку и вернуться на свое место. Можно называть и двух и трех животных сразу.
Самая внимательная команда выигрывает.
2.Тигриная тропа.
Дети делятся на две группы.
Одна группа держат обручи, изображая тропу.
Вторая группа – тигры. Они двигаются подлезая в обруч – змейкой.
3.Тигриная тропа.
Прохождение полосы препятствий на спортивной площадке.
(«паутинка», подлезание, перешагивания, ходьба по возвышению, вход на возвышение, ходьба по качающемуся бревну, спуск вниз и т.д.)
Вопросы для викторины.
- Как называли тигра в древние времена? (АМБА или Юмба)
- Как называют тигра в литературном
произведении Р.Киплинга «Книга джунглей»?
(ШЕР – ХАН или Самсон)
- Как называется профессия человека,
который, лечит зверей, животных? (ВЕТЕРИНАР или врач)
- Любит ли тигр плавать в воде? (ДА или нет)
- Как охотятся тигры? (стаей или ПООДИНОЧКЕ)
- Кто является близким родственником тигра? (ЛЕОПАРД или медведь)
- Кто главный враг тигра? (БРАКОНЬЕР или волк)
- Как зовут ребенка тигра? (котенок или ТИГРЕНОК)
- Тигр по предпочтению в питании, является
каким животным? (травоядным или ХИЩНЫМ)
- Окрас у тигров уникальный, рисунок на шкуре у всех разный, нет
одинаковых узоров. В какие цвета раскрашена шкура тигра?
(зеленый, оранжевый, черный, голубой)
Иллюстрации: тигр – окрас, «Книга джунглей», леопард.
Описание герба Приморского края.
В зеленом поле щита – включенный синий Андреевский крест.
В оконечности щита поверх креста – золотое изображение идущего уссурийского тигра.
Символизм:
- желтый цвет – богатство, достаток;
- синий цвет – красота, величие;
- зеленый цвет – символизирует природу, изобилие на территории края;
- тигр олицетворяет уникальную фауну края, символизирует решительность, отвагу;
- Андреевский крест является символом того, что край является важной морской державой на Востоке страны, имеющей выход к морю.
Название и девиз команд.
1.Быстрые тигры
Хватка тигра, скорость лани, не угонишься за нами!
2.Умные тигры.
Победа нас ждет, тигры вперед!
3.Смелые тигры.
Мы смелые и гордые, мы тигры не покорные!
4.Сильные тигры.
Мы ловкие и сильные, мы непобедимые!
- Хитрые тигры
Мы хитрющие тигрята, озорные мы ребята!
С нами спорить не спеши, лучше сразу уступи!