Солоницына Мария Юрьевна
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161744
Международный конкурс Международный педагогический конкурс в номинации  «Инновационное обучение»
Наименование конкурсной работы: Формирование основ экономического образования у воспитанников 5 – 6 лет посредством дидактических игр
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №161744


1 Я работаю воспитателем в МАДОУ «Детский сад № 62» Автозаводского района г. Н. Новгорода

Мое профессиональное кредо: «Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником воспитателей в своем же воспитании,

равноправным участником образовательного процесса»

2 Тема моей презентации «Формирование основ экономического образования воспитанников 5 – 6 лет посредством дидактических игр». Это именно то направление образовательной деятельности, в котором мной получены практические достижения, как педагога.

Я считаю, что тема моей работы продиктована необходимостью принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднениями, возникающими при использовании современных финансовых инструментов. Под словом «финансы» в данном, конкретном, случае я рассматриваю всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает и педагогам, и родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит в будущем принимать грамотные финансово-экономические решения.

С точки зрения включения экономического образования в образовательную деятельность старших дошкольников – это именно тот возраст, который является самым продуктивным в плане заложения ответственности, бережливости, силы воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.

Суть моего вклада в образование заключается в использовании игр финансовой грамотности для формирования основ экономического образования детей 5 – 6 лет.

3 В связи с принятием в последнее время новых нормативно – правовых актов на государственном уровне передо мной – педагогом, встала задача всестороннего развития детей дошкольного возраста с соблюдением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Возникла необходимость переосмысления подходов к организации взаимодействия с воспитанниками, модернизации системы методов работы с учетом новых требований.

Условием формирования личного вклада в образование является то, что мной изучена деятельность отечественных педагогов, которыми накоплен значительный опыт в сфере формирования основ экономического образования дошкольников посредством игр финансовой грамотности.

Так же мной просмотрены и изучены интернет-ресурсы по данному вопросу.

Изучив работы отечественных педагогов и психологов по данной теме, методическую литературу – сделала вывод, что моя главная цель состоит в том, чтобы у ребенка сформировались, в доступной для него форме, умения прогнозировать перспективы, последствия и риски в различных жизненных ситуациях.

4 Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях особую значимость приобретает задача повышения финансовой грамотности населения, создания системы финансового образования в Российской Федерации.

«Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации до 2030 года» ставит цель – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.

Одной из приоритетных целевых групп населения, указанных в Стратегии, является целевая группа населения, составляющая потенциал будущего развития России, – обучающиеся образовательных организаций всех уровней, начиная с первой ступени образования.

Основное направление Стратегии – актуализация и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций всех уровней, начиная с первой ступени образования; содействие внедрению элементов финансовой грамотности в основные и дополнительные образовательные программы.

Так пункт 3.2.5. ФГОС ДО гласит о создании условий для развития мышления, личностного развития воспитанников.

Пункт 1.4. направлен на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

Пункт 1.6. нацеливает на решение многих задач, в том числе:

– развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Занимаясь с детьми, я столкнулась с проблемой: дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки».

В качестве одного из эффективных средств формирования основ экономического образования детей дошкольного возраста я предлагаю использовать дидактические игры. Я считаю, что соединение учебной и игровой деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических категорий.

5 Впервые в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в сфере трудового воспитания поставлены задачи экономического образования воспитанников старшего дошкольного возраста.

Для воспитанников 6-го года жизни в сфере трудового воспитания определена задача:

– знакомство детей с элементарными экономическими знаниями.

6 Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования заключается в том, что ведущей идеей в осуществлении профессиональной деятельности являются исследования ученых.

Видные представители дошкольной психологии и педагогики справедливо считали, что именно в игровой деятельности происходит формирование экономических представлений, осуществляется интеллектуальное, нравственное и трудовое воспитание детей.

7 Я постаралась выстроить свою работу с опорой на зону ближайшего развития детей – ту область действий и задач, которую ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого.

Прежде, чем приступить к работе, я постаралась разобраться и понять, что же входит в понятия «Дидактическая игра», «Экономическое образование», и как наиболее последовательно и рационально организовать работу по формированию основ экономического образования воспитанников.

Я считаю, что соединение учебной и игровой деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических категорий.

В игре участник может допустить ошибку, и это не повлияет на его реальную жизненную ситуацию. В условиях игры у участников остается гораздо меньше возможностей сидеть в стороне, кроме того, дошкольники эмоционально реагируют на игру, тем самым подкрепляют полученную информацию яркими впечатлениями. Опыт, полученный в игре, может быть таким же полезным, как и опыт, полученный в жизни. Игра позволяет применять свои способности. Именно, благодаря своим способностям, ребенок достигает цели игры.

8 Целью моей работы является:

формирование основ экономического образования воспитанников 5 – 6 лет посредством дидактических игр

Мной поставлены следующие задачи:

– знакомить детей с основными экономическими понятиями (товар, деньги, ресурсы, цена);

– формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости, способам их зарабатывания и разумному использованию;

– развивать представления о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями: бережливость, честность, экономность, щедрость;

– развивать у детей умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер, посредством игровых действий (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте, оплата услуг);

– воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности (прививать нормы финансово-грамотного поведения);

– активно вовлекать родителей (законных представителей) в совместную с ребенком деятельность в условиях семьи и ДОО, расширять возможности участия родителей в формировании у детей социально-личностных качеств, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;

– актуализировать РППС в центрах «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» для формирования основ экономического образования у воспитанников 5 – 6 лет

9 Ведущая педагогическая идея заключается в планомерной и организованной работе по взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками в дидактических играх. Такая деятельность, на мой взгляд, способствует формированию основ экономического образования и стимулирует осознанный интерес к применению полученных умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
10 Реализация педагогической деятельности состоит из нескольких этапов (этапы представлены на слайде)
11 На 1 этапе:

– мной была подобрана и изучена литература

– проведена педагогическая диагностика детей по методике Н.А. Кузнецовой, О.С. Круглой, М.А. Лапиной, которая позволила определить уровень сформированности основ экономического образования воспитанников (результаты представлены на слайде)

12 Для планомерной, последовательной работы я разработала перспективный план по формированию основ экономического образования детей 5 – 6 лет (выписка из плана представлена на слайде). Последовательная реализация разработанного мной перспективного плана обеспечивает постепенное и устойчивое введение ребенка в современную социально-экономическую жизнь.
13-14 В рамках работы по формированию основ финансового образования детей в группе качественно изменена развивающая предметно-пространственная среда. Появился центр финансовой грамотности «ФинДетСад», где дети получают первые элементарные представления о мире финансов посредством дидактических игр.

При создании предметно-пространственной среды учитывала:

– особенности эмоционально-личностного развития воспитанников;

– индивидуальные социально-психологические особенности воспитанников;

– любознательность, исследовательский интерес и творческие способности воспитанников;

– возрастные и полоролевые особенности

15 Наглядность, реалистичность, красочность дидактических игр привлекает детское внимание, стимулирует интерес.

Участие в увлекательно-познавательной игре «Космический рюкзак» дает право игроку разработать собственную стратегию, которая будет направлена на борьбу с разнообразными экологическими вызовами, актуальными в настоящее время. Игрокам предоставляется возможность возглавить глобальную финансовую организацию, миссия которой – защита окружающей среды. Чем больше твоя финансово-экономическая отрасль перерабатывающей промышленности, тем больше шансов сохранить экологическое наследие для себя и будущих поколений. Игрок сможет стать защитником экологии на нашей планете и не допустить ее разрушения, накопить «Бонусы» и создать инфраструктуру для переработки отходов в экологически чистую энергию.

16 Дидактическая игра «Деньги народов мира»

Цель: расширение представлений детей о разнообразии мировых денежных знаков на примере художественных произведений.

Материал: фигурки народов мира, образцы денежных знаков, сказки народов мира, сказочные персонажи.

В разных странах говорят на разных языках, по-разному выглядят, имеют разные обычаи и традиции. И пользуются разными деньгами. Эти деньги называются национальной валютой, и ими можно рассчитаться при покупке в границах этой страны.

Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание знакомых сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.

Дидактическая игра «Семейный бюджет»

Цель: формирование умений пополнять, распределять и целесообразно тратить семейный бюджет

Оборудование: Основные страницы: доходы и расходы, вспомогательные: виды доходов, виды расходов. Карточки с изображением необходимых для семьи вещей (продукты питания, бытовая техника, мебель для жилья, одежда) и не столь необходимых (игрушки, сладости, ролики, самокат и т.д); Денежные знаки различного номинала.

Вариант игры: Распределить расходы семьи.

Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Ваша задача – распределить, на что вы потратите, куда израсходуете деньги?

Планируя покупки, распределяя денежные знаки по ячейкам, дети используют счет в пределах 20. Когда все покупки сделаны, дети подсчитывают оставшиеся финансы – это экономия, полученная путем правильного распределения денежных средств. Сэкономленные деньги можно положить в кошелек, перевести на пластиковую карту и использовать в дальнейшем для покупки товаров, например, в магазине игрушек.

17 Дидактическая игра «Смарт комплекс»

Цель – формирование представлений об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Например, перед детьми разложены товары категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги.

Разложены товары категории «игрушки». Задание: Света пригласила нас на свой день рождения. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги?

Задания можно менять и придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

18 Игра нового поколения «Норма плюс» формирует у дошкольников образы базовых нравственных ценностей (уважение, честность, смелость, дружба и пр.). Путешествуя по секторам пирамиды, ребенок в игровой форме учится правильно определять свои финансовые возможности, рационально относиться к совершению покупок.
19-20 Провела анкетирование среди родителей (законных представителей). Результаты представлены на слайде
21 Далее мной была выстроена система работы по достижению определенных для работы цели и задач.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, я определила содержание работы по формированию основ экономического образования детей 5 – 6 лет, наиболее доступные формы, методы и приемы работы по данному направлению.

Я не заставляю детей что-либо делать, а лишь обращаю их внимание на подготовленные материалы, непринужденно предлагаю: «Предлагаю сегодня…», «Кто хочет – устраивайтесь удобнее», «Сейчас я буду… Кто хочет – присоединяйтесь». Занимаясь с детьми, постепенно нахожу важные точки интереса для оставшихся детей и незаметно привлекаю их внимание к совместной деятельности.

22 Как уже говорилось ранее, экономическое образование детей – одно из современных направлений в дошкольной педагогике. Моя задача – преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной для ребенка – дошкольника форме.

В соответствии с ФОП ДО, содержанием образовательной деятельности в области «Социально-коммуникативное развитие» в сфере трудового воспитания овладение основами экономического образования посредством дидактических игр я условно разделила на три тематических блока.

Первый тематический блок «Назначение денег и их участие в процессе приобретения товаров или услуг». 

23 Посредством дидактических игр «Жила-была денежка», «Деньги любят счет», «Визит в банк», «Какие бывают деньги», «Что можно и что нельзя купить за деньги» дети получают первичные представления о таких финансовых категориях, как деньги (монета, купюра), номинал. Пластиковая банковская карта, банкомат. Цена, стоимость, размен.

Например, в игре «Товар и его цена» на прилавке появляются качественные и некачественные товары. Дети в игровой форме учатся устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

24 Второй тематический блок – «Планирование расходов на покупку необходимых товаров и услуг» предполагает знакомство с финансовыми категориями: семейный бюджет и его возможные составляющие (зарплата, пенсия, стипендия), доход, расход и представлен дидактическими играми «Хочу-надо», «Составляющие семейного бюджета», «Цветок денежных отношений», «Доходы и расходы», «Семейный бюджет», «Как накопить на мечту».
25 Дети в игровой форме учатся различать понятия хочу-надо, знакомятся с понятиями доходы и расходы семьи, рационально распределяют накопленный «бюджет», объясняют необходимость той или иной покупки. В играх «Цветок денежных отношений», «Как накопить на мечту» дети получают знания о том, что любовь, заботу, здоровье, дружбу за деньги купить нельзя. У детей, наряду с формированием экономических представлений закладываются основы нравственного воспитания.
26 Третий тематический блок «Труд родителей (законных представителей)» включает в себя категории: труд, работа, продукт, услуги, рабочее время, профессия, товар, предметы труда, лень и представлен дидактическими играми «Мой бизнес», «Я-инкассатор», «Я-специалит по работе с клиентами», «Приготовь пиццу».

Дидактическая игра «Мой бизнес». Данная игра включает в себя несколько игровых полей с набором заданий: «Построй дом», «Создай дизайн территории», «Собери машину». Игра затрагивает не только финансовую сторону жизни, например: каждую деталь машины можно купить за определенное количество монет, но и закладывает основы патриотического воспитания – все машины, представленные в игре, выпускаются на горьковском автомобильном заводе. Дома и придворовые территории призваны улучшить инфраструктуру родного Автозаводского района.

27 Наглядность, реалистичность, красочность дидактических игр привлекает детское внимание, стимулирует интерес. Игровой сюжет вовлекает детей в решение финансово-экономических задач, побуждает их взаимодействовать, совместно творить. Незаметно для самих детей приобретаются новые экономические знания и умения, развиваются социально-коммуникативные навыки, происходит развитие познавательной и речевой активности, повышается уровень финансовой грамотности.

Хочется отметить, что дидактические игры позволяют мне в игровой форме донести до детей:

– Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

– Сначала зарабатываем – потом тратим.

– Стоимость товара зависит от его качества, степени необходимости и незаменимости, от того, насколько сложно его производство.

– Деньги любят счет.

– Финансы нужно планировать.

– Не все покупается: главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

28 Формирование основ экономического образования воспитанников невозможно без активного взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Исходя из положения ФГОС ДО п.8, раздела «Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования» я, как воспитатель, должна обеспечить преемственность в вопросах формирования основ экономического образования между детским садом и семьей.

Моя задача – заинтересовать родителей перспективами развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. На слайде представлены формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

29 Диапазон личного вклада в развитие образования заключается в том, что мной:

– разработано перспективное планирование по формированию основ экономического образования воспитанников 5 – 6 лет посредством дидактических игр;

– обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

– разработаны консультации для педагогов и родителей (законных представителей), посвященные опыту работы по использованию дидактических игр для формирования основ экономического образования воспитанников 5 – 6 лет в воспитательно-образовательном процессе;

– разработаны пособия: «Деньги народов мира», «Космический рюкзак», «Смарт Комплекс», «Доходы и расходы», «Что можно купить за деньги, а что нельзя», «Финансовая пирамида», «Мой бизнес «Создай свой дом», «Семейный бюджет», «Сбереги и накопи»;

– разработана серия конспектов к Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе социально-гуманитарной направленности «Город финансов и его возможности» (Тематический блок № 3 «Мой город»

30 НОВИЗНА МОЕЙ РАБОТЫ заключается в создании условий и разработке системы работы по формированию основ экономического образования воспитанников 5 – 6 лет посредством дидактических игр, выделены методы руководства играми и особенности их использования в образовательном процессе.

На слайде представлены перспективы дальнейшей работы по формированию основ экономического образования воспитанников посредством дидактических игр.

31 Результаты повторной педагогической диагностики свидетельствуют о том, что активное вовлечение воспитанников в игровую деятельность эффективно и дает вполне ощутимый положительный результат по формированию основ экономического образования (результаты представлены на слайде)
32 Результаты проведенной работы показали, что одним из эффективных путей формирования основ экономического образования дошкольников является организация интересной и содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении.

По итогам повторного анкетирования, рефлексии, наблюдений за детьми можно сделать вывод о том, что проведенная работа способствовала тому, что:

– дети имеют представления об основных экономических понятиях (товар, деньги, ресурсы, цена);

– у детей на начальном этапе сформировано правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости, способам их зарабатывания и разумному использованию;

– дети активно проявляют интерес к профессиональной деятельности взрослых;

– дети имеют первоначальные представления о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями: бережливость, честность, экономность, щедрость;

–дети научились посредством игровых действий (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте, оплата услуг) правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;

– воспитанники проявляют уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности (прививать нормы финансово-грамотного поведения)

33-34 Механизм распространения педагогического опыта включает в себя:

– участие в инновационной деятельности ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по теме: «Разработка и апробация модели организационно-содержательного обеспечения успешной социализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОО»;

– участие в работе городского ресурсного центра «Реализация модели экономического образования детей дошкольного возраста» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 62»; ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по теме: «Разработка и апробация модели организационно-содержательного обеспечения успешной социализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОО в контексте федерального проекта «Десятилетие детства в России»

– выступления на Педагогических советах Учреждения;

– педагогические мастерские;

– участие в конкурсах различного уровня;

– персональный сайт и сайт нашего Учреждения;

35 Список используемой литературы и интернет-ресурсов представлен на слайде.

Спасибо за внимание

Формирование основ экономического образования у воспитанников 5 – 6 лет посредством дидактических игр