Ракина Ирина Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 84 г. Ельца «Радуга»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161746
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Лучший кабинет учителя-логопеда, дефектолога», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Статья на тему: «Коррекция звукопроизношения»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161746


Учитель-логопед Ракина И. В.

Коррекция   звукопроизношения

Нарушения речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Процент речевых нарушений, в том числе и звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов в произношении. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Также связано нарушение звукопроизношения с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые трудны в коррекции. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок — подросток — взрослый», т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Нарушения речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Процент речевых нарушений, в том числе и звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов в произношении. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Также связано нарушение звукопроизношения с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые трудны в коррекции. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок — подросток — взрослый», т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. По своей сути коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении звукопроизношения. В этом контексте основной целью коррекционной работы является развитие умений и навыков правильного воспроизведения звуков. Несмотря на достаточное освещение вопросов, касающихся развития звукопроизношения, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей методику развития этого процесса в условиях трансформации современного образования. В частности одним из требований современного образования является использование инновационных технологий в коррекционном воздействии. В настоящее время важным и необходимым фактором модернизации отечественного современного образования выступают инновации. Инновация (англ. innovation — нововведение) — это изменение внутри системы, создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике [1, с. 5]. Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

План коррекционной работы

1 этап – Подготовительный

Задачи: 

а) развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха, фонематического восприятия, речевого дыхания в играх и специальных упражнениях; 

б) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков с помощью артикуляционной гимнастики. 

            2 этап – Формирование произносительных умений и навыков

Задача: формирование фонетически чистой речи. 

Виды коррекционной работы на данном этапе:

  1. Постановка изолированного звука. 

2.Закрепление и автоматизация поставленного звука в слогах.

  1. Закрепление и автоматизация звука в словах. 
  2. Закрепление и автоматизация поставленного звука в предложениях и в связной речи. Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем – в небольшие рассказы, потешки, скороговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки. 

3 этап – Заключительный

Автоматизация правильного произношения звуков в спонтанной речи (в монологах, диалогах, самостоятельных рассказах), а также во всех других формах жизнедеятельности детей – в играх, на прогулках, в труде и т.п. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в спонтанной речи, их автоматизация не может считаться законченной, а произношение исправленным. Поэтому на заключительном этапе автоматизации звуков в спонтанной речи важен контроль за правильным произношением со стороны родителей и воспитателей.

Статья на тему: «Коррекция звукопроизношения»