Журавлева Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №16 - Центр образования р.п. Первомайский» Щекинского района Тульской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161763
Международный конкурс Международный конкурс педагогического мастерства «Творческий педагог»
Наименование конкурсной работы: сценарий праздника
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №161763


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК

Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2 КЛАСС

Сценарий разработала учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа№16-ЦО» р.п.Первомайский Щёкинского р-на Тульской области Журавлёва Ирина Николаевна.

  • Вступительное слово учителя.


  • Ход праздника

 

– Мы живём  в огромной стране.  Это наша большая Родина.  Как у человека,  у нашей страны тоже есть имя — Россия.  А мы,  живущие в России,  — россияне.  

Ученик 1  

– У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

 

Ученик 2

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

 

Ученик 3

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя.

 

Ученик 4

И там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные …

Мы Родиной зовем.

 

– В течение всей 1 четверти ребята на уроках литературного чтения и уроков родного русского языка изучали традиции  и особенности быта нашего народа. Мы узнали, как одевались наши предки, какие блюда употребляли в пищу, в какие игры играли. Мы познакомились со многими произведениями устного народного творчества.

И сегодняшний наш праздник мы хотели бы посвятить устному народному творчеству. 

 

– А что такое «устное народное творчество»?

 

Ученик 5

Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это мудрость нашего народа, которая сохранилась в сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, частушках, прибаутках, песнях. 

 

Учитель:

– Итак, если все готовы, мы отправляемся в наше виртуальное путешествие в далекую старину.

– Прежде, чем нам отправиться в дальнюю дорогу, давайте выберем средство передвижения. Вспомните, на чем передвигались герои русских народных сказок. (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа и метла)

– А на чем ездил Емеля?

 

                       Слайд – печка

 

– Дружно усаживаемся на печку… Поехали! А что-то печка наша не едет. А, мы забыли сказать волшебные слова. Кто помнит, какие волшебные слова говорил Емеля?

 

1 СТАНЦИЯ  «ПОСЛОВИЦЫ»   (слайд)

 

– Что же такое пословицы?

 

Ученик 6:

– Пословица – это жанр устного народного творчества. Обычно пословицы состоят из двух частей. Это мудрое высказывание, которое обязательно чему-то учит.

 

Ученик 7:

Пословицы недаром молвятся.

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы,

И в жизни верные друзья.

 

Ученик 8:

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от  беды нас берегут.

 

Ученик 9:

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе – не беда,

И наша речь красна пословицей.

Давайте вспомним их, друзья!

 

Учитель:

– Да, благодаря пословицам наша речь становится красивее, и слушать её очень интересно. Пословицы учат нас правильным поступкам. Пословицы бывают о труде, о дружбе, об учении, о школе, о Родине, о временах года и т.д. Посмотрим, как хорошо вы знаете пословицы.

 

Игра «Доскажи пословицу».

 

-Делаешь наспех – сделаешь… (насмех).

-Лес рубят – щепки…(летят)

-Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).

-Родина – мать, умей за нее … (постоять).

-Под лежачий камень вода…( не течет).

-Делу – время, а потехе – … (час).

Повторенье  – мать … (ученья).

Декабрь год кончает, а зиму … (начинает).

Мороз не велик, да стоять … (не велит)

 

Игра «Живая пословица»

(приглашаются 3 группы детей, им выдаются листы, на каждом напечатано слово, нужно так выстроиться, чтобы получилась пословица)

 

                                         (Звучит народная музыка в исполнении балалайки)

 

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Терпенье и труд все перетрут.

Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

 

Учитель:

– Отправляемся на следующую станцию. Скажем дружно заклинание.

 

2 СТАНЦИЯ «ПОТЕШКИ». – (слайд)

– А что такое потешки?

 

Ученик 10:

Потешки – это небольшие стихотворения-приговорки, которые говорят, когда занимаются или играют с ребёнком.

 

МИНИ-СЦЕНКИ:  (звучит музыка)

1.

Стучит, бренчит на улице,

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке – 

Туда же по дорожке.

2.

– Куда, Фома, едешь,

Куда погоняешь?

– Сено косить.

– На что тебе сено?

– Коровок кормить.

– На что тебе коровы?

– Молоко доить.

-На что тебе молоко?  

– Ребяток поить.

3.

– Здорово, Федул. Что губы надул? 

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно? 

-Да иглы нет. 

-А велика ли дыра? 

-Один ворот остался! 

4.

-Фома, что из леса нейдёшь?

–Медведя поймал.

–Так веди сюда!

–Да он не идёт.

-Так сам иди.

-Да он не пускает!

 

Учитель:

– А у нас на горизонте следующая станция – Загадки (слайд)

 

3 СТАНЦИЯ «ЗАГАДКИ».

Учитель: 

-Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар и мал в какой-нибудь избе. От русской печи тепло, горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стенам. А на улице долгий-долгий зимний вечер.

Дремлют голые деревья, спят подо льдом рыбы, звери забились в норы. Вот и становились такие вечера зимой вечерами загадок. В древности загадки загадывали, чтобы проверить, насколько человек мудр, теперь – это народная забава. Загадка развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Наши ребята приготовили для вас, дорогие родители, загадки.

Попробуйте их отгадать.

 

Загадки для гостей (загадывают дети)……

 

– Поехали дальше.

 

4 СТАНЦИЯ «СКАЗКИ». (слайд)

 

Учитель:

 

-Ребята, ну вот мы и додрались до всеми любимой станции. Поговорим о сказках. Поднимите руки, кто любит сказки? 

Да, все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Но не только интерес и развлечение есть в сказках. А.С. Пушкин говорил о сказках так: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Но урок очень добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

 

Ученик 13:

Юнна Мориц. Песенка про сказку.

 

Сказка по лесу идёт —

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка-умница и прелесть,

С нами рядышком живёт,

Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил!

Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим

Убедил!

 

Ученик 14:

Ух, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки —

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка — умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт,

Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил!

Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим

Убедил!

 

– А вы хорошо знаете сказки?

– Сейчас ребята вам будут показывать сказки, а вы должны будете правильно сказать их название.

 

Инсценировка «Лиса и Журавль»

 

Инсценировка «Каша из топора»

 

Пальчиковый театр «Теремок»

 

5 СТАНЦИЯ «ПЕСНИ». (слайд)

 

Учитель: 

– Русский народ сочинил много песен. Мы их и сейчас с удовольствием поем. Песни помогали людям справляться с самой тяжелой работой. А какой праздник обходился без песни? Вот и наши ребята сейчас исполнят для вас русскую народную песню «Двенадцать дочерей».

 

– Русский народ – очень веселый народ. Русские люди всегда умели повеселиться от души. Наши девочки подготовили для вас веселые песенки – частушки о школе.

 

ЧАСТУШКИ

 

6 СТАНЦИЯ «ИГРЫ».  (слайд)

 

– В старину жизнь детей, да и взрослых не обходилась без весёлых игр. И мы сейчас с вами тоже поиграем.

 

Игра «Золотые ворота»

Учитель и один родитель соединяют ладошки и поднимают руки вверх, образуя ворота. Дети идут друг за другом хороводом, взявшись за руки, со словами:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

В первый раз прощается,

Второй раз – запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

На эти слова руки опускают. Тот, кто попался, выходит из игры. Ворота меняются 3-4 раза.

 

Игра «Колпачок»

 С помощью считалки выбирается колпачок. Он становится в круг. Дети берутся за руки и водят хоровод со словами:

Колпачок, Колпачок – 

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили, (сжимают круг)

Мы тебя поили. (Колпачок садится)

На ноги поставили, (дети сжимают круг и поднимают Колпачка)

Танцевать заставили. (отходят)

 

Колпачок выбирает себе пару (мальчик – девочку, девочка – мальчика), они танцуют в кругу под музыку, остальные хлопают).

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учитель: 

-Мы с вами живём в России. Нам досталось в наследство от наших предков очень многое, в том числе и устное творчество, о котором мы сегодня говорили. Давайте будем любить, ценить и беречь то, что нам досталось. А когда вы вырастете, станете мамами и папами, обязательно передайте свои знания своим детям.

 

Ученик 11

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В  позабытом селе…

 

Ученик 12

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.

 

Учитель:

 -Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за внимание. Вы все молодцы! Спасибо вам! И, как принято на Руси,  для дорогих гостей обязательно  припасено угощение (ПИРОГИ). 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2 КЛАСС