ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК
Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2 КЛАСС
Сценарий разработала учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа№16-ЦО» р.п.Первомайский Щёкинского р-на Тульской области Журавлёва Ирина Николаевна.
- Вступительное слово учителя.
- Ход праздника
– Мы живём в огромной стране. Это наша большая Родина. Как у человека, у нашей страны тоже есть имя — Россия. А мы, живущие в России, — россияне.
Ученик 1
– У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
Ученик 2
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Ученик 3
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя.
Ученик 4
И там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные …
Мы Родиной зовем.
– В течение всей 1 четверти ребята на уроках литературного чтения и уроков родного русского языка изучали традиции и особенности быта нашего народа. Мы узнали, как одевались наши предки, какие блюда употребляли в пищу, в какие игры играли. Мы познакомились со многими произведениями устного народного творчества.
И сегодняшний наш праздник мы хотели бы посвятить устному народному творчеству.
– А что такое «устное народное творчество»?
Ученик 5
Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это мудрость нашего народа, которая сохранилась в сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, частушках, прибаутках, песнях.
Учитель:
– Итак, если все готовы, мы отправляемся в наше виртуальное путешествие в далекую старину.
– Прежде, чем нам отправиться в дальнюю дорогу, давайте выберем средство передвижения. Вспомните, на чем передвигались герои русских народных сказок. (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа и метла)
– А на чем ездил Емеля?
Слайд – печка
– Дружно усаживаемся на печку… Поехали! А что-то печка наша не едет. А, мы забыли сказать волшебные слова. Кто помнит, какие волшебные слова говорил Емеля?
1 СТАНЦИЯ «ПОСЛОВИЦЫ» (слайд)
– Что же такое пословицы?
Ученик 6:
– Пословица – это жанр устного народного творчества. Обычно пословицы состоят из двух частей. Это мудрое высказывание, которое обязательно чему-то учит.
Ученик 7:
Пословицы недаром молвятся.
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы,
И в жизни верные друзья.
Ученик 8:
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Ученик 9:
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе – не беда,
И наша речь красна пословицей.
Давайте вспомним их, друзья!
Учитель:
– Да, благодаря пословицам наша речь становится красивее, и слушать её очень интересно. Пословицы учат нас правильным поступкам. Пословицы бывают о труде, о дружбе, об учении, о школе, о Родине, о временах года и т.д. Посмотрим, как хорошо вы знаете пословицы.
Игра «Доскажи пословицу».
-Делаешь наспех – сделаешь… (насмех).
-Лес рубят – щепки…(летят)
-Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
-Родина – мать, умей за нее … (постоять).
-Под лежачий камень вода…( не течет).
-Делу – время, а потехе – … (час).
Повторенье – мать … (ученья).
Декабрь год кончает, а зиму … (начинает).
Мороз не велик, да стоять … (не велит)
Игра «Живая пословица»
(приглашаются 3 группы детей, им выдаются листы, на каждом напечатано слово, нужно так выстроиться, чтобы получилась пословица)
(Звучит народная музыка в исполнении балалайки)
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Терпенье и труд все перетрут.
Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.
Учитель:
– Отправляемся на следующую станцию. Скажем дружно заклинание.
2 СТАНЦИЯ «ПОТЕШКИ». – (слайд)
– А что такое потешки?
Ученик 10:
Потешки – это небольшие стихотворения-приговорки, которые говорят, когда занимаются или играют с ребёнком.
МИНИ-СЦЕНКИ: (звучит музыка)
1.
Стучит, бренчит на улице,
Фома едет на курице,
Тимошка – на кошке –
Туда же по дорожке.
2.
– Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
– Сено косить.
– На что тебе сено?
– Коровок кормить.
– На что тебе коровы?
– Молоко доить.
-На что тебе молоко?
– Ребяток поить.
3.
– Здорово, Федул. Что губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Зашить можно?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался!
4.
-Фома, что из леса нейдёшь?
–Медведя поймал.
–Так веди сюда!
–Да он не идёт.
-Так сам иди.
-Да он не пускает!
Учитель:
– А у нас на горизонте следующая станция – Загадки (слайд)
3 СТАНЦИЯ «ЗАГАДКИ».
Учитель:
-Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар и мал в какой-нибудь избе. От русской печи тепло, горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стенам. А на улице долгий-долгий зимний вечер.
Дремлют голые деревья, спят подо льдом рыбы, звери забились в норы. Вот и становились такие вечера зимой вечерами загадок. В древности загадки загадывали, чтобы проверить, насколько человек мудр, теперь – это народная забава. Загадка развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Наши ребята приготовили для вас, дорогие родители, загадки.
Попробуйте их отгадать.
Загадки для гостей (загадывают дети)……
– Поехали дальше.
4 СТАНЦИЯ «СКАЗКИ». (слайд)
Учитель:
-Ребята, ну вот мы и додрались до всеми любимой станции. Поговорим о сказках. Поднимите руки, кто любит сказки?
Да, все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Но не только интерес и развлечение есть в сказках. А.С. Пушкин говорил о сказках так: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Но урок очень добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Ученик 13:
Юнна Мориц. Песенка про сказку.
Сказка по лесу идёт —
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!
Ученик 14:
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки —
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!
– А вы хорошо знаете сказки?
– Сейчас ребята вам будут показывать сказки, а вы должны будете правильно сказать их название.
Инсценировка «Лиса и Журавль»
Инсценировка «Каша из топора»
Пальчиковый театр «Теремок»
5 СТАНЦИЯ «ПЕСНИ». (слайд)
Учитель:
– Русский народ сочинил много песен. Мы их и сейчас с удовольствием поем. Песни помогали людям справляться с самой тяжелой работой. А какой праздник обходился без песни? Вот и наши ребята сейчас исполнят для вас русскую народную песню «Двенадцать дочерей».
– Русский народ – очень веселый народ. Русские люди всегда умели повеселиться от души. Наши девочки подготовили для вас веселые песенки – частушки о школе.
ЧАСТУШКИ
6 СТАНЦИЯ «ИГРЫ». (слайд)
– В старину жизнь детей, да и взрослых не обходилась без весёлых игр. И мы сейчас с вами тоже поиграем.
Игра «Золотые ворота»
Учитель и один родитель соединяют ладошки и поднимают руки вверх, образуя ворота. Дети идут друг за другом хороводом, взявшись за руки, со словами:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
В первый раз прощается,
Второй раз – запрещается.
А на третий раз не пропустим вас.
На эти слова руки опускают. Тот, кто попался, выходит из игры. Ворота меняются 3-4 раза.
Игра «Колпачок»
С помощью считалки выбирается колпачок. Он становится в круг. Дети берутся за руки и водят хоровод со словами:
Колпачок, Колпачок –
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили, (сжимают круг)
Мы тебя поили. (Колпачок садится)
На ноги поставили, (дети сжимают круг и поднимают Колпачка)
Танцевать заставили. (отходят)
Колпачок выбирает себе пару (мальчик – девочку, девочка – мальчика), они танцуют в кругу под музыку, остальные хлопают).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель:
-Мы с вами живём в России. Нам досталось в наследство от наших предков очень многое, в том числе и устное творчество, о котором мы сегодня говорили. Давайте будем любить, ценить и беречь то, что нам досталось. А когда вы вырастете, станете мамами и папами, обязательно передайте свои знания своим детям.
Ученик 11
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Ученик 12
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Учитель:
-Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за внимание. Вы все молодцы! Спасибо вам! И, как принято на Руси, для дорогих гостей обязательно припасено угощение (ПИРОГИ).