Карпова Елена Владимировна
учитель физической культуры
МБОУ «Абазинская СОШ №49»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №161812
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России», в свете реализации ФГОС
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта. Раздел: Баскетбол Тема: «Передача и ловля мяча»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №161812


Технологическая карта

Учитель: Карпова Елена Владимировна, учитель физической культуры 

Предмет: физическая культура

Класс:  3 

Раздел: Баскетбол  Тема: «Передача и ловля мяча»

Цель:  Формирование двигательных умений  передачи и ловли мяча  в баскетболе.

Задачи: 

Образовательные (предметные результаты)

  • совершенствовать  навыки передачи, ловли и  ведения мяча на месте и в движении;
  •    закреплять  навыки  пройденного материала  в эстафетах;

Развивающие (метапредметные результаты)

    • формировать умение общаться со сверстниками в парных упражнениях (коммуникативное УУД);
    • развивать умение планировать, контролировать и давать  оценку своим    двигательным действиям (регулятивное УУД);
  • развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (познавательное УУД);         

Воспитательные (личностные результаты)

    • формировать инициативность, самооценку и  личностное самоопределение к видам деятельности; 
  • формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели; 
  •    развивать внимание, игровую ловкость, быстроту реакции, координацию, формировать безопасное поведение во время выполнения задания;

 Тип урока: комбинированный. Метод обучения: словесный, наглядный, практический.

 Формы взаимодействия: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

 Средства: ОРУ, СУ, эстафета.  Формы контроля: корректировка техники исполнения. 

 Содержание урока: комплекс ОРУ с б/б мячами для укрепления основных групп мышц. Закрепить передачу и ловлю мяча в парах на месте, в движении. Эстафета.

 Требования к уровню подготовки: знать, демонстрировать передачу и ловлю мяча, использовать их в игровой деятельности. 

 Место проведения: спортивный зал. Оборудование: баскетбольные мячи, кубики, свисток, плакат, картинки-подсказки.

 Планируемые результаты  урока:

 Предметные: научатся  передаче  и  ловле мяча на месте и в движении; продолжат укрепление здоровья посредством развития физических качеств.

  Метапредметные: 

-познавательные – продолжат учиться осознанно, строить речевые высказывания в устной форме, оценивать свои результаты, видеть и находить  свои ошибки и ошибки одноклассников;

 – коммуникативные – будут учиться слушать и вступать в диалог, взаимодействовать в парах, группах, общаться на принципах взаимоуважения и взаимопомощи;

 – регулятивные –  продолжат формирование   умения технически правильно выполнять двигательные действия, планировать  и контролировать свои действия при выполнении заданий;

Личностные: получат установку на здоровый образ жизни; продолжат формирование навыков работы в группе, развитие внимания, ловкости, координации, умение соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время выполнения заданий. 

 

Этапы урока Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формы взаимодействия Планируемые результаты
Предметные Метапредметные
I.

Организационный  

Цель:

Эмоциональная,

психологическая и мотивационная подготовка учащихся 

к усвоению изучаемого материала.

Организует.

Уточняет тематические рамки. 

Проверяет готовность 

обучающихся к уроку.

Дает команду: «Равняйсь! Смирно! По порядку

 рассчитайсь!» 

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Учащиеся строятся в одну шеренгу,

 выполняют команды: становись, равняйсь, смирно, рассчитываются 

по порядку.

Здороваются. 

Фронтальная    Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелательности, сочувствия другим людям.

II. 

Актуализация знаний 

 

Цель: 

 Организация деятельности обучающихся по актуализации знаний о видах мячей и баскетболе. 

Выдвигает проблему.

Ребята, назовите, какие бывают мячи и к каким спортивным  играм они относятся? 

А вот чем  мы  сегодня будем заниматься, вы узнаете, отгадав загадку:

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать,

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это … (баскетбол)

-Назовите тему нашего урока

-Прочитайте на плакате выражение: “Чтобы хорошо играть в баскетбол, нужно хорошо владеть его элементами”! Согласны?

 – А какие элементы баскетбола  Вы знаете

На стене закреплены  картинки – подсказки с элементами баскетбола

(виды передач, ловли мяча,  ведение мяча)

-Сформулируйте цель нашего урока

-Молодцы

Озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимися поставленных целей урока.

-С чего мы начинаем всегда урок? 

-Сейчас мы проведем разминку с баскетбольными  мячами.

Ответ детей

(футбольный- футбол, волейбольный – волейбол, 

баскетбольный- баскетбол..)

Ответ  детей

 Формулируют

 тему урока 

 Читают вместе надпись на плакате.

Отвечают на вопрос, вспоминая элементы баскетбола 

Ответ детей 

Ставят цель

Индивидуальная Фронтальная  Краткость и четкость в изложении.  Познавательные: 

– формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

 Коммуникативные

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: 

– целеполагание

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Личностные: 

– проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями; 

-проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

  • Разминка 

Цель:

Содействовать общему разогреванию и постепенному

втягиванию организма в работу.

Выполнить  ходьбу и  бег с заданием.

Выполнить разминку с мячом.

Строевые команды:

-направо;

– в обход по залу шагом-марш,  взять мяч,

Соблюдаем Т.Б

 сохраняем дистанцию  2 шага.

Ходьба:

– на носках мяч вверх;

– на пятках мяч вперед;

– на внутренней стороне стопы, мяч вниз;

– на  внешней стороне стопы.

-С какой целью мы выполняем эти упражнения?

Бег. Специальные беговые упражнения:

– приставным шагом в стойке баскетболиста  (правым,  левым   боком), чередуя правым – левым боком.

 Шагом марш. Переходим на ходьбу, мяч на правом боку, держим правой рукой, восстанавливаем дыхание: поднимаем левую руку через сторону-вдох, вниз – выдох.

Маршируем. Подбираем ногу: левой- левой, 

Раз- раз, раз – два- три..

На месте  стой: раз-два.

Налево

 На первый, второй рассчитайсь.

-Вторые номера 4 шага вперед- марш.

-Класс – «Приставными шагами  в левую сторону разомкнись». 

-Чтобы подготовиться к дальнейшему  ходу занятия,  проведём разминку с б\б мячами для  укрепление основных групп мышц.

ОРУ с баскетбольными мячами.

1) И. п. – ос. стойка  мяч внизу:

1- шаг вперед, мяч вверх;

2 – И. п. ;

3 – то же;

4 – И. п.

2) И. п. – ос. стойка  мяч внизу;

1- мяч вверх;

2- мяч за голову;

3- мяч вверх;

4- И. п. 

3) И. п. – ос. стойка  мяч над головой;

1 – наклон   вправо;

2 – И. п.;

3 – наклон влево;

4 – И. п.

4) И. п. – ос. стойка  мяч внизу:

1- мяч вперед;

2 – наклон вперед, коснуться мячом пола;

3 – присед, мяч вперед;

4 – И. п. 

5) И. п. – ос. стойка  мяч внизу;

1 – выпад правой вперед, мяч вперед; 

2 – И. п.;

3 – то же самое только левой; 

4- И. п.

Обучающиеся  выполняют движения в строю по команде учителя

Ответ одного  ученика (профилактика плоскостопия)

Обучающиеся  выполняют беговые упражнения в строю по команде учителя.

Обучающиеся переходят на ходьбу

Выполняют дыхательные  упражнения.

Маршируют  на месте; 

 выполняют команду:

 стой, налево.

Обучающиеся выполняют расчет,

перестраиваются  в две шеренги, размыкаются.

Обучающиеся выполняют упражнения, соотносят свои действия с командами учителя, контролируют свои действия. 

Фронтальная  Четкость выполнения предварительной и исполнительной команды Личностные: 

– проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями; 

-проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Регулятивные: 

– умеют оценивать правильность выполнения действия;

– осуществлять контроль, анализируя способы действия и результат с заданным эталоном. 

Изучение

 нового

 

Цель

Организация деятельности обучающихся к самостоятельной  и парной работе.

Отработать ловлю мяча.

 

Проговорить правила техники безопасности при работе с б/б мячом

Выполнить передачу мяча в парах 

Выполнить упражнения с мячом  в движении

осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

 – Чтобы стать профессионалом, спортсмены проводят после разминки что? (тренировку).

Сейчас мы свами и потренируемся. Отработаем с вами ловлю мяча: 

– бросок мяча вверх, ловля двумя руками;

– бросок мяча вверх, отскок от пола, ловля двумя руками;

– бросок мяча вверх,1 хлопок руками, ловля двумя руками;

– бросок мяча вверх,2 хлопка руками, ловля двумя руками;

– бросок мяча в пол, ловля одной (правой, левой);

– прокатить мяч между ног восьмеркой.

-Хорошо, молодцы. 1номера передать мячи направляющему в шеренге, он их убирает. 

-2   номера    кругом.

– Сейчас мы с вами отработаем передачу и ловлю мяча парах на месте.

 – При выполнении задания, посмотрите за своей работой  и работой вашего напарника.

– Прежде чем начать выполнять задание   вспомним правила техники безопасности при работе с мячом.

Показ упражнений.

1.Ведение на месте правой рукой. Передача мяча двумя руками от груди, ловля перед грудью. 

2.Ведение на месте левой рукой. Передача мяча двумя руками от груди с отскоком о пол, ловля двумя руками.

3.И.п.- сед на полу мяч над головой.

1- лечь на спину;

2- И.п.;

3-катнуть мяч напарнику.

–  Хорошо, молодцы.

– Встать, приставными шагами в 1номера – вправо, 2 номера –влево сомкнись.

– Скажите, какие ещё двигательные умения нужны баскетболисту? (точность, меткость)

– Переходим к выполнению упражнения с мячом в парах в движении.

Показ упражнений.

1.  3 приставных шага – передача мяча двумя руками от груди,  ловля перед грудью. 

2.  3 приставных шага – передача мяча двумя руками от груди  с отскоком о пол.

Как вы поработали, и  поработал ваш напарник?

– Все ли у вас и у вашей пары получилось?

Хорошо молодцы.

Ответ детей.

Обучающиеся 

выполняют задание, 

контролируют свои действия, ориентируясь на показ учителя.

Проговаривают основные правила работы с б/б мячом.

Обучающие 

выполняют задание, контролируют работу с мячом в парах.

Выполняют задание, смыкаются.

Ответ детей.

Обучающиеся выполняют задание, контролируют свои действия, ориентируясь на показ учителя.

Высказывают свое мнение  о работе своего напарника и своей пары.

Индивидуальная 

 Парная 

Уметь выполнять   ловлю и передачу мяча на месте.

Четкость выполнения предварительной и исполнительной команды.

Познавательные:

– моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

– осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на педагогический показ. 

Коммуникативные:

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, с точностью выражать свои мысли.

V.

 Закрепление   

Цель:

 Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

 – Баскетболисты в игре, какие должны быть?

(ловкие, подвижные, и т.д.)

Правильно Молодцы.

Вот мы сейчас и проверим вашу ловкость.

– Проведем эстафеты, что бы закрепить передачу и ловлю  мяча в игровой ситуации.

  1. Ведение мяча, от середины зала, передача от груди в руки следующему.
  2. Передача мяча над головой в положении сидя.
  3. Ведение мяча, от середины зала, передача от груди с отскоком о пол.
  4. Передача мяча снизу. 

Подведение итогов эстафет.

 Ответ детей

Обучающие  строятся в две колонны,  соревнуются. 

Фронтальная

Групповая 

 

 Регулятивные: 

воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствие с поставленной задачей.

VI. 

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель:

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей.

В одну шеренгу становись.

-Ребята, с какого выражения мы начинали урок?

(надпись на плакате) 

Как вы думаете, мы с вами хорошо овладели элементами баскетбола? 

-Какие упражнения у вас получились особенно хорошо?

– Какие упражнения были самыми сложными?

– Молодцы!

 -Вы хорошо позанимались, и у вас все получилось, в дальнейшем мы с вами будем еще совершенствовать элементы баскетбола, чтобы стать хорошими игроками. 

Урок окончен. 

До свидания.

Обучающиеся строятся. 

Высказывают свое мнение.

Обучающиеся прощаются.

Выполняют поворот налево и организованно выходят из зала.

Фронтальная

Индивидуальная 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные:

–  рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка;

 – критичность.

 Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные

 понимают значение знаний для человека и принимают их.

 

Технологическая карта. Раздел: Баскетбол Тема: «Передача и ловля мяча»