Кокурина Елизавета Владимировна
воспитатель
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Большемурашкинская областная (специальная) коррекционная общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №162621
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Наш мир без терроризма», в рамках проведения мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом
Наименование конкурсной работы: Ценностно-ориентированное занятие Посвященное трагедии в Беслане на тему: «Зажжём свет добра и сочувствия в своих сердцах»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №162621


 

Ценностно-ориентированное занятие

Посвященное трагедии в Беслане

на тему:

«Зажжём свет добра и сочувствия в своих сердцах»

Цель:

-Формирование у обучающихся гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в сентябре 2004 года.

Задачи:

-Познакомить обучающихся с понятием «терроризм».

-Способствовать развитию познавательного интереса и эмоционального восприятия сложной темы.

-Воспитывать у обучающихся чувство сострадания (милосердия) к людям, активную гражданскую позицию, гуманность, толерантность.

 

Ход занятия :

           Внимание! Начинаем внеклассное занятие, посвященное памяти погибших  детей и взрослых  во время террористического акта в городе Беслан республики Северная Осетия.

 

Сентябрь двери школы распахнул,

Звонком веселым в классы всех позвал,

Но звон его под стоном утонул,

Что жизнь учителей и школьников забрал.

Они не дочитали умных книг,

Не домечтали и не долюбили.

В их вечных снах остался только миг,

Когда в заложники их захватили.

Мальчишки вдруг на годы повзрослели,

Удар принять старались на себя.

По-матерински девочки жалели,

К груди, прижав, безвинное дитя.

А море слез, что выплеснуть готово,

Заледенев в распахнутых глазах,

От ужаса смертельного живого,

Осталось на иссохшихся губах.

Сердца людей – удары метронома –

Одним желанием стучали в унисон:

«НЕТ ТЕРРОРИЗМУ- В ШКОЛЕ, ДОМА!

РЕБЕНОК каждый будет ЗАЩИЩЕН!»

От боли, от насилия, от мести…

Призыв для Всех,

Кто верен ДОЛГУ, ЧЕСТИ!

 

     Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжких преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, вооружённое нападение, нападение на компьютерные сети и др.).

 

                  1 сентября в России – праздник для всех учителей, школьников и родителей. В каждой школе на территории нашей страны проходят торжественные линейки, посвященные первому звонку и Дню Знаний. Но теперь в эти первые дни нового учебного года мы чтим память погибших от рук террористов Минутой Молчания. Нам никогда не забыть террористический акт в Беслане — захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей. Пусть никогда не повторится трагедия Беслана! Пусть детство не кончается внезапно!

 

              Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвятили мы нашу беседу.
  1 сентября 2004 года
первый  день.
          В этот торжественный день никто не думал о плохом. Дети, родители и учителя с радостью встречались и радовались началу нового учебного года. 

Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника. Как они прошли? Группа захватчиков собралась перед налетом в лесу, села в ГАЗ–66 и двинулась в сторону Беслана. Они проехали заброшенные фермы, где нет ни одной живой души, и подошли к трассе «Кавказ». Здесь случайно увидели милиционера, который остановил свои «Жигули» и поднялся на горку, чтобы позвонить по мобильнику домой: так связь лучше. Захватили и его и двинулись в Беслан. Их никто не остановил: часть милиционеров была занята охраной школ, часть была на празднике. На этой машине они подъехали к школе, и начался кошмар.
Еще никто не знал, а кто знал не говорил, что выстрелы в школе – это первые расстрелы. В кабинете русского языка и литературы боевики устроили расстрельную комнату. Террористы ставили к стенке тех, кто плохо себя вел – кричал или не слушал команд. Непослушных в первый же день оказалось сразу 20 человек. После того, как людей расстреливали, их выбрасывали в окно.

“…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь хоть на минуту, мы расстреляем 10 человек.” Так звучали их угрозы. 

Второй  день.
        В случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их, тем временем, давно просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой, в том числе и доктору Рошалю, которого сами же и позвали. Террористы, переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом Аушевым, отпустили 26 человек – женщин с грудными детьми. Наверное, это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы.
Узнав об этом, все подумали – скоро все закончится. Они опомнятся. Все будет хорошо.

                 Из воспоминаний детей: «Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми. Его избили. На его глазах был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам. Еще в первый день захвата Иван Константинович перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв. Три дня маленький город Беслан, о котором сегодня знает весь мир, напоминал большую пороховую бочку. 

 

              3 сентября 2004 года, день третий начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали, как минимум, 7 самодельных взрывных устройств. Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор. 

Когда вокруг и суета, неразбериха,

Когда летит все вверх и падает назад,

Когда горит и взрывы, грохот, гам,

Когда террор гуляет, словно по волнам…

Когда нет выхода из этого ночного мрака,

Когда висит, бесценна жизнь на волоске,

Мы ждем их помощи, надеемся на них,

На тех, кто ежедневно ради нас рискует,

Кто ни щадит здоровья, из последних сил,

Стоит на страже нашего покоя,

Чей долг не допустить потерь,

Спасти все жизни, взрослых и детей.

 

Бой длился 13 часов. При освобождении заложников погибли 10 бойцов из спецподразделений “Альфа” и “Вымпел”. 

 

При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей, 10 бойцов спецназа, 2 сотрудника МЧС. Более 500 человек получили ранения. Убит 31 террорист, 1 арестован и впоследствии приговорён к пожизненному заключению

 


Для всей России этот день стал днем общенациональной скорби, а дата 3 сентября объявлена Указом президента России Днем солидарности в борьбе с терроризмом. 

Долго еще мы будем скорбеть о погибших. Скорбят все. Все, кто может назвать себя простым словом “ЧЕЛОВЕК”. 

Вечная память детям Беслана, гибель которых стала еще одной страницей в траурной книге последнего тысячелетия! 

Вечная память их учителям, которые до последней минуты оставались верны своему святому долгу.

Вечная память родителям, погибшим на глазах собственных детей! 

Вечная память солдатам и офицерам, выносившим детей из огня!

 

 

Прошло уже так много лет,

А все вроде сейчас перед глазами…

И детки самых разных лет,

И взрослые, что их спасали…

Те страшные секунды и часы…

Те дни, что вечностью нам показались,

Та кровь, та боль, тот ужас, тот покой…

Тот запах смерти и ужасный вой…

Пусть вновь не повторится тот террор!

То массовое убиенье…

Путь будет мир и тишина,

И вечной память жертвам угнетенья…

 

Итог занятия:

– Ребята, скажите, пожалуйста, о чём мы с вами говорили? Когда произошло это событие?

 – Кто такие террористы? Как Вы думаете, почему они захватили школу в Беслане?

– А как они относились к тем, кто попал к ним в руки?

– Ребята, почему мы должны об этом знать и не забывать об этих событиях?

– Какие выводы мы должны сделать для себя? Какие уроки должны извлечь из этих событий?


Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось.

Беседа и инструктаж по антитеррористической и личной безопасности обучающихся

  1. Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.
  2. Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не  наносите  по ним удары.
  3. Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.
  4. Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.
  5. Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.
  6. Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.

 

Ценностно-ориентированное занятие Посвященное трагедии в Беслане на тему: «Зажжём свет добра и сочувствия в своих сердцах»