Гатауллина Екатерина Витальевна,
заведующий отделом, концертмейстер
Моисеева Виктория Владимировна,
заведующий отделом
Зиганшина Динара Рафаеловна,
заведующий отделом, педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества «Азино», г. Казань
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА:
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Место образования в жизни современного общества во многом определяется возрастающей ролью знаний, информации, что отразилось в концепциях информационного общества, становлении информационной цивилизации, информатизации образования. В контексте происходящих инновационных изменений в обществе, вызванным повсеместным внедрением компьютерных технологий, одной из актуальнейших задач развития современного образования является информатизация и реализация глобальных тенденций развития образования.
Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках педагог должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.
Одним из важнейших элементов информационной культуры человека является – знание информационных ресурсов. Умение пользоваться информационными ресурсами определяет такие понятия как информационная грамотность, то есть способность выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать и информационно-педагогическая компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность, профессиональных, методологических и общекультурных знаний.
Перефразируя известное выражение, можно сказать, что «информация правит миром», и кто быстрее находит и использует ее в условиях рыночной экономики, тот и находится в авангарде научно-теоретической и практической деятельности.
Цифровизация дополнительного образования означает внедрение цифровых технологий и инструментов в процесс обучения и развития дополнительных образовательных программ. Это позволяет обеспечить доступность и эффективность образовательных услуг, повысить качество обучения и расширить возможности для обучающихся и преподавателей.
Цифровизация дополнительного образования включает в себя использование интернет-платформ для обучения, электронных учебных материалов, онлайн-курсов, интерактивных обучающих игр и приложений, виртуальной и дополненной реальности, а также других цифровых технологий.
Преимущества цифровизации дополнительного образования включают:
- Доступность. Цифровые образовательные ресурсы позволяют обучаться из любой точки мира, удобно для учащихся с ограниченными возможностями и тем, кто живет в удаленных регионах.
- Индивидуальный подход. Цифровые технологии позволяют адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого обучающегося, предлагая персонализированные программы и материалы.
- Интерактивность. Цифровые образовательные платформы и инструменты предлагают интерактивные методы обучения, такие как обратная связь, тестирование, игровые элементы и коллаборативное обучение, что делает обучение более увлекательным и эффективным.
- Развитие навыков будущего. Цифровые технологии также помогают развивать у обучающихся навыки, которые требуются в современном мире, такие как компьютерное мышление, критическое мышление, коммуникация и коллаборация, информационная грамотность и др.
- Мониторинг и оценка. Цифровые платформы позволяют отслеживать прогресс обучающихся, проводить оценки знаний и навыков и вносить коррективы в образовательный процесс.
Однако, цифровизация дополнительного образования также может представлять некоторые вызовы, такие как доступность к компьютерам и интернету, качество цифровых ресурсов, необходимость дополнительного обучения преподавателей и т. д.
В целом, цифровизация дополнительного образования имеет большой потенциал для улучшения качества и доступности образовательных услуг и приобретения новых навыков, и знаний.
Система образования претерпевает серьезные изменения, связанные с ее цифровизацией. В новых условиях меняется роль педагога, требования к его цифровым компетенциям.
Все больше и больше востребованы на всех уровнях образования веб-ресурсы и сервисы, инструменты для онлайн-обучения и общения, открытые образовательные ресурсы.
Современный мир серьезно отличается наличием разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий. Эти средства активно используют наши ученики.
Если Вы владеете современными цифровыми инструментами, значит Вы говорите с молодым поколением на одном языке. Такой педагог им интересен и понятен.
Современные цифровые инструменты и сервисы, которые может использовать педагог в учебном процессе, предназначены для самых различных целей. Например, для подготовки красочных и наглядных учебно-методических материалов, создания тестов, записи аудио, видео и анимационных роликов, создания графических, музыкальных включений, инфографики, моделирующих программ.
Цифровые инструменты играют важную роль в работе педагога дополнительного образования, позволяя улучшить качество обучения и сделать его более интерактивным и увлекательным для учеников. Вот некоторые цифровые инструменты, которые педагоги могут использовать:
- Видеоуроки: педагоги могут создавать видеоуроки для учеников, где они могут объяснять материал, демонстрировать примеры и проводить различные упражнения. Это позволяет сохранить запись урока, чтобы ученики могли возвращаться к ней в любое время и повторять материал.
- Интерактивные презентации: с помощью инструментов, таких как PowerPoint или Google Slides, педагоги могут создавать интерактивные презентации с вопросами, заданиями и опросами для проверки понимания материала.
- Онлайн-тестирование: педагоги могут использовать различные платформы для проведения онлайн-тестирования, чтобы проверить знания учеников и получить обратную связь по результатам тестирования.
- Визуализация данных: с помощью инструментов визуализации данных, таких как Infogram или Tableau, педагоги могут создавать графики, диаграммы и другие визуальные представления данных, чтобы помочь ученикам лучше понять и запомнить информацию.
- Онлайн-коллаборация: педагоги могут использовать инструменты для онлайн-коллаборации, такие как Google Документы или платформы для обмена файлами, чтобы сотрудничать с учениками, обсуждать и редактировать материалы вместе.
- Видео-конференции: с помощью инструментов для видео-конференций, таких как Zoom или Skype, педагоги могут проводить онлайн-встречи с учениками для объяснения материала, проведения обсуждений и отвечать на вопросы.
- Игровые платформы: педагоги могут использовать игровые платформы, такие как Kahoot! или Quizlet, чтобы создавать интерактивные игры и квизы, которые помогут ученикам учиться и повторять материал в игровой форме.
Это лишь несколько примеров цифровых инструментов, которые педагоги дополнительного образования могут использовать для улучшения качества своей работы и обучения учеников. С появлением новых технологий и инструментов, возможности становятся все больше, и педагоги могут выбирать те, которые наилучшим образом соответствуют их методикам обучения и потребностям учеников.
Однако, для успешной цифровой трансформации педагога необходимо не только владение техническими навыками, но и глубокое понимание методик обучения, адаптация к новым образовательным трендам и умение интегрировать цифровые инструменты в учебный процесс. Трансформация также требует от педагогов готовности к постоянному обучению и саморазвитию, так как технологические изменения постоянно меняются, и всегда есть новые возможности и решения, которые стоит изучить и применить.
Цифровая трансформация педагога – это процесс, который позволяет педагогу стать более гибким, инновационным и эффективным. Это поможет улучшить качество образования и подготовить учащихся к цифровой эпохе.