Безвербная Юлиана Андреевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ «Средняя школа №7 г.о. Мариуполь», ДНР
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №162728
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Лучшая организация работы педагога по сохранению народного языка и культуры народов России»
Наименование конкурсной работы: Классный час приурочен празднованию «День воссоединения России и ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей» 30 сентября
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №162728


В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации АНО «Научно-Образовательный Центр Педагогических Проектов» город Москва является официальным организатором конкурсных мероприятий и включена в Перечень конкурсных мероприятий Министерства просвещения РФ

Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Одна страна, одна семья, одна Россия», посвященный Дню воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией

В конкурсе принимают участие: педагогические работники образовательных учреждений из всех регионов Российской Федерации.

Всероссийский конкурс для школьников «Под флагом России», посвященный Дню воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией

В конкурсе принимают участие: обучающиеся образовательных учреждений из всех регионов Российской Федерации.

Классный час

«30 сентября – день возвращения Донецкой Народной Республики в Россию»

Цель урока создать условия для получения обучающимися представления о неразрывной исторической связи России и юго-западных земель, включающих в себя территории Донбасса, Крыма, Северного Причерноморья; понимания роли истории в формировании личности гражданина, важности сохранения исторической памяти;  воспитание патриотизма, гражданственности, интереса к истории родного края, 

Задачи: формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

 

Ход классного часа.

 Вступительное слово учителя: 

-Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. (сл.2)

Звучит песня: «С чего начинается Родина» (Shaman) (сл.3)

 -Ребята, а что же такое Родина?

 Работа со стихотворением «Что мы Родиной зовем

Что мы Родиной зовём? 

Дом, где мы с тобой живём, 

И берёзки, вдоль которых

 Рядом с мамой мы идём. 

Что мы Родиной зовём? 

Поле с тонким колоском,

 Наши праздники и песни,

 Тёплый вечер за окном. 

Что мы Родиной зовём?

 Всё, что в сердце бережём,

 И под небом синим-синим 

Это наш родимый дом.

-Насколько же это объемная, глубокая и трогательная для каждого человека тема! Хотя у каждого из нас понятие Родина своё, но есть в этом что-то неуловимо общее. Вот для меня лично при слове Родина всплывает в памяти село (район города, другой город), где прошли лучшие годы моего детства, где жили мои родители ,  моя бабушка, из уст которой звучали рассказы о прошлом, и я узнала о жизни моих предков, а еще бабушка мне много рассказывала о той страшной войне. И еще мои друзья детства, наши игры. У каждого из нас слово Родина вызывает свои собственные чувства. А подумайте только: сколько среди жителей нашей республики людей с разными национальностями, разговаривающих на разных языках и наречиях? И на каждом языке поэты писали свои стихи о Родине.

-Ребята, я приглашаю вас в виртуальное путешествие по России и Донецкой Народной Республикой.

Итак, занимаем посадочные места в нашем поезде и отправляемся в путь по России с запада на восток. Дорога у нас неблизкая. В реальности это заняла бы у нас больше недели (поезд Москва-Владивосток 7 дней)

Основная часть:

Россия настолько большая, что на ее территории могли бы разместиться целые материки, такие как Австралия и Антарктида. (сл. 4)

Россия граничит с 14 странами (сл.5), в том числе с ДНР (сл. 6)

Россия имеет многовековую историю становления как государства. У нее было много названий. Давайте, с некоторыми из них познакомимся!

    1. Еще во времена рыцарей и замков на территории России появилось маленькая страна РУСЬ, которая и стала началом. Она существовала с 9 по 14 века. Почти 3 века правили разные князья (короли). Русь нам дала христианство, азбуку и многое другое
    2. К сожалению, из-за воин между родственниками правителей Русь пала. Но частичка ее осталась и смогла развиваться и расти – это была МОСКОВИЯ. Маленькое государство боролось с противниками (татарами, турками). Вокруг Московии объединились земли бывшей Руси и смогли противостоять им. (4 ноября – День единства). Московия стала центром воссоединения и продолжения истории нашей страны.
    3.     Именно во временя правления Ивана 4 Грозного Россия смогла достичь большого расширения территорий. Теперь она не маленькая Московия, а РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО с землями в Сибири.
    4. Шли года, страна росла и развивалась. Было одно место на карте, которое никто не мог присоединить – земли Балтийского моря. Настойчивость и хорошая политика Петра 1 Романова помогла осуществить мечту своих предков. В ходе Северной войны с Швецией у него это получилось. Благодаря Петру 1 страна стала огромной РОССИИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ. Благодаря Петру стоит красивый город Санкт-Петербург. Не хватит и урока, чтобы рассказать сколько всего он сделал для развития своей страны.
  • Уже через 3 столетия, когда в страну пришла 1 Мировая война царская семья не смогла защитить свой народ. Народ взбунтовался и сверг последнего правителя Российской империи. Они договорились, что теперь земли, заводы и все остальное будет принадлежать народу, что со всеми нужно делиться. Так думали и другие страны – соседи России. Они объединились! Теперь эта была огромная страна от крайнего востока до Балтийского моря на западе – СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. 
  •  Сейчас вы знаете как называется наша страна? (ответ учеников) Правильно – Россия или правильно РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. В прошлом году правительство официально оформило 30 сентября День воссоединения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области с Россией.  Всего в России 89 субъектов (частей). Нужно проехать 24 республики, чтобы со всеми познакомится, узнать их особенности и историю. (сл.8)

 

Не будет далеко уезжать – нам же в школу нужно ходить, а вы помните, что нужно больше недели, чтобы все объехать. Поэтому наша остановка будет по нашему родному краю – Донецкой Народной Республики. (сл. 9)

  • Столицей Республики  – город Донецк. (сл. 10) 
  • Край шахтеров
  • Парк кованных фигур
  • Центральная улица Артема

Россий – многонациональное государство. В ней проживает представители более чем 190 народов. Все мы разные, но нас объединяет общая история и русский язык. (сл. 11,12)

– Какие народы проживают на территории России и Донецкой Народной Республики?

В Донецкой Народной Республике живут русские, украинцы, белорусы, греки, евреи, татары и многие другие народы.

Самый многочисленный народ в ДНР – русские. Предками русских людей, украинцев и белорусов были славяне. У нас похожая внешность, национальная одежда, песни, традиции. (сл. 13)

Совместная жизнь таких разных народов, как и в семье, невозможна без взаимного уважения, умения ладить друг с другом.

Символы ДНР -России. (сл. 14,15) 

-Как вы считаете, какие символы Донбасса отражают цвета нашего флага? (черный – уголь, чернозем, синий – воды Азовского моря и дух народа, красный – память о наших славных предках, защищавших нашу землю).

Наш флаг – рассказывает нам о славной истории Донбасса и о его будущем.

Герб России

– Вспомните, на каком континенте расположена Россия? На континенте Евразия Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть ее площади находится в Азии, меньшая — в Европе.

– На каком символе России отразилась эта особенность? (сл. 15, сл. 16 – гимн)

 (На гербе России).

Верно, герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Орел — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство.

Герб России – двуглавый орел – символ небесной силы и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году. Впервые его ввел великий князь московский Иван III Васильевич.

Герб Донецкой Народной Республики – серебряный орел, у него на груди красный щит с изображением Архангела Михаила. Наш герб говорит нам, что каждый гражданин бережет свою Родину и старается делать для нее все возможное.

Народные символы ДНР (сл. 17)

  1. Терриконы – это горы пустой породы, которые насыпаются около шахт или карьеров.
  2. Роза и уголь – символ Донецка. Так как там есть залежи угля и весь город засажен розами
  3. Пальма Мерцалова — это символ промышленности региона, изображённый на гербе Донецкой области. История создания: в конце 1895 года кузнец Алексей Мерцалов изготовил пальму из цельного куска рельса.  Ему помогали рабочие того же завода. Характеристики пальмы: высота — 3 метра 53 сантиметра.

Подведение итогов, рефлексия.

Учитель:

Наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы много услышали и узнали о нашей республике,  России, ее истории,  но еще больше неизведанного осталось.

Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.(сл. 18)

И я верю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.

Классный час приурочен празднованию «День воссоединения России и ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей» 30 сентября