Гудель Наталия Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
г.Ярославль МОУ «Средняя школа №3 имени Олега Васильевича Изотова»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №162732
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Гордись Россия! Ты миру Пушкина дала», в рамках проведения мероприятий, посвященных празднованию 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина
Наименование конкурсной работы: Сценарий урока по теме «Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №162732


Сценарий урока по теме «Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина»

– Прочитаем тему урока, каково значение слова «нравственный?» (духовный)

– Значит, какова будет цель нашего урока? (Понять, какие духовные качества героини близки автору). 

-Давайте сформулируем проблемный вопрос. В этом нам помогут следующие варианты:

(Примечание: размещены на слайде или на листах А4, расположенных на доске)

1) «Пётр Гринёв» 

2) «Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв» 

3) «Восстание Пугачёва» 

4) «Пётр Гринёв и Маша Миронова» 

5) «Капитанская дочка»

– Как вы думаете, что представлено в этих записях? Представьте, что мы впервые взяли в руки роман А. С. Пушкина и прочитали первую строчку после ФИ автора, что бы перед нами было написано и какие бы ассоциации у нас возникали? 

– Какой вывод мы можем сделать? ( Название дано Пушкиным неслучайно, большую роль в повествовании играет именно Маша)

– Какой проблемный вопрос мы сформулируем? 

Проблемный вопрос: Почему роман назван «Капитанская дочка?»

(Примечание: вопрос находится на слайде / на листе, прикрепленном к центру доски.

– Значит, нам важно узнать в конце урока, почему Пушкин выбрал такое название, каким же нравственным идеалом оказалась Маша?

–  Дома вы должны были вспомнить эпизоды, в которых проявляется характер героини, что это за фрагменты? Давайте перечислим. 

– Ваше д.з. будет началом нашей работы на уроке. Сегодня мы поделимся на группы. 

Задача каждой группы – ответить на вопросы по эпизоду в виде тезисов, схем и таблиц.

– В каждой группе у каждого человека есть своя роль, поэтому каждый участник работает индивидуально, но в то же время он должен сотрудничать с группой.

– Каждая группа получает 2 листа – лист с заданиями и лист самооценки. 

В группе есть координатор – тот, кто распределяет обязанности, следит за выполнением работы, работает с листом самооценки. Координатор может быть спикером – выступающим с результатами выполнения работы.

Роли в группе: координатор, отвечающий за таблицу, отвечающий за схему, отвечающий за подбор цитат, спикер. 

Вопросы к 1 группе: «Первое впечатление Петра о Маше» Глава 3 («Крепость»), материал для анализа: с. 123 (со слов «Василиса Егоровна приняла нас запросто..») – 125 . Глава 4 («Поединок») с. 125.

1.Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы:

1.Внешность, возраст Маши Мироновой (представить в виде схемы)

  1. Впечатления героев о Маше: Петра, Швабрина, характеристика со стороны матери (представить в виде таблицы)
  2. Как изменилось отношение Петра к Маше? 

Вопросы к группе 2: «Дуэль и её последствия» Глава 4 («Поединок» с. 127-128), Глава 5 («Любовь с. 135-136, с.140)

1.Причина дуэли: что возмутило Гринёва в словах Швабрина, какие качества проявляет герой, согласившись на дуэль? (Представить в виде схемы)

  1. Как развивались отношения Маши и Петра после дуэли? Какие чувства связывают героев?
  2. Как Маша отреагировала на письмо отца о помолвке? Какое качество обнаруживается в героине в этом эпизоде?

Вопросы к группе 3: «Судьба капитанской дочки после казни родителей» (Письмо Маши из главы 10 «Осада города» с. 174- 175, глава «Сирота» с. 188-189)

1.Где находилась Маша до освобождения? Что она пишет в письме в Петру, о чём просит? 

  1. Как герой реагирует на получение письма? О чём это свидетельствует?
  2. Поведение Маши во время освобождения: что впервые проявляется в героине?

Вопросы к группе 4: «Арест. Петербург» (Глава 14 «Суд» с. 202, 205, 206-210)

1.Из-за чего арестовали Петра? Почему он не выдал причины связи с Пугачёвым? Как это характеризует героя? (с.202)

  1. Зачем Маша задумывает поездку в Петербург? (с.205)
  2. Встреча Маши и дамы. Что чувствует капитанская дочка при встрече с дамой? О чём героиня рассказала женщине?(206-208)
  3. Встреча с императрицей: кем оказалась Екатерина II ? Решение о судьбе Петра Гринева? (209 последний абзац – 210)

Оценочный лист (Заполняет координатор)

Координатор:

Участники группы, функция каждого:

1.

2.

3.

Скорость выполнения заданий (от 1-4 баллов)

4 балла- ответили на все вопросы быстрее других групп

3 балла – ответили на все вопросы быстрее, чем 2 группы

2 балла – ответили на все вопросы быстрее, чем 1 группа

1 балл – ответили на все вопросы позже других группу

Правильность выполнения заданий (каждое выполненное задание 1 балл) Речевая грамотность (от 1- 3 баллов)

3 баллов – речь спикера строилась четко, логично, грамотно

2 балла – речь спикера строилась четко, логично, грамотно, но были некоторые ошибки (повторы слов, неправильное употребление слов)

1 балл – речь спикера была несвязная и нелогичная 

Ответы на дополнительные вопросы (1 – 0 баллов) Формулировка вывода по уроку (1 -0 баллов)

 

Подведение итогов – возвращения к проблемному вопросу – почему же повесть названа «Капитанская дочка», какие нравственные качества обнаруживаются в героине?

Каждая группа в течение 3 минут формулирует вывод по уроку, затем по очереди оглашает. 

После выступления учитель подводит итог, транслируя вывод на слайд:

Название повести неслучайно выбрано А. С. Пушкиным. Во-первых, характер Петра во многом формируется в ситуациях, связанных с Марьей Мироновой, во-вторых, именно из-за любви к ней герой совершает нравственные поступки (защищает её честь на дуэли, вызволяет из плена Швабрина, не раскрывает имя любимой во время ареста, оберегая её). Марья же, несмотря на природную скромность и застенчивость, готова ехать к самой императрице, чтобы просить помилования для Петра. Только преодолев все испытания, показав готовность к самопожертвованию ради любимого человека, герои становятся счастливыми. 

Каждому ученику выдается копия вывода, которую необходимо приклеить в тетрадь.

В финале занятия координаторы подсчитывают баллы и оглашают их совместно с учителем. Оценивание работы групп. 

Домашнее задание не связано с темой урока, направлено на анализ следующего центрального персонажа романа – Е.Пугачева. 

 

Сценарий урока по теме «Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина»