Сценарий урока по теме «Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина»
– Прочитаем тему урока, каково значение слова «нравственный?» (духовный)
– Значит, какова будет цель нашего урока? (Понять, какие духовные качества героини близки автору).
-Давайте сформулируем проблемный вопрос. В этом нам помогут следующие варианты:
(Примечание: размещены на слайде или на листах А4, расположенных на доске)
1) «Пётр Гринёв»
2) «Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв»
3) «Восстание Пугачёва»
4) «Пётр Гринёв и Маша Миронова»
5) «Капитанская дочка»
– Как вы думаете, что представлено в этих записях? Представьте, что мы впервые взяли в руки роман А. С. Пушкина и прочитали первую строчку после ФИ автора, что бы перед нами было написано и какие бы ассоциации у нас возникали?
– Какой вывод мы можем сделать? ( Название дано Пушкиным неслучайно, большую роль в повествовании играет именно Маша)
– Какой проблемный вопрос мы сформулируем?
Проблемный вопрос: Почему роман назван «Капитанская дочка?»
(Примечание: вопрос находится на слайде / на листе, прикрепленном к центру доски.
– Значит, нам важно узнать в конце урока, почему Пушкин выбрал такое название, каким же нравственным идеалом оказалась Маша?
– Дома вы должны были вспомнить эпизоды, в которых проявляется характер героини, что это за фрагменты? Давайте перечислим.
– Ваше д.з. будет началом нашей работы на уроке. Сегодня мы поделимся на группы.
Задача каждой группы – ответить на вопросы по эпизоду в виде тезисов, схем и таблиц.
– В каждой группе у каждого человека есть своя роль, поэтому каждый участник работает индивидуально, но в то же время он должен сотрудничать с группой.
– Каждая группа получает 2 листа – лист с заданиями и лист самооценки.
В группе есть координатор – тот, кто распределяет обязанности, следит за выполнением работы, работает с листом самооценки. Координатор может быть спикером – выступающим с результатами выполнения работы.
Роли в группе: координатор, отвечающий за таблицу, отвечающий за схему, отвечающий за подбор цитат, спикер.
Вопросы к 1 группе: «Первое впечатление Петра о Маше» Глава 3 («Крепость»), материал для анализа: с. 123 (со слов «Василиса Егоровна приняла нас запросто..») – 125 . Глава 4 («Поединок») с. 125.
1.Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы:
1.Внешность, возраст Маши Мироновой (представить в виде схемы)
- Впечатления героев о Маше: Петра, Швабрина, характеристика со стороны матери (представить в виде таблицы)
- Как изменилось отношение Петра к Маше?
Вопросы к группе 2: «Дуэль и её последствия» Глава 4 («Поединок» с. 127-128), Глава 5 («Любовь с. 135-136, с.140)
1.Причина дуэли: что возмутило Гринёва в словах Швабрина, какие качества проявляет герой, согласившись на дуэль? (Представить в виде схемы)
- Как развивались отношения Маши и Петра после дуэли? Какие чувства связывают героев?
- Как Маша отреагировала на письмо отца о помолвке? Какое качество обнаруживается в героине в этом эпизоде?
Вопросы к группе 3: «Судьба капитанской дочки после казни родителей» (Письмо Маши из главы 10 «Осада города» с. 174- 175, глава «Сирота» с. 188-189)
1.Где находилась Маша до освобождения? Что она пишет в письме в Петру, о чём просит?
- Как герой реагирует на получение письма? О чём это свидетельствует?
- Поведение Маши во время освобождения: что впервые проявляется в героине?
Вопросы к группе 4: «Арест. Петербург» (Глава 14 «Суд» с. 202, 205, 206-210)
1.Из-за чего арестовали Петра? Почему он не выдал причины связи с Пугачёвым? Как это характеризует героя? (с.202)
- Зачем Маша задумывает поездку в Петербург? (с.205)
- Встреча Маши и дамы. Что чувствует капитанская дочка при встрече с дамой? О чём героиня рассказала женщине?(206-208)
- Встреча с императрицей: кем оказалась Екатерина II ? Решение о судьбе Петра Гринева? (209 последний абзац – 210)
Оценочный лист (Заполняет координатор)
Координатор:
Участники группы, функция каждого:
1.
2.
3.
Скорость выполнения заданий (от 1-4 баллов)
4 балла- ответили на все вопросы быстрее других групп 3 балла – ответили на все вопросы быстрее, чем 2 группы 2 балла – ответили на все вопросы быстрее, чем 1 группа 1 балл – ответили на все вопросы позже других группу |
Правильность выполнения заданий (каждое выполненное задание 1 балл) | Речевая грамотность (от 1- 3 баллов)
3 баллов – речь спикера строилась четко, логично, грамотно 2 балла – речь спикера строилась четко, логично, грамотно, но были некоторые ошибки (повторы слов, неправильное употребление слов) 1 балл – речь спикера была несвязная и нелогичная |
Ответы на дополнительные вопросы (1 – 0 баллов) | Формулировка вывода по уроку (1 -0 баллов) |
Подведение итогов – возвращения к проблемному вопросу – почему же повесть названа «Капитанская дочка», какие нравственные качества обнаруживаются в героине?
Каждая группа в течение 3 минут формулирует вывод по уроку, затем по очереди оглашает.
После выступления учитель подводит итог, транслируя вывод на слайд:
Название повести неслучайно выбрано А. С. Пушкиным. Во-первых, характер Петра во многом формируется в ситуациях, связанных с Марьей Мироновой, во-вторых, именно из-за любви к ней герой совершает нравственные поступки (защищает её честь на дуэли, вызволяет из плена Швабрина, не раскрывает имя любимой во время ареста, оберегая её). Марья же, несмотря на природную скромность и застенчивость, готова ехать к самой императрице, чтобы просить помилования для Петра. Только преодолев все испытания, показав готовность к самопожертвованию ради любимого человека, герои становятся счастливыми.
Каждому ученику выдается копия вывода, которую необходимо приклеить в тетрадь.
В финале занятия координаторы подсчитывают баллы и оглашают их совместно с учителем. Оценивание работы групп.
Домашнее задание не связано с темой урока, направлено на анализ следующего центрального персонажа романа – Е.Пугачева.