Обобщение опыта.
«Знакомство с профессиями. Погружаемся в захватывающий мир метеорологии»
Потребность изучения профессий метеоролога и синоптика с детьми возникла во время работы проектов «Дерево», «Что мы сажаем, сажая леса», «Метеорологическая станция – путь к профессии!» с целью создания условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, развития ранней профориентации.
Задачи:
- дать представления детям о профессии метеоролога и синоптика, метеорологическом оборудовании, важности и значимости этих профессий;
- развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас детей: метеоролог, синоптик, флюгер; активизация словаря: термометр, барометр;
- воспитывать уважительное отношение к труду людей, интерес к профессиям, изучению природы, окружающему миру.
Метеостанция на участке
Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. Через различные виды деятельности проекта формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Будущие успехи в школе в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок к универсальным учебным действиям.
Опираясь на опыт работы по проекту «Метеорологическая станция – путь к профессии!», было объединено два направления: профориентационное и экологическое. У каждого своя цель:
- Формирование представлений, интереса к профессиям, связанным с природоохранной деятельностью, к науке, мотивации к выбору будущей профессии.
- Воспитание экологически грамотного и охраняющего природу ребёнка.
Развивающая среда в группе по проекту
Участвуя в проекте, ребёнок формируется как исследователь, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет методами поиска, умеет сам добывать знания.
Составление плана проекта
Работа проекта была организована так, чтобы каждый ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера, накапливая знания о профессиях.
Поездка в питомник
Наиболее эффективные формы работы по ознакомлению с профессиями – экскурсия. В ходе экскурсии в питомник лесничества ребята познакомились с профессией лесника, получили возможность увидеть посадки саженцев хвойных деревьев, узнать условия их выращивания.
Беседа с презентацией о профессии метеоролога, синоптика.
- через просмотр виртуальных экскурсий: таких как метеорологическая станция на северном полюсе, заповедник, геологическая экспедиция, экологическая тропа; в серии бесед с использованием цифровых ресурсов на электронной платформе: «Это необходимо знать каждому живущему на Земле», «Что будет если…», «Атлас профессий».
Знакомство с заповедниками:
- рассматривание плаката «Заповедники России», дидактического наглядного материала «Явления природы», фотоматериалов в альбомах «Красная книга Южного Урала», «Природа родного края».
«Атлас профессий»
Расширение представлений о профессиях, через создание альбомов о профессии метеоролога, синоптика и сопутствующих профессиях (лесник, эколог, геолог).
Игры «Круглый год», «Предсказываем погоду»:
- установление причинно-следственных связей в таких дидактических играх как «Круглый год», «Предсказываем погоду» и др.;
- в исследовательской деятельности (например: работа с лупой, компасом).
Опыты в группе и на прогулке
- экспериментальной деятельности в группе и на прогулке: «Посадка семян ели», «Где живёт воздух», «Песок и камень».
Работа в метеостанции
- в практической деятельности в метеорологической станции и самостоятельное составление прогноза погоды.
Работа в группе:
- в практической деятельности с макетом барометра;
- при отгадывании загадок (загадки от «Умницы» по временам года или «Загадки планеты Земля» о различных объектах природы);
- через просмотр мультфильмов, видеофильмов («Где спит солнышко?», «Почему бывает радуга?», «Почему желтеют и опадают листья?»);
- прослушивание аудиозаписей (например: звуки леса, птиц, животных).
Работа с родителями. Взаимодействие с представителями профессий:
- мастер – классы «Родители – детям о профессии»;
- приглашение лесника, геолога с рассказом о профессии, представителей разных сопутствующих профессий.
Стенд Экодерево
- выпуск экологических плакатов: например «Сбережём и преумножим» (для стенда «Экодерево» – «Эколята – дошколята»).
«Отгадай профессию»
- сериация в играх «Отгадай профессию», «Подбери пару», «Азбука природолюбия»; здесь установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
- исключение лишнего: нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
В дидактических и настольно печатных играх дети классифицировали, имели возможность анализировать, сравнивать, синтезировать. Все игры универсальные, можно использовать в разных видах образовательной деятельности интегрировано.
- умение производить знаково – символические действия через Календарь погоды:
- работу с разного вида таблицами, карточками;
- заполнение таблиц: например «Наблюдение за погодой».
Участие в акциях
Акция с родителями «Посади дерево»
- понимание основных моральных норм и правил через участие в экологических акциях совместно с родителями «Посади дерево»;
- через участие в акции «Чистый город».
В трудовой деятельности:
посадка саженцев)
- умение прийти на помощь другу в практической трудовой деятельности (посадка саженцев елей и сосёнок);
- принцип «Не навреди» по отношению к посадкам цветов на участке, многолетникам в зимнее время года. Именно здесь закладывается бережное отношение ко всему живому.
Знакомство с термометром:
- умение осознавать свои возможности, самостоятельно составить прогноз, делать выводы, умозаключения;
- участие в обсуждениях ситуации в экологической сказке, содержания стихотворения экологической направленности, беседах (во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать);
- творческие задания (поделки из природного материала, рисунки для экологического стенда) повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала.
Подвижные игры:
- взаимодействие в подвижных играх экологической или профориентационной направленности (подвижные игры, связанные с какой – либо профессией, согласно плану проекта): например
- игра малой подвижности «Четыре стихии» (профессия – метеоролог)
- «Снег идёт», «Зимушка – зима», «Снежная карусель» (профессия – синоптик);
- полоса препятствий «В поисках клада» (профессия – геолог)»;
- эстафеты: «Уборка леса», «Лесной ручей», «Помоги животным» (профессия – эколог) и т.д.
Таким образом, в результате работа по проекту позволила мне вести работу в двух направлениях: профориентационное и экологическое, направленные на развитие основ ранней профориентации через знакомство с профессиями метеоролога, синоптика и сопутствующими (эколог, лесник и другие), формирование экологической культуры. И мы смогли увидеть результат работы на данный момент: заинтересовать детей профессией метеоролога, синоптика, вооружить детей практическими умениями – самостоятельно составлять прогноз погоды, как будущие метеорологи, пользуясь барометром и термометром. Повысили мотивацию к познанию через исследовательскую деятельность и делать собственные открытия.
2 часть
Но, время не стоит на месте, современность дает возможности использовать в работе более современны формы работы. Погодные явления тоже дают свои коррективы.
И мы продолжили работу уже с использованием интерактивных технологий, сервисов.
Одна из целей работы с метеостанцией, это формирование у детей научно – познавательного интереса в неживой природе посредством метеостанции. И не просто работать в самой метеостанции, расположенной у нас на участке, а подключить и интерактивно виртуальный цикл.
В условиях современной действительности, возникла потребность создания такого ресурса как «виртуальная метеостанция», который позволяет нам составлять прогноз погоды на день.
С помощью созданного ресурса, направленного на то, чтобы ребёнок окунулся в мир метеорологии ещё и виртуально, в интернет – пространстве, мог составить прогноз погоды.
«Виртуальная метеостанция» состоит из следующих разделов.
В каждом разделе есть свои ссылки.
В первом разделе «Из истории метеорологии» мы познакомимся с метеорологией, как наукой с помощью энциклопедических знаний.
Метеорологией и прогнозом погоды занималось очень много учёных. И мы с ними знакомим детей. Это и Галилео – Галилей, Михайло Ломоносов и другие учёные. (листает).
Во втором разделе «Профессии» дети могут познакомиться с профессией метеоролога и синоптика. Узнаем их отличия.
Например: профессия синоптика. (видео)
– Также дети могут посмотреть, где и в каких условиях работают люди данных профессий.
В следующем разделе «Метеостанция» дети познакомятся с приборами, с помощью которых мы собираем информацию для составления прогноза погоды.
Например: чтобы выбрать вид облаков включаем «Ловец облаков»
«Солнечные часы»
– В этом же разделе (медленно) находятся условные обозначения в картинках, которые помогают ребёнку составлять прогноз погоды на день – облачность (выбираем), виды облаков, осадки, направление ветра, температура воздуха.
В следующем разделе «Медиаматериалы» дети могут посмотреть мультипликационные фильмы о метеорологах, синоптиках, познавательные видеофильмы об особенностях погоды.
Например: видеофильм «Где рождается погода?»
В следующем разделе «Игралочка» детям предлагается выполнить ряд заданий:
– «Собери пазл»;
– «Четыре сезона»;
– «Подбери одежду по погоде».
В разделе «Интерактивные игры на природе» дети могут самостоятельно составлять прогноз погоды.
Итак, как же мы с детьми составляем прогноз погоды:
- выбираем, какая сегодня облачность (пауза): например, ясно или пасмурно;
- если пасмурно, какие облака;
- есть ли сегодня осадки, если есть, то какие: например, снег какой: сильный, слабый, умеренный, или без осадков (пауза);
- какова сегодня сила ветра (пауза): слабый ветер, штиль (безветренно), умеренный, сильный.
- В разделе «Виртуальный прогноз погоды», ребёнок учится его составлять сам.
Таким образом:
Работая в виртуальной метеостанции ребёнок погружается в мир профессии метеоролога, овладевает интерактивными техническими практическими навыками составления прогноза погоды.
Сочетая работу в «виртуальной метеостанции» с реальными наблюдениями, у детей развивается умение выразить, рассказать, отразить свои наблюдения при составлении прогноза о погоде сегодня, обогащая словарь, знания детей о профессиях и о признаках неживой природы.
В электронной разработке можно заполнять дневник наблюдений.
Мы создали «виртуальную метеостанцию», чтобы совместить традиционную форму работы наблюдений за неживой природой с электронным ресурсом, чтобы учесть клиповость детей, наши возможности и предложить родителям во время отпуска, дома составлять прогноз, представляя себя в будущем метеорологом, формируя интерес к профессиям и практические навыки и компетенции у детей.