Семинар практикум для родителей на тему «Чтобы красиво говорить – нужно многое учить»
Организационный момент. Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие.
Предлагаю вам познакомиться по ближе, назвать свое имя и отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имя и отчества. Педагог называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Кристина Александровна – Коммуникабельная, аккуратная! »
Объявление темы. – Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об автоматизации звуков в игровой, наиболее эффективной форме закрепления и научимся некоторым приёмам.
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь – это залог успешного общения.
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, что можно исправить логопедическим массажем и артикуляционными упражнениями. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата. Чтобы научиться красиво, говорить, надо укреплять мышцы губ и щёк.
Постановка задач и путей решения проблем речевых нарушений. Уважаемые родители, как вы считаете, нужно бороться с речевыми недостатками? И кто должен этим заниматься?
Ранее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений – главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт первые знания и умения.
Приглашаю вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель – не гость, а полноправный член команды детского сада. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решать любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Уважаемые родители, как вы думаете, что надо делать, чтобы исправить нарушение речи?
Для дошкольника важны следующие направления развития речи:
- Воспитание звуковой культуры речи
- Словарная работа.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию.
Сегодня мы с вами коснёмся темы формировании звуков, так как принято судить первично о речи ребёнка по его звукопроизношению.
Как вы думаете, как формируются звуки у детей?
Бытует мнение, что речь формируется самостоятельно, без вмешательства взрослых. Кто так считает, поднимите руки. Ссылаясь на генное предрасположение «Картавый прадед, картавый отец…» Речь формируется на примере речи взрослых. Ребёнок учится тому, что слышит у себя в дому.
Вы любите своего ребёнка?
Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Не получая прозвище в школе «шепелявка» или «картавка». Устранить такие нарушения вам помогут в детском саду. Ваш ребёнок зачислен на Логопункт. Предлагаю стать вашему ребёнку «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением.
Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо управлять своими органами речи.
Какие вы можете назвать органы речи? Поэтому существует артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки.
Гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, чтобы они сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей»? Оказывается язык – это главная мышца речи и для нее, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился». Сейчас мы освоим эту волшебную гимнастику, зарядку, без которой звуки не появятся.
Просмотр презентации, и выполнение артикуляционной гимнастики.
А сейчас мы с вами поговорим о скороговорках.
Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения в кругу семьи. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. (по презентации)
- Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.
- После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
- Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
- Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
- Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
- И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
– Уважаемые родители, вы обратили внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень, а кто-то из вас может быть и совсем ничего не заметил.
А все дело в интонации. Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.
– Я предлагаю Вам произнести стихи с заданной интонацией. Возьмите карточки (карточки лежат на столе). И начнем с карточки № 1.
Карточка № 1.
Прочитайте стихотворение, как “робот”.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Карточка № 2.
Прочитайте стихотворение, как “весёлый клоун”.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плач:
Не утонет в речке мяч.
Карточка № 3
Прочитайте стихотворение, как “певчая птичка”:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Карточка № 4
Прочитайте стихотворение, как “грустный ослик”:
Постой паровоз, не стучите колеса.
Кондуктор нажми на тормоза…
Я к маменьке родной с последним приветом,
Спешу показаться на глаза.
Карточка № 5.
Прочитайте стихотворение, как “злой великан”:
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.
– Уважаемые родители! Вы, наверно, поняли, что над интонационной выразительностью нужно работать.
Дома попробуйте с детьми разучивать стихи с разной интонацией. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.
Наша встреча подходит к завершению. Вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а именно: с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата, на формирование интонационной выразительности, по развитию дикции. Приемов по данной теме очень много, я вас познакомила с некоторыми из них. Я разработала для вас памятки с артикуляционными упражнениями и рекомендациями по работе со скороговорками. Спасибо за внимание.