РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ:
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (вариант 5.1)
(1-4 класс)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка .3
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР………………4
Направления работы ……………………………………………………………….6
Механизмы реализации программы коррекционной работы…………………….8
Система оценки достижений обучающихся с тяжелыми нарушениями речи…..8
Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)»………………………………10
Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)»…………………………………………………………………11
Тематическое планирование……………………………………………………….19
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………………………………………………………………………….21
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач АООП НОО для обучающихся с ограниченными возможностями (с тяжелыми нарушениями речи).
Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления неуспешности усвоения программы обучения и, как следствие, школьной дезадаптации воспитанников. Однако практика показывает, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению образовательных учреждений, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно.
Постоянно увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу. По данным Министерства образования РФ, 78% учащихся нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.
Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи с тяжелыми нарушениями речи. Она является частью системы по оказанию комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении адаптированной основной образовательной программы на начальной ступени обучения (1-4 классы). В программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ТНР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ТНР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ТНР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с отклонениями речи достаточные возможности для умственного развития и хороший слух, однако присутствуют достаточные речевые дефекты. У них наблюдается небольшой словарный запах, заикание, трудности с чтением и письмом.
В большой степени богатство языка зависит от воспитания, обучения и практики речевого окружения. Дети, которые страдают от патологии, зачастую имеют очень маленький словарный запас или не говорят вовсе. Им трудно составлять фразы, связывать слова и предложения.
Они также с большим трудом овладевают письменной речью и освоением арифметических формул, что является причиной школьной неуспеваемости. Они стесняются общаться с другими детьми, возникают постоянные ситуации с недопониманием, из-за чего появляются комплексы и проблемы с социализацией. Таким детям проще выполнять задания в наглядном виде.
Тяжелые нарушения речи приводят к отставанию в психическом развитии, потому неопытные специалисты могут определить таких детей, как умственно отсталых. Если вовремя не распознать истинную проблему в развитии ребенка, будет сложно раскрыть их прирожденные способности и развить таланты.
Логопеды признают две современные классификации тяжелых нарушений речи у дошкольников. Клиническая классификация создана, исходя из причин патологий и их проявлений. Она разделяет речевые нарушения детей на следующие группы:
- нарушения голоса (сюда относят дисфонию и афонию);
- нарушения тембра речи (включают тахилалию и брадилалию);
- нарушения звукопроизношения (дизартрия, заикание);
- нарушения чтения и письма.
Программа коррекционной работы предусматривает:
- реализацию образовательной организацией коррекционно- развивающей области через специальные курсы и индивидуальную/подгрупповую психологическую работу, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
преодоление неречевых и речевых расстройств в синдроме речевой патологии;
- обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет обучающимся с ТНР самостоятельно повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности;
- совершенствование коммуникативных навыков обучающихся с ТНР;
- организацию и проведение мероприятий, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- реализацию механизма взаимодействия в разработке и осуществлении коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательной организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно- развивающую работу с обучающимся; организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).
Принципы реализации программы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его “зоны ближайшего развития” с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие “предметной области”;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей;
принцип здоровьесбережения. При организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г..
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками – сверстниками, родителями (законными представителями).
Содержание направлений работы
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
- психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
- мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;
- анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Существует большое количество методик и диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей школьников.
№
п/п |
Диагностируемые параметры | Рекомендуемые методики
диагностические методы |
Ведущая деятельность (сформированность компонентов структуры учебной деятельности, предпосылки формирования учебной деятельности, произвольность поведения и познавательных процессов) | Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности
Проективная проба «Рисунок школы» Методика «Лесенка побуждений» Методика «Составь расписание» Методика «Конверты» Методика Н.Г. Лускановой по мотивации |
|
Особенности познавательной деятельности | Прогрессивные матрицы Дж.Равена Методика Выготского-Сахарова Предметная классификация Исключение предметов (4ый лишний) Кубики Коса
Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). |
|
Изучение свойств внимания (уровень распределения, устойчивости, переключения внимания) | Методика “Проставь значки” Корректурная проба (тест Бурдона) Методика В.М.Когана
Таблицы Шульте |
|
Изучение свойств памяти (уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей). | Методика “Долговременная память”
Методика “Опосредованное запоминание” (Использована методика, разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.) Методика “Изучение логической памяти у младших школьников” Пиктограммы |
|
Эмоционально-волевая сфера | Цветовой тест Люшера
ЦТО Цветовой тест отношений С.А.Т.-Н Методика «СОМОР» «Лесенка» «Несуществующее животное» «Дом. Дерево. Человек» «Эмоциональные лица» и пр. |
Коррекционно-развивающая работа включает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
- совершенствование коммуникативной деятельности;
- формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности (по Е.Ф. Соботович);
- развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР;
- развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);
- формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально – волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;
- достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах учебной и внеучебной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося с ТНР.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР;
- проведение тематического обсуждения индивидуально- типологических особенностей обучающегося с ТНР с участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) обучающегося.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно- воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, коррекционных курсов и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Соотношение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий определяется целью, задачами, этапом коррекционно-логопедического воздействия.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества).
Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает:
- многоаспектный анализ личностного, познавательного, речевого развития обучающего с ТНР;
- комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ТНР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня речевого развития, механизма речевой патологии, структуры речевого дефекта;
- разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ТНР.
Социальное партнерство предусматривает:
- сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ТНР;
- сотрудничество со средствами массовой информации;
- сотрудничество с родительской общественностью.
Система оценки достижений обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Оценка результатов освоения программы психолого-педагогического сопровождения обучающимися с ТНР осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ТНР целесообразно опираться на следующие принципы:
- дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;
- динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ТНР;
- единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированной образовательной программы, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ТНР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ТНР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ТНР программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с ТНР программы коррекционной работы используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно- познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося. Применяют экспресс- диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ТНР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ТНР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
Результаты освоения обучающимися с ТНР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку и оформляются в виде папки документов, хранящейся у школьного педагога-психолога.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 КЛАСС
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы.
Игры на развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве через движения; умение отдавать команды. Совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и т.д.
Игры и упражнение на развитие различных видов памяти: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры» и т.п.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.
Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения: «Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и т.д.
Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера.
Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики.
Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами.
Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно- образного мышления.
Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов.
Ориентировка на плоскости, уровень зрительного восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы нарисованы неправильно»; «Найди «спрятанные» треугольники и обведи их». Копирование сочетания различных фигур; копирование пересекающихся линий.
Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях.
Игры на развитие имитационно- подражательных выразительных движений и действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движений и действий.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.
2-4 КЛАСС
Содержание курса повторяется в каждом классе, расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы.
Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» – выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.
Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.
Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий».
Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки».
Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки», «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт»
Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций.
Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.
Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п.
Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и т.д.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.
Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
Личностные результаты:
У обучающегося должны быть сформированы:
– навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
– умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
– знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
– проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
– выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности
Познавательные:
– проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
– устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений) и определять недостающие в ней элементы;
– выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
– делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
– проводить несложные обобщения;
– стремление полнее использовать свои творческие возможности;
Коммуникативные:
– принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
– знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
– контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Основные умения и навыки:
Обучающиеся 1 класса должны научиться:
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать изображения.
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
—Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
—Знать 4 времени года.
—Различать речевые и неречевые звуки.
—Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
—Развивать коммуникативные навыки
Обучающиеся 2 класса должны научиться:
—Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.
— Выполнять выразительные движения.
— Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.
— Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.
— Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.
— Различать и называть основные цвета и их оттенки.
— Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.
— Узнавать предмет по части.
— Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.
— Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания
— Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
— Соотносить времена года с названиями месяцев.
—Выделять части суток и определять порядок дней недели
—Развивать коммуникативные навыки
—Развивать личностные качества (эмпатия, доброжелательность) по отношению к другим.
Обучающиеся 3 класса должны научиться:
— Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.
— Дорисовывать незаконченные изображения.
— Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.
— Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.
— Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.
— Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
— Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
— Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
—Развивать коммуникативные навыки.
—Развивать личностные качества (эмпатия, доброжелательность) по отношению к другим.
—Приобретать навыки самоконтроля.
Обучающиеся 4 класса должны научиться:
—Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
—Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
— Пользоваться элементами расслабления.
— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
—Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
—Находить нереальные элементы нелепых картинок.
—Определять противоположные качества и свойства предметов.
—Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
—Адекватно воспринимать действительность и самого себя.
—Развивать коммуникативные навыки.
—Развивать личностные качества (эмпатия, доброжелательность) по отношению к другим.
—Приобрести навыки самоконтроля.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
1-3 | Диагностическое изучение ребенка | 3 |
4-5 | Развитие общей и мелкой моторики. | 2 |
6-7 | Развитие произвольного внимания и поведения. | 2 |
8-9 | Развитие мнемических способностей. | 2 |
10-11 | Развитие умственных способностей. | 2 |
12 | Коррекция двигательной активности. | 1 |
13-14 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | 2 |
15-16 | Развитие предметно- практической деятельности. | 2 |
17-18 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | 2 |
19-20 | Развитие внимания и мышления. | 2 |
21-22 | Развитие памяти и мышления. | 2 |
23-25 | Развитие мышления и речи. | 3 |
26-28 | Коррекция и развитие пространственных ориентаций. | 3 |
29-31 | Произвольная регуляция поведения. | 3 |
32-34 | Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. | 3 |
35-36 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. | 2 |
Всего | 33 |
2-4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
1-2 | Диагностическое изучение ребенка | 2 |
3-5 | Развитие предметно- практической деятельности. | 3 |
6-7 | Развитие качеств внимания: сосредоточенности,
концентрации, переключения. |
2 |
8-9 | Развитие памяти с использованием различных анализаторов. | 2 |
10-11 | Развитие произвольной опосредованной памяти. | 2 |
12-13 | Развитие памяти, наглядно-образного мышления. | 2 |
14-15 | Развитие памяти, применение качеств внимания | 2 |
16-18 | Развитие элементов словесно-логического мышления. | 4 |
19-21 | Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов
личности. |
3 |
22-23 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | 2 |
24-26 | Развитие произвольного внимания и поведения | 3 |
27-29 | Развитие мнемических способностей. | 3 |
30-32 | Развитие умственных способностей. | 3 |
33-35 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | 3 |
36 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. | 1 |
Всего | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение реализации Программы соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету педагога-психолога. Для проведения психокоррекционной работы и реализации межпредметных связей создана специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
– раздаточный стимульный материал для диагностики (тестовые задания, материалы для проведения обучающего эксперимента, диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок и предметов для экспериментального обследования и др.);
– функционально ориентированные пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
– материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для ароматерапии, песочницы и др.);
– иллюстративный наглядный материал, направленный на понимание ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений;
– аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
– электронные устройства и цифровые программы для обследования и коррекционной работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций.
Литература
Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Учим детей общаться. — СПб: ЦДК проф.
Л. Б. Баряевой, 2011.
Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок.
Упражнения с пиктограммами. — М.: ДРОФА, 2007 и др. пособия авторов.
Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Дискалькулия у детей, профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. — Киров: МЦНИЛ, 2013.
Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. — СПб.: КАРО, 2007.
Демидова Н. М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008.
Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / Под ред. Л. Ковалец И. В.
Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.
Ковалец И. В. Формирование у дошкольников представлений о времени.
Части суток. — М.: ВЛАДОС, 2007.
Козлова В. А. Ориентировка во времени: Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2010.
Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселое. — СПб.: Союз художников, 2007. Новиковская О. А. Ниткография.
Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.
Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.
Овчинникова Т. С. Васильева И. Ю. Волшебная книга игр. — СПб.: Речь, 2010.
Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. — СПб.: Речь, 2002.
Овчинникова Т. С., Черная О. В., Баряева Л. Б. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика / Под ред. Т. С. Овчинниковой. — СПб.: КАРО, 2010.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В, Волосовец. — М.: В. Секачев, 2007.
Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2008
Сенсорная комната — мир здоровья! Под ред. Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой, В. Л. Жевнерова. — СПб.: