МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
МБОУ СОШ № 98
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Химия на страже здоровья»
для обучающихся 9 классов
( 17ч)
г. Воронеж 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………………………………..3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности……………..5
Личностные результаты………………………………………………………………………………..5
Метапредметные результаты………………………………………………………………………..6
Предметные результаты ……………………………………………………………………………….8
Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………………………..8
Тематическое планирование ………………………………………………………………………..11
Литература и электронные ресурсы ……………………………………………………………. 21
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования.
Цели курса:
Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, формирование представлений о профессиях, связанных с химией и медициной.
Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:
1)обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
2)достижение прочности знаний и умений;
3)осуществление связи обучения с жизнью.
В процессе изучения данного курса создаются условия для решения ряда общеобразовательных задач.
- Углубление и расширение знаний учащихся по химии и смежным дисциплинам.
- Приобретение учащимися умений обращения с веществами.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся при работе в группе для формулировки выводов.
- Развитие индивидуальных свойств личности: способностей, интересов, мотиваций.
- Формирование и определение профессиональных интересов учащихся.
- Расширение кругозора учащихся.
Актуальность реализации программы
Программой предусмотрено формирование современного теоретического
уровня знаний, а также практического опыта работы с лабораторным
оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности и применение знаний на бытовом и здоровьесберегающем уровне. Методы
организации образовательной и научно-исследовательской деятельности
предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого
мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений.
Для полного учета потребностей обучающихся в программе используется
дифференцированный подход, что стимулирует обучающегося к увеличению
потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности
и развитию научно-исследовательских навыков. Программа станет востребованной
в первую очередь обучающимися, которые имеют стойкий интерес
и соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного
цикла, естественных наук и технологий.
В настоящее время химическое образование должно обеспечить
учащимся высокую химическую, здоровьесберегающую и бытовую грамотность.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую
деятельность. Таким образом, вовлеченность обучающихся в данную внеурочную
деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны
поиска своих интересов в различных сферах естественно-научных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей.
В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 9
классов.
Программа курса рассчитана на 17 часов, в рамках которых предусмотрены
такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии
на производство, анализ кейсов, встречи с представителями разных профессий,
профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации
педагога .
Программа может быть реализована в течение одного учебного года
с обучающимися 9 классов, в первом или втором полугодии по 1 часу в неделю или в течении учебного года раз в две недели по 1 часу обучения.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, учитывает психологопедагогические особенности данных возрастных категорий. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребенка. Это проявляется в:
− воспитании осознанной правильной мотивации в поведении
и деятельности через формирование системы убеждений, основанных
на конкретных знаниях;
− становлении личности обучающихся как целостной, находящейся
в гармонии с окружающим миром, способной к решению медицинских.химических, экологических проблем;
− приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей
программы воспитания.
Особенности работы педагога по программе
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс внеурочной деятельности, раскрывая потенциал обучающихся,
через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных
формах.
При этом результатом работы педагога в первую очередь является
личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагог может достичь,
увлекая ребенка совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая
занятия ценностным содержанием. Кроме того, программа предусматривает
организацию экскурсий, просмотр фильмов и записей ТВ-программ.
При изучении обучающимися программы педагог основывается
на нескольких основополагающих принципах обучения:
− принцип интегративного подхода к обучению. Этот принцип имеет
первостепенное значение, так как усвоение получаемых знаний по биохимии, медицины и химией, физики и химии.
Кроме того, логика освоения материала
программы предполагает движение от общего к частному и, на новом уровне,
возвращение от частного к общему.
− принцип наглядности;
− принцип доступности;
− принцип осознанности.
Примерная схема проведения занятий по программе может быть такой:
- Объяснение теоретического материала по теме.
- Подготовка к лабораторному или практическому занятию, обсуждение
объектов для практического занятия.
- Проведение практического занятия – основная задача освоение
методологии данного эксперимента.
- Анализ результатов эксперимента
Планируемые результаты
Реализация программы внеурочной деятельности «Химия и медицина» направлена на достижение следующих результатов.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Химия и
медицина»:
1)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
3)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
4)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
7)формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентиро-ванной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Выпускник научится
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвос-
хищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения ис-
следования);
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять спо-собы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или от-
сутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятель-
но определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
Познавательные УУД:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифи-кации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.
Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планиро-вания и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования ин-
формационно-коммуникационных технологий
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения ин-формационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и д
Предметные результаты:
выпускник научится определять:
– формы лекарственных препаратов, их применение и влияние на организм человека, правила хранения лекарственных веществ в быту,
– свойства, применение и правила пользования в домашних условиях иодной настойкой, борной кислоты, растворов перекиси водорода, нашатырного спирта, перманганата калия, свойства ядовитых веществ, правила их хранения и меры оказания первой доврачебной помощи при отравлениях ими,
– элементарные сведения о фармакологической и химической классификациях лекарственных веществ,
-правила техники безопасности при обращении с химическими веществами;
выпускник получит возможность научиться:
– объяснять применение лекарственных веществ, исходя из знаний об их свойствах, — использовать лекарственные вещества в домашних условиях,
-производить расчёты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, оказывать первую доврачебную помощь,
– составлять простейшие уравнения химических реакций, протекающих с изучаемыми лекарственными веществами,
-обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами;
-использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни.
Содержание программы
Введение
Первые шаги химии в медицине. Понятие о фармакологии, иатрохимии, химиотерапии.
Парацельс – основоположник медицинской химии. Клавдий Гален – фармаколог. П. Эрлих – основоположник химиотерапии. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант.
Лекарственные вещества. Классификации лекарственных веществ: фармакологическая, химическая.
Сырьё для получения неорганических, органических лекарственных веществ.
Формы лекарственных препаратов: таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки и др.
Правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях.
Лекарственные травы и их фармакологическое действие.
Лабораторный опыт. Ознакомление с формами лекарственных препаратов.
Тема 1. Самые простые из лекарств
Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Применение растворов перманганата калия в быту, в медицине. Правила хранения. Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия. Пероксид водорода, история открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине: кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство.
Иод: история открытия, строение, физические и химические свойства, применение.
Борная кислота, борный спирт, антисептическая активность. Физиологический раствор. Ляпис. Нашатырный спирт. Гексагидрат хлорида кальция. Гептагидрат сульфата цинка. Активированный уголь.
Лабораторные опыты. «Жидкий хамелеон». Разложение пероксида водорода. Н2О2 – окислитель, восстановитель. Растворение иода в воде, в спирте. Распознавание иодидов. Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём.
Тема 2. Химические элементы и их лечебное действие
Хлор. Кровоостанавливающие средства. Применение хлорида кальция как успокаивающего средства при лечении неврозов, бронхиальной астмы, туберкулеза.
Йод. Лечение глазных болезней. Иодид калия как основа мазей для лечения
грибкового поражения ногтей. Йод в составе белка щитовидной железы, поставляющей
организму гормон – тироксин.
Сера. Изготовление повязок и шин, зубопротезная техника.
Азот. Препараты соединений азота: водный раствор аммиака (10%-й), оксид азота(I) (масочный наркоз в хирургической практике), нитрит натрия (коронарнорасширяющее средство при стенокардии, противоядие при отравлении метгемоглобинобразующими веществами, цианидами).
Фосфор. Применение в зубопротезной практике. Фосфорсодержащие вещества в
скелете, мышцах и нервной ткани, зубной эмали.
Углерод. Карбонаты. Адсорбирующие и нейтрализующие средства. Карбонат
калия как составная часть пилюль
Роль металлов в медицине.
Последствия нарушений химического состава живых организмов. Влияние недостатка и избытка металлов на состояние организма человека. Металлoтерапия – использование комплексных соединений для лечения болезней.
Ядовитое действие химических веществ на организм. Первая помощь при отравлении химическими реактивами.
Тема 3. Органические вещества
Понятие об органических веществах, отличие от неорганических. Аспирин, физические свойства, история получения, применение. Фталазол. Хинин. Антибиотики.
Практическая работа. Распознавание лекарственных веществ.
Лабораторные опыты. Растворение в воде аспирина. Определение салициловой и уксусной кислот.
Тема 4. Болезни химической зависимости, профилактика и лечение
Алкоголь. Табак (никотин).
Наркотические вещества (марихуана, кокаин, опиаты, психокинетические средства, летучие вещества). Действие на организм, отдаленные эффекты действия, профилактика и лечение
Болезнь XXI века – аллергия
Химия на службе у онкологов
Тема 5. Методы расчета в фармакологической химии
Правила приготовления растворов. Правила взвешивания твердых веществ.
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества. Определение объемов растворов с помощью мерной посуды.
Практическая работа. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей
Решение задач на концентрации растворов, смеси.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | |
Введение | 3 | |||
1 | Введение
Основоположники медицинской химии. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант. |
1 | Первые шаги химии в медицине. Понятие о фармакологии, иатрохимии, химиотерапии.
Парацельс – основоположник медицинской химии. Клавдий Гален – фармаколог. П. Эрлих – основоположник химиотерапии. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант. |
Выбор исследовательских проектов
Беседа. Сообщения учащихся. Просмотр фильма о профессиях |
2 | Лекарственные вещества. Классификации лекарственных веществ:
Правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях. |
1 | Лекарственные вещества. Классификации лекарственных веществ: фармакологическая, химическая.
Сырьё для получения неорганических, органических лекарственных веществ. Правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях. Лекарственные травы и их фармакологическое действие |
Беседа. Сообщения учащихся. Игра по правилам хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях. |
3 | Лекарственные травы и их фармакологическое действие.
Формы лекарственных препаратов. |
1 | Формы лекарственных препаратов: таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки и др.
Лекарственные травы и их фармакологическое действие. Формы лекарственных препаратов. |
|
Лабораторная работа. Ознакомление с формами лекарственных препаратов. | ||||
Тема 1.Самые простые из лекарств | 3 | |||
4 | Домашняя аптечка. Перманганат калия. Пероксид водорода.
Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине. |
1 | Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Применение растворов перманганата калия в быту, в медицине. Правила хранения. Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия. Пероксид водорода, история открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине: кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство. | Рассказ, меры первой помощи при отравлении концентрированным. раствором перманганата калия.
Лекция с элементами беседы. Лабораторные опыты. «Жидкий хамелеон». Разложение пероксида водорода. Н2О2 – окислитель, восстановитель. |
5 | Иод. Строение, физические и химические свойства,
Лечение глазных болезней. |
1 | Иод: история открытия, строение, физические и химические свойства, применение. Растворение иода в воде, в спирте. Йод. Лечение глазных болезней. Иодид калия как основа мазей для лечения
грибкового поражения ногтей. Йод в составе белка щитовидной железы, поставляющей организму гормон – тироксин. |
Лабораторная работа. Растворение иода в воде и спирте. Распознавание иодидов. |
6 | Борная кислота. Борный спирт, антисептическая активность. Физиологический раствор. Ляпис.
Нашатырный спирт. Активированный уголь. |
1 | Борная кислота, борный спирт, антисептическая активность. Физиологический раствор. Ляпис. Нашатырный спирт. Гексагидрат хлорида кальция. Гептагидрат сульфата цинка. Активированный уголь.
Растворение иода в воде, в спирте. Распознавание иодидов. Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём. |
Сообщения учащихся.
Лабораторная работа. Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём. |
Тема 2.Химические элементы и их лечебное действие. | 4 | |||
7 | Хлор. Кровоостанавливающие средства. Применение хлорида кальция
Сера. Изготовление повязок и шин, зубопротезная техника. |
1 | Хлор. Кровоостанавливающие средства. Применение хлорида кальция как успокаивающего средства при лечении неврозов, бронхиальной астмы, туберкулеза.
Сера. Изготовление повязок и шин, зубопротезная техника. |
Игра. Сообщения учащихся. |
8 | Азот. Препараты соединений азота. Нитрит натрия (коронарно-
расширяющее средство при стенокардии, противоядие при отравлении метгемоглобинобразующими веществами, цианидами). |
1 | Азот. Препараты соединений азота: водный раствор аммиака (10%-й), оксид азота(I) (масочный наркоз в хирургической практике), нитрит натрия (коронарнорасширяющее средство при стенокардии, противоядие при отравлении метгемоглобинобразующими веществами, цианидами). | Презентация. |
9 | Фосфор. Применение в зубопротезной практике. Фосфорсодержащие вещества в скелете, мышцах и нервной ткани, зубной эмали. | 1 | Фосфор. Применение в зубопротезной практике. Фосфорсодержащие вещества в
скелете, мышцах и нервной ткани, зубной эмали. |
Беседа. Сообщения учащихся. |
10 | Углерод. Карбонаты.
Роль металлов в медицине. Ядовитое действие химических веществ на организм. Первая помощь при отравлении химическими реактивами |
Беседа. Сообщения учащихся. | ||
1 | Углерод. Карбонаты. Адсорбирующие и нейтрализующие средства. Карбонат
калия как составная часть пилюль Роль металлов в медицине. Последствия нарушений химического состава живых организмов. Влияние недостатка и избытка металлов на состояние организма человека. Металлoтерапия – использование комплексных соединений для лечения болезней. Ядовитое действие химических веществ на организм. Первая помощь при отравлении химическими реактивами. |
|||
Тема 3. Органические вещества | 3 | |||
11 | Понятие об органических веществах, отличие от неорганических. Аспирин. Фталазол. Хинин
Антибиотики. |
Понятие об органических веществах, отличие от неорганических. Аспирин, физические свойства, история получения, применение. Фталазол. Хинин. Антибиотики.
Практическая работа. Распознавание лекарственных веществ. Лабораторные опыты. Растворение в воде аспирина. Определение салициловой и уксусной кислот. |
Лекция с элементами беседы
Лабораторная работа. Растворение в воде аспирина, фталазола. Презентация, лекция. |
|
1 | ||||
12 | Практическая работа №2. Распознавание лекарственных веществ. | 1 | Практическая работа. Распознавание лекарственных веществ | Практическая работа. |
13 | Яды. Классификация. Токсичность органических растворителей. Правила хранения ядов в быту.Полимеры в медицине | 1 | Ядовитое действие химических веществ на организм. Первая помощь при отравлении химическими реактивами. | Семинар, сообщения, демонстрационный опыт. |
Тема 4.Болезни химической зависимости, профилактика и лечение | 1 | |||
14 | Алкоголь. Табак (никотин).
Наркотические вещества Действие на организм, отдаленные эффекты действия, профилактика и лечение Болезнь XXI века – аллергия Химия на службе у онкологов |
1 | Алкоголь. Табак (никотин).
Наркотические вещества (марихуана, кокаин, опиаты, психокинетические средства, летучие вещества). Действие на организм, отдаленные эффекты действия, профилактика и лечение Болезнь XXI века – аллергия Химия на службе у онкологов |
Видеофильм о вреде наркотически,.алкогольных и табачных изделий на организм человека . Сообщения учащихся. |
Тема 5. Методы расчета в фармакологической химии | 3 | |||
15 | Правила приготовления растворов. Правила взвешивания твердых веществ.
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Решение задач на концентрации растворов, смеси. |
1 | Правила приготовления растворов. Правила взвешивания твердых веществ.
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Решение задач на концентрации растворов, смеси. |
Практическое занятие. Решение задач. |
16 | Расчет и приготовление раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества |
1 | Практическая работа. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей
Решение задач на концентрации растворов, смеси.. Расчет и приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества |
Практическая работа. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей. |
17 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов. Защита проектов. | Урок – конференция . Защита проектов. |
Литература и электронные ресурсы:
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 2002.
- Глушенков В.В.Фармацевтическая химия. М.: Академия, 2005.
- Грандберг И.И. Органическая химия. М.: Дрофа, 2010..
- Николаева М.В. “Путешествие в мир фармакологии”. Химия (ИД “Первое сентября”), 2011.
- Штремплер Г.И. “Введение в фармацевтическую химию”. М.: Дрофа, 2006.
- Юрина А.А. “Химия и медицина”. М.: Дрофа, 2012.
- Медико-санитарная подготовка учащихся. Под ред. П.А.Курцева. М.: Просвещение, 2002.
- Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. Лекарственные растения. Л.: Лениздат, 2006
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2010.
- Учебно-методический комплекс по первой помощи https://allfirstaid.ru/node/875 https://mednet.ru/pervaya-pomoshh