Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ТНР в школе.
Подготовила : учитель – логопед МБОУ СОШ №1 им. Б.А. Прозорова г. Никольска Пензенской обл. Старова Е.Ю.
Введение
Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это группа стойких специфических отклонений в развитии речевой функции, которые наблюдаются у детей при сохранном физическом слухе и интеллектуальном развитии. К ТНР относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию при общем недоразвитии речи, заикание.
Причины тяжелых нарушений речи
Причины возникновения тяжелых нарушений речи различны.
Различают внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы, которые влияют на организм ребенка и могут вызывать речевые отклонения.
Внутренние (эндогенные) факторы:
- Внутриутробная патология:
- Гипоксия плода, которая может быть вызвана нарушением кровообращения плаценты, недостаточной сердечной деятельностью плода, различными заболеваниями матери.
- Инфекционные заболевания у матери во время беременности (корь, краснуха, скарлатина, грипп, герпес, ВИЧ).
- Травмы матери во время беременности — удары, падения.
- Резус-конфликт, который возникает у беременной женщины с отрицательным резус-фактором при положительном резус-факторе у плода.
- Родовая травма или асфиксия могут привести к внутричерепному кровоизлиянию и нарушению иннервации речевого аппарата.
- Курение, употребление алкоголя или наркотических веществ матерью во время беременности или кормления ребенка могут вызвать гипоксию плода или быть причиной развития различных заболеваний у ребенка.
- Неустойчивое психическое состояние матери – депрессия, тревожность и другие психические расстройства негативно влияют на здоровье матери и ее образ жизни, что, в свою очередь, негативно сказывается на здоровье ребенка.
- Наследственная предрасположенность – при наличии речевых нарушений у кого-то из родителей риск развития речевых нарушений у ребенка повышается.
- Заболевания ребенка в первые годы жизни (например, отит, пневмония, нейроинфекции), а также травмы головы, как правило приводят к речевой патологии в дальнейшем.
Внешние (экзогенные) факторы:
- Неблагоприятные социально-бытовые условия. Отсутствие эмоционального контакта с ребенком, изоляция от социальных контактов, неблагополучный климат в семье – часто приводят к тяжелой речевой патологии.
- Дефицит речевого общения или неблагоприятное речевое окружение ребенка (отсутствие полноценного речевого климата, речевая изоляция, наличие членов семьи с проблемам в речи) не дают возможности полноценного формирования и развития речевой функции.
- Стрессовые ситуации могут быть причиной психологических нарушений, которые ведут к проблемам с речью у ребенка.
Особенности работы с детьми с ТНР
Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) требует особого подхода, который различается в зависимости от возраста конкретного ребенка. Например, специфика работы с дошкольниками с ТНР заключается в том, что у детей этого возраста очень быстро развивается речь, поэтому важно как можно раньше диагностировать ТНР, чтобы начать своевременную коррекцию и помочь ребенку в его речевом развитии.
Работа со школьниками с ТНР также имеет свои особенности, поскольку в этом возрасте формируется учебная деятельность. При работе с детьми младшего школьного возраста с ТНР необходимо использовать методы, ориентированные на обучение их чтению и письму. Кроме того, важно учитывать такие особенности данной возрастной группы, как стремление к самостоятельности и формирование социальных связей.
Работа с детьми с ТНР должна быть комплексной и многосторонней, включая не только коррекцию речи, но и психологическую поддержку, работу с родителями и применение современных методик в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов образования (ФГОС) для детей с ТНР.
При работе с данной категорией учащихся нужно принимать во внимание психологические особенности детей с ТНР. Такие дети могут испытывать чувство неполноценности, неуверенности в себе и страха перед общением, что может привести к их социальной изоляции. Поэтому в работе с детьми с ТНР очень важно учитывать их эмоциональное состояние, помогать им развивать чувство уверенности в себе и умение общаться со сверстниками и взрослыми. Это поможет ребенку успешно интегрироваться в общество и достигнуть успехов в учебе.
Одновременно с этим дети с ТНР нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий, таких как: соблюдение режима дня, водные процедуры, физиотерапия, физическое воспитание, массаж, лечебная гимнастика, ритмика. Важное значение имеет развитие двигательных функций и преодоление даже нерезко выраженных двигательных расстройств. Ведь ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.
Методики для детей с ТНР
Существуют различные методики работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), в зависимости от их индивидуальных особенностей. Одна из самых распространенных — комплексная программа развития речи, которая включает в себя различные упражнения на развитие фонематического слуха, артикуляционных навыков, лексико-грамматических умений и постановки речевого дыхания. Важными компонентами комплексной программы являются не только логопедические занятия с ребенком, но и работа психолога, социального педагога, создание благоприятного речевого и психологического климата в процессе обучения, а также использование медикаментозной терапии.
Кроме того, при коррекции ТНР используют игровые методы, которые направлены на развитие мелкой моторики, что также способствует развитию речевую функцию ребенка. Например, игры с мячом, глиной, песком или конструктором, различные сенсорные игры.
Методики работы с детьми с ТНР должны учитывать все особенности того или иного вида ТНР у ребенка, только тогда их использование позволит достигнуть наилучших результатов при коррекции ТНР и обеспечить полноценное развитие ребенка.
Направления коррекционной работы с детьми с ТНР
– Развитие слухового восприятия. Включает в себя расширение рамок слухового восприятия, развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания и памяти.
– Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. Включает в себя развитие мелкой моторики рук, глазодвигательных ощущений, формирование представлений о схемах лица и тела, развитие подвижности речевой мускулатуры.
– Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. Работа направлена на активизацию ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого), побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
– Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза. Работа включает в себя формирование поисковой деятельности, расширения поля зрения: выработка переключаемости, устойчивости, увеличения объема зрительного внимания и памяти, анализ зрительного образа.
– Развитие дыхания и голоса. Включает в себя увеличение объема дыхания, развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации, стимуляция мышц гортани, активизация целенаправленного ротового выдоха и знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса.
– Развитие чувства ритма. Направлена на формирование ритмикоинтонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного и зрительного). Знакомство с интонационными характеристиками гласных звуков А,О,У,И.
– Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Данная работа направлена на развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков на звукоподражании, которые имитируют неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц, голоса животных и т.п. Работа над семантикой слова, стимулирование простых видов коммуникативной речи. В младших классах у таких детей, как правило, устраняются нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, несформированность многих психических функций, расстройства праксиса и гнозиса, которые обеспечивают восприятие пространства и времени, несформированность анализа, синтеза, языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, нарушения формирования фонетико-фонематического и лексикограмматического строя речи) приводят к нарушениям чтения и письма.
Особенности логопедической работы с детьми с ТНР.
- Ведущим нарушением у школьников с тяжёлым нарушением речи, является недоразвитие познавательной деятельности. Весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения, большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. В процессе дифференциации звуков необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звуков в слове.
- С учётом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться над речевой системой в целом. Следовательно, на логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексикограмматической стороны речи. При этом отрабатывается анализ структуры предложения.
- В процессе логопедической работы необходим постепенный, последовательный переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти организации действия во внутреннем плане. На данном этапе дифференциация звуков идёт без материальных и речевых опор, только по представлению.
- Максимальное включение анализаторов, использование разнообразной наглядности – это зрительное восприятие артикуляции, кинестетические ощущения от движения кисти руки, опора на кинестетические ощущения языка, губ. Использование зондов, шпателя, различных схем, разрезных азбук.
- Дифференцированный подход к обучению данной категории детей предполагает учет особенностей ВНД: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенности моторного развития, учет структуры речевого нарушения, индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном процессе.
- Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
- Характерной особенностью логопедической работы с детьми с ТНР является частая повторяемость упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, дозировка заданий, частая смена деятельности.
- Специфика познавательной деятельности таких детей обуславливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем на более сложном. Необходимо ясное понимание ребенком цели занятия – они должны быть изложены конкретно, в доступной форме.
- Несформированность контроля, слабость волевых процессов этих детей обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя, т.е. закрепление правильных речевых навыков осуществляется и на уроках, и во внеурочное время.
Таким образом, при грамотно построенном образовательном маршруте, коррекционная работа с детьми с ТНР можно достигнуть высоких результатов не только в речевой, но и в познавательной деятельности.