ЭССЕ “Высокое звание – учитель”
ФИО: Усинская Ольга Михайловна,
учитель начальных классов,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14», г. Балашиха
Американский историк культуры, публицист, педагог, Жак Барзэн в своих трудах писал, что «учительство – это не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция». Такая точка зрения бытует среди многих педагогов. По их мнению, в первую очередь с неуважением приходится сталкиваться при общении с родителями учеников.
Но что такое уважение? Что мы понимаем под этим понятием? Толковый словарь С. И. Ожегова дает нам такое определение: «уважение – это почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств». Следовательно, когда учитель говорит о проявлении неуважения к себе, он имеет в виду принижение его личностных качеств и профессиональных компетенций. И действительно, всё большее количество родителей считают, что они лучше разбираются в педагогике, знают особенности развития детей, знакомы с современными этапами урока, и вообще, могут лучше обучить и воспитать ребёнка, было бы у них время. У многих это время находится, и они с радостью переходят на семейное обучение.
Почему это происходит? Мы живет в стремительно развивающемся мире. Добыть какую-либо информацию не составляет труда, необходимо просто набрать поисковой запрос в сети Интернет, и мы тут же увидим все возможные списки методов, приёмов обучения и воспитания, онлайн-уроки с объяснением материала и тому подобное. Казалось бы, для чего вообще школа, преподаватели, если можно изучить всю необходимую информацию и передать её ребёнку. Зачастую родители, повинуясь своим амбициям, лишают ребёнка общения, навязывают ему нелюбимое занятие, пытаются заставить его работать в угодном им направлении, заглушая его истинные способности и задатки в чём-либо другом. В качестве примера можно привести художественный фильм «Звёздочки на земле». Маленький мальчик немного отличается от своих сверстников тем, что учёба даётся ему с трудом. Родители, ослеплённые общими стандартами успешности человека, считают, что их ребёнок просто-напросто ленится, не желает учится. Непонимание и одиночество губит ребёнка, но однажды на его пути встречается учитель, который видит корень его проблемы. Преподаватель распознает у мальчика симптомы дислексии и понимает, что ученик видит наш мир совершенно по-другому и отражает свое видение в замечательных картинах. Педагог помогает мальчику развить свой талант и меняет отношение окружающих, в том числе и родителей, к нему. Данный фильм тронул меня до глубины души. Он показал мне истинное предназначение учительства.
Я, ещё будучи студенткой последнего курса, проходила педагогическую практику в школе. Сама я не сталкивалась с проблемой неуважения и недоверия к учителю, но рассказы моих более опытных коллег заставили меня задуматься о правильности выбора своей профессии. Если родители сомневаются в профессиональной подготовке учителей с огромным стажем работы, то что будет, когда они, зайдя в класс, увидят меня, учителя, недавно закончившего университет.
Почему я не остановилась? Что определило мой выбор? Эти вопросы я задаю себе сейчас, проработав в школе почти 2 года. Когда я была на перепутье, один учитель мне посоветовал попробовать пройти через все трудности преподавания самой, окунуться в этот мир. И я нисколько не пожалела о своем выборе.
Трудности бывают в каждой профессии: продавцу может нахамить покупатель, у бухгалтера могут не сойтись цифры в отчётах, у водителя сломаться автомобиль. И только учительство, одна из не многих профессий, где можно получить моральное удовлетворение от побед своих учеников, испытать чувство радости, увидев неподдельный интерес в глазах детей.
Но как быть с утратой уважения к профессии учителя? Для меня ответ таков: необходимо в первую очередь постоянно самосовершенствоваться, развиваться, расти в профессиональном смысле. Симон Львович Соловейчик в своих трудах определил, что «педагог – это человек, у которого в голове и светло – потому что он учитель, и темно – потому что он ученик, и только понимая эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребенка к свету». Помимо этого необходимо быть увереннее в себе, ведь даже если учитель в совершенстве владеет определённым запасом знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, но сомневается в своих возможностях, это несомненно чувствуется и даёт многим почву для подозрений, неучтивости, а в некоторых случаях, и проявления дерзости.
Только в наших силах изменить современное отношение к учительству. Мы обучаем и воспитываем детей. А дети – это наше будущее. И наша задача сделать так, чтобы в своё время они вспомнили образ честного, справедливого, понимающего и достойного учителя, и ничто не смогло изменить их мнения.