МАДОУ ЦРР детский сад «Чебурашка»
ПРОЕКТ
Создание развивающей предметно-пространственной среды
в соответствии с ФГОС ДО
Тематическая прогулочная веранда группы «Капелька»
«ДЖУНГЛИ»
Подготовила воспитатель:
Литвиненко А.Н.
Пгт. Междуреченский 2024г
Название проекта: Джунгли
Руководитель проекта: Литвиненко А.Н.
Продукт проекта: благоустройство участка и веранды группы с 1,5 до 3 лет
Тип проекта: практико – ориентированный
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь-июль 2024 года)
Участники: воспитатель, родители, дети
Основание для разработки проекта:
Желание изменить уже сложившуюся среду прогулочной веранды, участка группы «Капелька», создать индивидуальный облик, соответствующий ФГОС ДО, интересный детям, позволяющий более интересно организовывать свободную деятельность детей в детском саду.
Актуальность:
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Предметно-пространственная среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды (и шире –общей культурной среды). Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования воспитательно – образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС), так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.
Цель: создание эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на участке детского сада.
Задачи:
- Оборудовать участок дошкольной группы в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия;
- Развивать любознательность, самостоятельность и инициативность каждого ребенка;
- Формировать общую культуру личности ребенка, в том числе его социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества;
- Формировать основы познавательного, бережного и созидательного отношения к окружающему миру.
- Улучшить художественное оформление участка и веранды группы.
- Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.
Принцип работы над проектом:
Создавая проект, я опиралась на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории участка; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся зеленых насаждений.
Способы, методы и приемы работы над проектом:
– Создание в детском саду условий для познавательного развития детей: развивающей среды прогулочного участка.
– Создание условий для труда детей и взрослых на участке детского сада.
– Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений на участке.
– Экологическое воспитание и познавательное развитие в непосредственно образовательной деятельности, во время прогулок.
– Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.
– Использование предметно-пространственной среды участка для обеспечения различных видов деятельности детей: сюжетных, дидактических и подвижных игр.
Оценка и анализ РППС группового помещения, определение дефицитарных областей.
Оценка и анализ РППС прогулочного участка (веранда)
группы «Капелька» на 01.06.2024г. |
|||
Решение по образовательным областям |
ОО |
Центры активности |
Уголки/ игровые поля |
Создано в соответствии с образовательными потребностями
|
РР | Центр книги
|
Никак не обозначен, книги по необходимости выносятся из группы воспитателем. |
ПР
|
1. Центр воды и песка
2. Центр «сенсорики» 3. Центр конструирования |
Столы и лавочки (ванночки с водой, формочки, ведерки, конструкторы и тд. выносятся не посредственно перед прогулкой) | |
СКР
|
1. Центр игры
2. Уголок уединения 3.Центр творчества |
Стол и лавочка
(куклы одетые по сезону, коляски машинки разных размеров выносятся не посредственно перед прогулкой ) Стол, лавочка и все для творчества. |
|
ФР
|
1.Центр двигательной активности | Подготовить на пол игру «ТОПОТУШКИ», и выносной материал (мячи, обручи, дорожки здоровья…) | |
Х-ЭР | 1. Центр музыки
2. Центр Театра |
Никак не представлен | |
Дефицитарные области
|
РР | Центр книги
|
Никак не обозначен, книги, картинки по темам по необходимости выносятся из группы воспитателем. |
ПР | 1. Центр воды и песка
2. Центр «сенсорики» 3. Центр конструирования |
Заменить песок, покрасить песочницу, принести столы и лавочки для размещения на нем пирамидки, кубы-вкладыши и прочий (выносной )материал, который меняется каждый день. Создать мелованные доски и закрепить их на стене веранды, приготовить цветно мел. | |
СКР | 1. Центр игры
2. Уголок уединения 3.Центр творчества |
Никак не обозначен. Для мальчиков брать машинки и тд., для девочек кукол, коляски и тд. Пользоваться выносным материал, для удобства мытья каждый день.
Размещать на стены веранды аппликации детей . |
|
ФР | 1.Центр двигательной активности | Приклеить на пол игру«ТОПОТУШКИ», вынести игру кольцеброс, | |
Х-ЭР | 1. Центр музыки
2. Центр Театра |
Никак не обозначен. Пользоваться выносным материалом по задуманным темам и играм. |
Учет возрастных особенностей детей.
Характеристика группы: группу раннего развития «Капелька» посещают дети от 1,6 -2 лет, и с 2-3 лет.
При организации РППС воспитатели прежде всего учитывают возрастные потребности детей и содержание Программы.
Разнообразие: наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами.
Доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития.
Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия): среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребенку проявить свои эмоции.
Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности: построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность – это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом.
Взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов одной зоны и другой. Удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст – возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребенка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами.5
Развивающее пространство для малышей 1,6-3-х лет в первую очередь должно быть безопасно. Мебель– без острых углов, изготовленная из натуральных и нетоксичных материалов. Безопасность предметно-развивающей среды обеспечивается и грамотным расположением игр и игрушек, в первую очередь они должны быть расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место по завершении игры. В нашем случае мы пользуемся только выносным материалом в целях безопасности. На веранде остается только мебель которая обрабатывается непосредственно перед прогулкой малышей.
На веранде группы раннего возраста можно создать следующие зоны предметно-развивающей среды:
-физического развития; -сюжетных игр; строительных игр; -игр с транспортом; -игр с природным материалом (песком, водой);- творчества; -музыкальных занятий; -чтения и рассматривания иллюстраций;
-релаксации.
При проектировании предметно-развивающего пространства в группах раннего возраста важно помнить о необходимости его динамичности. Выделенные зоны должны иметь возможность объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей.
Так нам рекомендует Рабочая программа, а педагог Федосеева Е.М. в журнале «Наука и образование» предлагает для раннего возраста 6 зон: сенсорно-познавательную, природоведческую, двигательной активности и подвижных игр, для игр с песком и водой, зона отдыха и релаксации.
Обозначение направленности игровыхполей (центров, секторов)
В создании РППС прогулочного участка предлагаю руководствоваться этими шестью зонами.
Зона творчества- Стены веранды мы будем использовать для оформления в стиле «Джунгли» с животными Африки (с познавательно-развлекательной целью). и все творческие работы по теме мы будем размещать на стены. Родители воспитанников, являясь полноправными участниками педагогического процесса, также могут внести свой вклад в организацию развивающего пространства. Планирую использовать переносную чудо –коробочку с красками, карандашами , мело , листочками и тд.
Также на стену веранды мы создадим мелованные доски в виде капли, для рисования мелом, и закрепим ее на стену на удобной высоте для ребенка.
Зона сенсорно-познавательного развития. Планирую использовать переносные материалы ( кинетический песок с формочками, попыты и игры вкладыши, пирамидки, бизибордики и тд. Наряду с развитием познавательной сферы, при помощи «развивающей бизибордов» у ребенка активно формируются личностные структуры. Действуя с предметами, ребенок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Кроме того, дети социализируются, развиваются коммуникативные качества.
Зона двигательной активности. Особенностью детей раннего возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется на прогулке. Они увлеченно бегают, прыгают, много времени ходят. Хочу разместить на полу веранды игру ТОПОТУШКИ, игра на внимательность, активность.
Хотелось бы установить также приобрести футбольные ворота.
Для развития двигательной активности, совершенствования ходьбы у нас много игрушек: мячи, коляски для кукол, каталки, качалки, машинки на веревочках.
Зона отдыха и релаксации. Будет представлена шатром, в него планируем сшить клеенчатый коврик, чтобы детям не снимать обувь, а взрослым легко обрабатывать.
Природоведческая зона. В этой зоне хотелось организовать цветник, но из – за маленького возраста мы с детьми будем наблюдать за клумбами которые находятся рядом ,как взрослые ухаживают за ними и даже сами вместе с воспитателем, взяв маленькие леечки полить кусты находящиеся на нашем участке. Здесь же дети получат первые уроки экологических знаний: нельзя рвать цветы, но можно нюхать, любоваться. Чтобы цветы росли, их нужно поливать и тд. Центр воды и песка отлично представлен на участке. В жаркие дни можно организовать игры с водой. Песочница на участке очень важный объект для развития познавательной сферы в процессе практических предметных действий. В этом возрасте, по наблюдениям взрослых, не менее 60% своего времени от прогулки дети проводят, играя с песком. Песочница- это огромный простор для фантазии и придумывания игр. Эта зона помогает воспитателя решить важнейшую задачу в развитии ребенка- это самостоятельная игра с элементарным экспериментированием.
В следующем году можно добавить на веранду стеллажи и уже зонировать веранду, оформим ширму для сюжетно-ролевой игры и многое другое .
Подведем итог, при создании дизайн-проекта РППС прогулочного участка я учитывала возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, такие как потребность в движении, в действиях с предметами, ситуативность поведения. А в будущем, всё образовательное пространство веранды должно помогать активизировать речь у детей, развивать самостоятельность детей.
Перечень материалов и пособий, которые можно внести из группы раннего возраста на веранду.
О.О. «Речевое развитие».
Центр активности | Содержание |
Центр книги | Художественная литература (произведения фольклора, русские народные сказки, произведения русской и народной классики) |
Иллюстрации к сказкам | |
Картины для рассматривания | |
Предметные картинки: одежда, животные, мебель, игрушки, посуда |
О.О. «Познавательное развитие».
Центр воды и песка | Набор игрушек для игр с песком и водой: формочки, совочки, грабли, удочка, рыбки, лодочки, лягушки, ведерки, сачок. |
Центр сенсорно-познавательного развития | Набор «Магнитная рыбалка» |
Игрушки со шнуровками, пуговицами, липучками | |
Сенсорный стол | |
Матрешки различных величин | |
Кубы-вкладыши | |
Макет «Домашние животные» |
О.О. Социально-коммуникативное развитие.
Центр активности | Содержание |
Центр игры | Коляски для кукол |
Куклы | |
Набор кукольной посуды | |
Игровой модуль «Кухня» | |
Кукольные кроватки | |
Комплекты постельного белья | |
Машины | |
Овощи | |
Фрукты | |
Телефон | |
Контейнер с заместителями | |
Игрушки резиновые | |
Крупный конструктор | |
Центр конструирования | Домик или шатер |
Центр уединения |
О.О. Художетсвенно-эстетическое развитие.
Центр активности | Содержание |
Центр музыки | Барабан
Колокольчики Бубен Баночки – шумелки Неозвученные игрушки-самоделки: плоскостная балалайка, гармошка Погремушки Звуковые игрушки каталки |
Центр театра | Ширма
Мольберт Магнитофон Набор театров «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» Маски |
О.О. Физическое развитие.
Центр активности | Содержание |
Центр двигательной активности | Мячи разных размеров |
Кегли | |
Мешочки для равновесия | |
Платочки | |
Ленточки | |
Погремушки | |
Флажки | |
Массажные коврики, дорожки. | |
Обручи для подлезания | |
Кольцеброс | |
Маски для проведения подвижных игр | |
Каталки | |
Кубики пластмассовые | |
Дорожка массажная короткая | |
Качалка | |
Бассейн | |
Велосипеды |
Создание арт – карты.
Вся территория прогулочного участка должна быть яркой, привлекательной для ребенка раннего возраста, но в то же время, должна соответствовать эстетическим требованиям. Поэтому все стационарные постройки красятся в разнообразные яркие, насыщенные цвета. Яркий участок не только сам по себе вызывает у детей интерес, желание идти на прогулку, но и развивает цветовосприятие. Например, раскраска игрового комплекса с песочницей и машинкой по основным цветам: красный, желтый, зеленый, синий.
Работа с родителями.
Конечно, как обойтись без помощи родителей воспитанников, реализуя данный проект
-заменить старый песок в песочнице на новый;
-обновить «дорожку здоровья»;
Ожидаемые результаты:
– Оснащение игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры, создание условий для отдыха, для физического развития;
– Создание тематических центров;
– Создание пространственной среды для комфортных условий развития личности ребенка;
– Создание своего «образа» «веранды -Джунгли»;
– Активизация творческого потенциала педагогов и родителей (законных представителей);
– Совместная деятельность детей, педагогов, родителей (законных представителей):
- создание условий для отдыха, занятий спортом, игр и экспериментирования детей;
- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
- привлечение родителей (законных представителей), общественности к благоустройству территории;
- удовлетворенность использования пространственной среды дошкольного учреждения со стороны воспитанников, родителей (законных представителей);
- создание своего “образа” территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне.
План реализации:
1 этап – подготовительный (июнь 2024 г.)
– Изучение научно-методической литературы;
– Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
– Составление карты – схемы создания участка;
– Обсуждение с родителями дизайн по благоустройству участка;
– Привлечение родителей к оформлению участка;
– Постановка целей и задач;
– Сбор (закупка) необходимого материала для изготовления украшений для веранды;
– Разработка проекта.
2 этап – основной (июнь – июль 2024г.)
– Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей;
– Заполнение песочницы песком;
– Реставрация машинки;
– Мытье скамеечек и лавочек на участке;
– Установка столов и модульных лавочек на веранде;
– Создание уголка для сенсорного развития детей на прогулке с выносным материалом;
– Покраска уже созданных построек;
– Создание мелованных досок в виде капель;
– Эстетическое оформление прогулочной беседки работами детей;
3 этап – заключительный (июль 2024 г.)
– Увлекательное путешествие по участку детского сада;
– Презентация участка.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
– уборка территории участка и веранды;
– заполнение песочницы песком;
-создание и крепление мелованных досок на веранде.
– покраска сооружений;
– реконструкция машинки;
– украшение веранды;
– вынос столов и модульных скамеек;
– подготовка выносного материала для игр;
– участие в конкурсе участков.
Результаты работы данного проекта оказывают как опосредованное, так и прямое влияние на качество, и уровень развития ребенка, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Проект благоустройства решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Оборудованная территория участка позволит вести системную физкультурно- оздоровительную и воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, спортивных досугов, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада.