Семенова Саргылана Ивановна
Преподаватель по классу балалайки
Республика Саха (Якутия) г. Вилюйск МБУ ДО «Вилюйская ДШИ им. М.Н. Жиркова»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163137
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Интегрированный урок по ансамблю (балалайка, домра)
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163137


Интегрированный открытый урок по предмету «Ансамбль»

Смешанная группа (домра, балалайка)

преподаватели: Семенова С.И., Степанова Л.Ю.

 

Тема урока: «Достижение единства ансамблевого исполнения» на примере разучивания «Песня Марфы» М.Н. Жиркова.

 

Цель: Единство ансамблевого исполнения;

Развитие музыкальных способностей;

Применять знания, умения и навыки игры на инструменте;

Подготовка к концертной деятельности.

 

Задачи: Обучающие – Добиваться синхронности метроритма, артикуляции и соблюдение штрихов;

Работа над единым темпом, умением слушать друг друга;

Закрепление навыков чтения с листа;

Умение общаться в процессе совместного музицирования.

Развивающие – Развить наглядно-образное мышление, развить интерес к музыке, привить навыки умения слушать свое исполнение со стороны и исправлять замеченные недостатки.

Развитие музыкального кругозора

Воспитательные – воспитать эмоциональную отзывчивость, любовь к народному искусству. Приобщение учащихся к национальной культуре и истории своего народа. Нравственное воспитание обучающихся, развитие патриотических чувств.

 

Материально-техническое оснащение урока: Классная комната для групповых занятий, Инструменты (домры, балалайки, фортепиано), пюпитры, нотные пособия, наглядности.

 

Тип урока: Изучение новой темы, комбинированный 

Методы обучения

  • Словесный (беседа, объяснение нового материала);
  • Наглядные (личный показ преподавателей на инструментах);
  • Практические (демонстрирование штрихов на  инструментах, исполнение музыкального произведения);
  • Метод прослушивания и анализа

Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность. 

 

Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа.

 

План урока:

  1. Организационный этап 
  2. Основная тема урока (теоретическая, практическая)
  3. Заключительный этап (подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание)

 

Ход урока

  1. Организационный этап – вступительное слово, знакомство с участниками открытого урока, подготовка дидактических материалов.

Задача преподавателя – подготовить ученика психологически к открытому уроку. Создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, озвучить план урока, настроить ученика на активную работу. 

Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, самостоятельная настройка инструмента под  фортепиано, принятие удобной правильной посадки.

  1. Основной этап

Сегодня начинаем урок ансамбля. 

Слово АНСАМБЛЬ –  с французского означает совместное исполнение. Ансамбли могут бать вокальными и инструментальными. 

Сообщение о М.Н. Жиркове, с наводящими вопросами.

Содержание «Песня Марфы» 

 

Күөрэгэйдиир ыллыыта

Куннэриктиир тыхсыыта

Көрүлүү-ыллыы испитим

Көгэл-нусхалхаампытым

Сэдир, сибэкки симэхтээх

Сыһыы устун барбытым

Онно дырылыыр ырыалаах

Тыраахтары көрбүтүм

Туйгун-туйгун тыраахтарым

Тоҥнуур буору алдьатыый,

Үтүө-утүө тыраахтарым

Үүнээйини үрдэтиий

Я одна по полю шла,

На земле весна была.

Алым золотом горя,

Встала ранняя заря

И внимала ширь полей

Песне девичьей моей.

Вдруг в дали раздался звук

В нем мой голос потонул

Мощный трактор, конь стальной

В поле шел передо мной.

Землю мерзлую ломал,

И все ярче день сиял. 

 

Спросить о чем рассказывается в песне (восхваляется труд человека, красоты природы….)

 

Характер песни –  торжественный и величественный. Исполняется не спеша.

(играем ярко, четко). Песня построена в вариационной форме, в каждом инструменте слышится основная тема.

 

Показ исполнения песни на инструментах преподавателями.

 

Практическая работа над 1 цифрой – партии играть в отдельности (домра, балалайки), Совместная игра учащихся и преподавателей с звукоизвлечением, штрихами, приемами  (удары вниз-верх, бряцание). следить за метроритмом. Работа над фразировкой

 

Заключительный этап: Закрепление навыков и приемов игры на инструменте, о выразительных средствах музыки (мелодия, ритм, динамика, лад, темп), строение на фразы,

Домашняя работа: продолжить работу над произведением, отрабатывать штрихи, фразировку, оттенки.

 

Интегрированный урок по ансамблю (балалайка, домра)