Интегрированный открытый урок по предмету «Ансамбль»
Смешанная группа (домра, балалайка)
преподаватели: Семенова С.И., Степанова Л.Ю.
Тема урока: «Достижение единства ансамблевого исполнения» на примере разучивания «Песня Марфы» М.Н. Жиркова.
Цель: Единство ансамблевого исполнения;
Развитие музыкальных способностей;
Применять знания, умения и навыки игры на инструменте;
Подготовка к концертной деятельности.
Задачи: Обучающие – Добиваться синхронности метроритма, артикуляции и соблюдение штрихов;
Работа над единым темпом, умением слушать друг друга;
Закрепление навыков чтения с листа;
Умение общаться в процессе совместного музицирования.
Развивающие – Развить наглядно-образное мышление, развить интерес к музыке, привить навыки умения слушать свое исполнение со стороны и исправлять замеченные недостатки.
Развитие музыкального кругозора
Воспитательные – воспитать эмоциональную отзывчивость, любовь к народному искусству. Приобщение учащихся к национальной культуре и истории своего народа. Нравственное воспитание обучающихся, развитие патриотических чувств.
Материально-техническое оснащение урока: Классная комната для групповых занятий, Инструменты (домры, балалайки, фортепиано), пюпитры, нотные пособия, наглядности.
Тип урока: Изучение новой темы, комбинированный
Методы обучения:
- Словесный (беседа, объяснение нового материала);
- Наглядные (личный показ преподавателей на инструментах);
- Практические (демонстрирование штрихов на инструментах, исполнение музыкального произведения);
- Метод прослушивания и анализа
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность.
Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа.
План урока:
- Организационный этап
- Основная тема урока (теоретическая, практическая)
- Заключительный этап (подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание)
Ход урока:
- Организационный этап – вступительное слово, знакомство с участниками открытого урока, подготовка дидактических материалов.
Задача преподавателя – подготовить ученика психологически к открытому уроку. Создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, озвучить план урока, настроить ученика на активную работу.
Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, самостоятельная настройка инструмента под фортепиано, принятие удобной правильной посадки.
- Основной этап
Сегодня начинаем урок ансамбля.
Слово АНСАМБЛЬ – с французского означает совместное исполнение. Ансамбли могут бать вокальными и инструментальными.
Сообщение о М.Н. Жиркове, с наводящими вопросами.
Содержание «Песня Марфы»
Күөрэгэйдиир ыллыыта
Куннэриктиир тыхсыыта Көрүлүү-ыллыы испитим Көгэл-нусхалхаампытым Сэдир, сибэкки симэхтээх Сыһыы устун барбытым Онно дырылыыр ырыалаах Тыраахтары көрбүтүм Туйгун-туйгун тыраахтарым Тоҥнуур буору алдьатыый, Үтүө-утүө тыраахтарым Үүнээйини үрдэтиий |
Я одна по полю шла,
На земле весна была. Алым золотом горя, Встала ранняя заря И внимала ширь полей Песне девичьей моей. Вдруг в дали раздался звук В нем мой голос потонул Мощный трактор, конь стальной В поле шел передо мной. Землю мерзлую ломал, И все ярче день сиял. |
Спросить о чем рассказывается в песне (восхваляется труд человека, красоты природы….)
Характер песни – торжественный и величественный. Исполняется не спеша.
(играем ярко, четко). Песня построена в вариационной форме, в каждом инструменте слышится основная тема.
Показ исполнения песни на инструментах преподавателями.
Практическая работа над 1 цифрой – партии играть в отдельности (домра, балалайки), Совместная игра учащихся и преподавателей с звукоизвлечением, штрихами, приемами (удары вниз-верх, бряцание). следить за метроритмом. Работа над фразировкой
Заключительный этап: Закрепление навыков и приемов игры на инструменте, о выразительных средствах музыки (мелодия, ритм, динамика, лад, темп), строение на фразы,
Домашняя работа: продолжить работу над произведением, отрабатывать штрихи, фразировку, оттенки.