Георгий Яковлевич Извеков- русский знаток и собиратель русских народных песен, духовный композитор, священник, протоиерей, священномученик.
В истории Русской Православной Церкви имя Георгия Извекова имеет особое значение. Священник и композитор – две вехи праведного пути этого человека. Но после революции 1917 года служба Богу и богослужебная музыка оказались под запретом и карались как преступление. Но разве можно убить веру, запретить молиться и слышать музыку, что рождается в душе, даже если впереди смерть?
24 февраля 1874 года в городе Калуге в семье священника, кандидата богословия, выпускника Московской духовной академии Иакова Федоровича Извекова родился сын, нареченный Георгием. И это все, что известно о детстве Георгия Извекова. Можно строить разные предположения о тех годах. Но ясно лишь одно: у юноши был талант музыканта и планы непременно стать священником. Профессиональным музыкантом в семье Извековых первым стал старший брат отца Георгия — Сергей Яковлевич Извеков: некоторое время он преподавал теоретические предметы в Московской консерватории, опубликовал учебник и несколько духовных композиций эти композиции иногда ошибочно приписываются отцу Георгию). В 1894 году Георгий окончил Калужскую духовную семинарию и был единственным выпускником, направленным для продолжения богословского образования в Киевскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1898 году.
Георгий Яковлевич окончил Киевскую Духовную академию и был направлен служить псаломщиком при посольской церкви в городе Праге
В 1900 году, находясь в Праге, Извеков выпустил (за подписью Юрий Извеков) сборник «20 народных песен из собранных членами песенной экспедиции Русского Географического общества для смешанного [четырехголосного] хора». Это стильные и изящные обработки, в которых использованы преимущественно песни свадебного цикла, лирические и плясовые разных губерний.
1902 году произошло венчание. Избранницей Георгия Извекова стала София Андреевна Беляева, дочь протоиерея Андрея Андреевича Беляева. В год венчания Беляев являлся ректором Вифанской духовной семинарии в посаде Сергиевский Дмитровского уезда Московской губернии. С 1908 до своей кончины в 1918 году, наступившей от голода, он нес послушание настоятеля храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот в Москве.
В браке у Георгия Яковлевича и Софии Андреевны родились дочь Ксения, сыновья Ростислав и Игорь. Возможно, в иные времена сыновья стали бы продолжателями династии священников. Но старший получил образование инженера, а о младшем известно только то, что он погиб на фронте в 1942 году. София Андреевна пережила мужа и – что может быть горше – своих детей.
После Октябрьской революции творчество замечательного композитора и музыкального теоретика не имело должных условий для своего развития. Тем не менее отец Георгий Извеков продолжал писать музыку
В 1918 году отец Георгий Извеков служил в госпитале: он был госпитальным священником. Везде раненые бойцы нуждались в духовной поддержке, в молитве вместе со священником. Нужно было исповедовать и причащать. И он исполнял свой долг с должным героизмом.
После большевистской революции отец Георгий переехал в Москву; с 1921 года он стал служить в храме Донской иконы Божией Матери при станции Перловка под Москвой; был возведен в сан протоиерея. Это был дивный деревянный храм: изящный и совершенно не похожий ни на один другой. К сожалению, сегодня оценить его красоту можно только по старым фотографиям. Обладая уникальными музыкальными способностями, он писал много церковной музыки для отдельных храмов и для Патриархии. Кроме того, он писал музыку для духовных и народных песен и как выдающийся композитор был принят в Союз композиторов.
В начале 1931 года начались массовые репрессии против духовенства, когда в один день арестовывались десятки священнослужителей, монашествующих и мирян. Протоиерей Георгий был арестован 14 апреля 1931 года и 20 апреля допрошен. «Я ожидал своего ареста, – заявил он, – и даже хотел этого. Мне как священнику было не удобно, что другие страдают за веру Христову и идут в ссылку, а я не испытываю лишений, поэтому я готов пострадать и даже умереть за имя Христово».
После такого заявления священника допрос был следователем прекращен. Через два дня следователь снова допросил священника и задал еще ряд вопросов; отец Георгий, отвечая на них, сказал: «По существу предъявленного мне обвинения в агитации против советской власти… показания давать отказываюсь. Обвинения за собой не признаю».
30 апреля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Георгия к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен этапом сначала в Котлас, затем в Великий Устюг, а затем в Усть-Сысольск.
После отбытия срока вернулся на станцию Перловская. Занимался сочинением и обработкой духовной музыки по заказам храмов Москвы и других епархий , зарабатывал переписыванием нот.
2 ноября 1937 года отец Георгий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве .23 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Георгия к расстрелу. Протоиерей Георгий Извеков был расстрелян 27 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал это место Русской Голгофой.
Безвестная могила. Общая. Одна для многих невинно убиенных. Но человеческая совесть и память возвращают известность каждому. Сегодня мы знаем имена 20761 человека, расстрелянного здесь с августа 1937 по октябрь 1938 года. Среди них протоиерей Георгий Извеков, в 1917 году награжденный камилавкой и наперсным крестом по решению Священного Синода, замечательный композитор, знаток и собиратель русских народных песен, муж и отец.
1991 год – реабилитирован. 2004 год – причислен к лику священномучеников
Нельзя сказать, чтобы Извеков как композитор был забыт на русских клиросах: некоторое количество его песнопений, особенно опубликованных в хорошо известных регентам сборниках П. М. Киреева, выходивших в 1910-е годы, исполнялось (и переписывалось от руки) на протяжении всех истекших десятилетий, однако круг этот узок.
Таким образом оказалось ,что Протоиерей Георгий Извеков — едва ли не единственный канонизированный новомученик среди авторов духовной музыки.Я восхищен мужеством и духовной стойкостью этого человека, силой его веры и безграничному терпению.
Как подходят сюда строки А.С.Пушкина:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.