Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 города Лесосибирска»
ФИНАНСОВЫЙ ЛАБИРИНТ
Автор проекта:
Коровникова Елена Станиславовна
педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №9»
г.Лесосибирск
2022
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «ФИНАНСОВЫЙ ЛАБИРИНТ»
В современных условиях гражданам приходится самостоятельно принимать множество финансовых решений, поэтому обеспечение личной финансовой безопасности людей становится важным фактором экономического благополучия. Финансовые услуги становятся все более многообразными, это означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из множества вариантов. При этом все чаще фиксируется недостаточный уровень финансовой грамотности населения, что выражается в отсутствии умения строить долгосрочные финансовые планы, формировать эффективные сбережения, грамотно оценивать риски, умения принимать ответственность за собственное финансовое благополучие и благополучие своей семьи.
Любое финансовое решение должно приниматься осознанно и взвешенно. В связи с этим в современных реалиях финансовую грамотность необходимо начинать формировать как можно раньше, чтобы в будущем каждый гражданин мог быть финансово независимым, умел грамотно обращаться с деньгами, понимать, о каких финансовых продуктах идет речь, и какие последствия за его решением последуют.
В условиях обязательного образования освоение финансовой грамотности обучающимися проходит преимущественно в урочной форме по принципу последовательности, полноты и систематичности подачи материала при изучении таких предметов, как математика, обществознание, география, информатика, история. Наш же проект направлен на освоение учащимися 15-17 лет разумного финансового поведения, способности принятия обоснованных финансовых решений, ответственного отношения к личным финансам, воспитание грамотных потребителей финансовых услуг средствами интерактивных игровых форм обучения.
Мы ставим перед собой цель: вовлечение школьников в освоение финансовой грамотности через соревнование и игру в ходе Чемпионата финансовой грамотности в виде финансовых и коммуникативных боев.
Для достижения намеченной цели мы планируем решить следующие задачи:
– актуализировать знания обучающихся по финансовой грамотности через решение финансовых задач, публичную защиту своих решений, и оппонирование сопернику;
– учить самостоятельному поиску информации, развивать способность сравнивать и анализировать при решении финансовых задач;
– развивать самостоятельность в принятии решения;
– учить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
Уникальность нашего проекта в том, что мы решили отойти от понимания игровых интерактивных форм образования как занимательных и развлекательных. Наш проект ориентирован на другой подход – интерактивные формы обучения ценны тем, что дают человеку возможность действовать самому. В интерактивно организованном обучении учащиеся выступают субъектами собственной учебной, исследовательской, управленческой и другой деятельности, вступают в коммуникацию и взаимодействие с педагогом и друг с другом в неформальной обстановке. Интерактивный метод, как правило, требует придания образовательной форме игрового характера, что обеспечивает безопасность пробного действия обучающихся, инициирует их активность, пробуждает творческое отношение к делу. Игра является одной из форм активного обучения. Игровые виды деятельности учащихся создают атмосферу естественного общения. Именно игра позволяет найти спрятанные возможности, которые непременно приводят школьника к успешному освоению материала.
Проект будет реализован на базе школьного библиотечно-информационного центра в форме Чемпионата по финансовой грамотности. Организаторами и ведущими выступят педагоги-библиотекари школьного библиотечно-информационного центра. В команду войдут учителя математики, экономики и права высшей категории (стаж работы от 20 до 30 лет), которые выступят в качестве консультантов команд. В жюри войдут независимые эксперты (ни один из членов жюри не должен иметь заинтересованности в победе одной из команд) – преподаватели (старшие преподаватели и доценты, кандидаты ФМН) и студенты старшего курса физико-математического факультета ЛПИ филиал СФУ в г. Лесосибирске.
Чемпионат пройдет в четыре турнира в течение 2022-2023 учебного года. Каждый турнир Чемпионата посвящен преимущественно одной теме финансовой грамотности. В каждом турнире Чемпионата проводятся два вида состязаний команд школьников: финансовые и коммуникативные бои.
В Чемпионате используются две формы организации оценивания: первая, голосует каждый член жюри и выводится средняя оценка (для финансовых боев); вторая (для коммуникативных боев), жюри оценивает команды коллегиально – каждый член жюри отдаёт свой голос одной из команд, поднимая красную или зеленую карточку. До начала состязаний члены жюри должны договориться об общих критериях оценивания.
Для участия в Чемпионате планируется создать восемь разновозрастных команд по девять человек из обучающихся специализированных 8-10 классов, при этом выступать на соревновательной площадке могут только шесть человек. Участники могут не иметь начальной предварительной подготовки. Необходимые сведения и материалы будут даны им перед финансовым боем в установочной лекции и будут доступны при подготовке и в ходе турнира. Материалом финансовых боев служат кейсы и задачи по соответствующей теме, а материалом коммуникативных боев – дискуссионные практические вопросы, не имеющие однозначного ответа и предполагающие обоснование личной точки зрения. Перед каждым турниром боёв проводятся установочные лекции по теме турнира; участников Чемпионата знакомят с пакетами задач и тем для финансовых и коммуникативных боев и выдают задания для домашней подготовки к турниру.
Финансовые бои включают в себя решение турнирных задач и оппонирование (анализ полноты и правильности решения задачи командой соперника). Задачи имеют практическую направленность и предлагаются разной сложности и, соответственно, разной стоимости по общим темам: «Личные (семейные) финансы»; «Сбережения семьи. Услуги банковских организаций»; «Кредитование. Услуги кредитных организаций»; «Страхование. Услуги страховых организаций». Практическая направленность турнирных задач позволяет участникам применить теоретические знания к решению практических задач, а интерактивный формат обучения обеспечивает более эффективное усвоение знаний и формирование конкретных умений, которые крайне необходимы в реальной жизни.
Оппонирование позволяет актуализировать мышление участников, развернуть и сделать видимым способ решения задачи. Каждый участник команды в ходе всех встреч турнира может публично выступить один раз: в роли решателя или в роли оппонента. Таким образом, в команде выступит каждый её член. В ходе разбора ситуаций обучающиеся научатся действовать в «команде», решая финансовые задачи, совершать самые разные финансовые действия и понимать, к чему эти действия ведут – какие возможности открывают, какую ответственность накладывают.
Жюри выставляет оценки за решение и оппонирование отдельно, затем суммирует. В финансовом бое оценивается больше не результат, а способ решения.
В Коммуникативных боях участвуют те же команды, что и в финансовых боях. Коммуникативные бои проводятся в виде серии поединков по заранее объявленным темам обсуждения. По каждой из тем участнику коммуникативного боя необходимо отстаивать одну из двух противоположных заранее известных позиций. В одном поединке участвуют по одному представителю от соревнующихся команд. Продолжительность коммуникативного боя 4 минуты (по 2 минуты на каждого участника). Каждый игрок имеет свои 2 минуты, которые отсчитываются, пока игрок держит микрофон. Если он высказался и хочет передать слово противнику, то он передает ему микрофон и останавливает отсчет своего времени на шахматных часах. Оппонент получает микрофон и включает свое время. Когда игрок исчерпывает свои 2 минуты, он теряет право говорить, и ждет завершения выступления своего противника. Молчать дольше 30 секунд нельзя – это поражение и ведущий остановит поединок. В поединок никто не может вмешиваться, кроме ведущего.
Бои пройдут по олимпийской системе (на убывание) в несколько туров. Победитель определяется по наибольшей сумме баллов, набранных в каждом туре. В конце каждого турнира Чемпионата после подведения итогов команды-победители будут награждены сувенирами и книгами.
Информация о проекте, информирование о результатах и победителях турниров будет осуществляться на официальном сайте школы.
Этапы и сроки реализации Проекта
№ | Основные виды работы | Сроки выполнения работ (ориентировочные) |
1. | Создание команды Чемпионата. Подготовка Положения о Чемпионате. Информирование и привлечение школьников к участию в Чемпионате | 25.08.-04.09.2022 |
2. | Подготовка пакета задач для финансовых и тем для коммуникативных боев первого турнира Чемпионата | 04.09.-18.09.2022 |
3. | Регистрация команд для участия в Чемпионате | 19.09.-25.09.2022 |
4. | Проведение установочных лекций для участников первого турнира Чемпионата. Ознакомление участников Чемпионата с пакетами задач и тем для финансовых и коммуникативных боев. Выдача заданий для «домашней» подготовки к первому турниру Чемпионата | 26.09.-02.10.2022 |
5. | «Домашняя работа» участников по подготовке к первому турниру Чемпионата | 03.10.-16.10.2022 |
6. | Подготовка расписания турниров, таблицы результатов. Приглашение специалистов для работы в жюри.
Подготовка турнира Чемпионата, площадки и оборудования для проведения первого турнира Чемпионата |
10.10.-16.10.2022 |
7. | Проведение финансовых и коммуникативных боев первого турнира Чемпионата | 17.10.-30.10.2022 |
8. | Подведение итогов первого турнира Чемпионата и награждение победителей.
Информирование общественности о результатах первого турнира Чемпионата |
31.10.-06.11.2022 |
9. | Подготовка и проведение второго турнира Чемпионата | 07.11.-30.12.2022 |
10. | Подготовка и проведение третьего турнира Чемпионата | 10.01.-27.03.2023 |
11. | Подготовка и проведение четвертого турнира Чемпионата | 28.03.-25.05.2023 |
Перспективы реализации Проекта
С целью формирования у подростков грамотного финансового поведения организаторы проекта продолжат работу по проведению Чемпионатов финансовой грамотности. На базе библиотечно-информационного центра школы планируется создать Клуб «Финансовая школа», где старшие школьники при участии педагогов-библиотекарей, учителей математики, права и экономики, родителей, осваивая в интерактивной форме принципы и практические навыки проектной деятельности в области финансовой грамотности, будут самостоятельно готовить и проводить Чемпионаты. В перспективе подобные Чемпионаты планируется проводить не только внутри школы, но и привлекать команды из школ города.
Оценка результатов
Планируется, что оценка эффективности проекта будет осуществляться преподавателем физико-математического факультета ЛПИ филиал СФУ в г. Лесосибирске. Также по окончании проекта с целью подведения итогов и оценки результативности работы будет проведено анкетирование всех участников Чемпионата, педагогов и родителей.
Сведения об основных исполнителях проекта
Коровникова Елена Станиславовна – руководитель проекта, педагог-библиотекарь БИЦ МБОУ «СОШ №9» первой категории, высшее педагогическое образование. Стаж работы по специальности более 5 лет. Ответственная за организацию проекта, подбор участников и подготовку пакета документов.
Гаранина Людмила Петровна – педагог-библиотекарь БИЦ МБОУ «СОШ №9» первой категории, имеет высшее педагогическое образование. Ответственная за организацию и проведение, регистрацию участников Чемпионата.
В качестве консультантов и кураторов участников Чемпионата будут привлечены учителя математики, экономики, права и истории высшей категории (стаж работы от 20 до 30 лет). Все имеют высшее педагогическое образование.
В качестве партнеров проекта планируется привлечь старших преподавателей и доцентов, кандидатов ФМН физико-математического факультета ЛПИ филиал СФУ в г. Лесосибирске.