МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИЛЮЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ М.Н.ЖИРКОВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА « ВИЛЮЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)»
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ГИМНАСТИКА
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 9 – 10 лет
Составитель:
Дмитриева Зоя Дмитриевна,
преподаватель класса хореографии
2023 г.
Содержание
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Списки рекомендуемой учебно-методической литературы
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Полноценная подготовка учащихся предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями.
Для развития данных качеств в программу обучения вводится учебный предмет «Гимнастика», задача которого состоит в том, чтобы с помощью специальных упражнений подготовить учеников к успешному освоению движений классического танца.
Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.
Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия балетной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костно- мышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области хореографии.
За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям,
Развивается и закрепляется гибкость, координация точность движений тела. Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения сложных упражнений. Такое исполнение уводит от сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений.
Срок обучения/количество часов | 1 класс |
Количество часов (общее на 1 год) | |
Максимальная нагрузка | 33 часов |
Количество часов на аудиторнуюнагрузку | 33 часа |
Годовая аудиторная нагрузка | 33 часа |
Недельная аудиторная нагрузка | 1 час |
- Срок реализации учебного предмета «Гимнастика»
Срок реализации учебного предмета «Гимнастика» на пять лет. Возраст детей : от девяти до десяти лет.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Гимнастика»:
1 год
- Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учеников, их возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
- Цели и задачи учебного предмета «Гимнастика»Цель:
- обучение и овладение учащимися специальными знаниями и навыками двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, и способствующими успешному освоению технически сложных движений.
Задачи:
- овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела;
- обучение приемам правильного дыхания;
- обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;
- обогащение словарного запаса учащихся в области специальных знаний;
- формирование у детей привычки к сознательному изучению движений и освоению знаний, необходимых для дальнейшей работы;
- развитие способности к анализу двигательной активности и координации своего организма;
- развитие темпово-ритмической памяти учащихся;
- воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности;
- воспитание важнейших психофизических качеств двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации.
Учебный предмет “Гимнастика” неразрывно связан с учебным предметом “Классический танец”, а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства “Хореографическое творчество”.
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
- метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);
- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний, умений, навыков);
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Гимнастика»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для межгрупповых занятий по учебному предмету « Гимнастика» оборудованы балетными станками, зеркалами размером 7 м х 2м, для проведения занятий необходим музыкальный инструмент.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по гимнастике определяется с учетом индивидуальных способностей учеников с привлечением родителей и под контролем преподавателя.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
- Требования по годам обучения
Преподаватель в работе должен учитывать, что большинство упражнений предназначаются для исполнения, а остальные – для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы по освоению движений гимнастики.
В гимнастике требуются определенные навыки владения своим телом такие как:
- ловкость;
- гибкость;
- сила мышц;
- быстрота реакции;
- координация движен
1 класс
Цель: ознакомление учащихся с работой опорно-двигательного аппарата,
укрепление общефизического состояния учащихся.
Задачи:
- укрепление общефизического состояния учащихся;
- развитие элементарных навыков координации;
- развитие выворотности ног при помощи специальных упражнений, которые помогут учащимся овладеть основными позициями классического танца.
Набор упражнений для 1 класса
- Упражнения для стоп
- Шаги: а) на всей стопе; б) на полупальцах.
- Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.
- Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по 1 позиции.
- Releveна полупальцах в VI позиции: а) у станка; б) на середине;
в) с одновременным подъемом колена (лицом к станку).
- Из положения – сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен “вывалиться”), перейти на полупальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение.
- Сидя на пятках, спина круглая, перейти в положение – сидя на подъем, руки опираются около стоп.
- Лицом к станку: из 1 позиции поставить правую ногу на “полупальцы” (колено находится в выворотном положении), перевести ногу “на пальцы» и вернуть ногу в исходную позицию.
- Упражнения на выворотность
- Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в 1.
- “Лягушка”: а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе;
г) сидя на полу – руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в “замок”, подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса; д) «Лягушка” с наклоном вперед.
- Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками так, чтобы они сохраняли 1 позицию, и выпрямить ноги вперед.
- Лежа на спине, подъем ног на 90° по 1 позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.
- Упражнения на гибкость вперед
- “Складочка” по VI позиции с обхватом рук за стопы.
- “Складочка” по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной Iпозиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются.
- Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в тазобедренных суставах).
- В глубоком plieпо II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища.
- Спиной к станку: “кошечка”, т.е. последовательный волнообразный прогиб из положения “стоя” в наклон вперед. Прогиб начинается с верхних звеньев позвоночника. Движение делается и в обратном порядке.
- Развитие гибкости назад
- Лежа на животе, portdebrasназад с опорой на предплечья, ладони вниз – поза «сфинкса».
- Лежа на животе, portdebrasна вытянутых руках.
- “Колечко” с глубоким portdebrasназад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.
- “Корзиночка”.
В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении “мостик”).
- “Мост”, стоя на коленях: в положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении “мостик”).
- Из положения “стоя” опуститься на “мостик” и вернуться в исходное положение.
- Силовые упражнения для мышц живота
- Лежа на коврике, ноги поднять на 90° (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:
- “Уголок”: а) из положения – сидя, колени подтянуть к груди б) из положения – лежа.
Стойка на лопатках с поддержкой под спину.
- Лежа на спине battementsrelevelentдвух ног на 90°. Опустить ноги за голову до пола, развести в стороны и через rondсобрать в 1 позицию.
- Силовые упражнения для мышц спины
- Лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки вперед или в сторону, ноги в выворотном положении).
- Лежа на животе, подъем и опускание ног и нижней части туловища (ноги в выворотном положении, голова на руках):
- “Самолет”. Из положения – лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища.
- “Лодочка”. Перекаты на животе вперед и обратно.
- Отжимание от пола (упражнение для мальчиков за счет упражнения №4).
- “Обезьянка”.
Стоя по VIпозиции, поднять руки вверх, наклониться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение – упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.
- Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки в III позиции). Партнер придерживает за колени.
- Стоя в 1 позиции, поднять руки вверх, сделать глубокий наклон вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение “упор лежа”. При этом стараться удержать пятки в 1 позиции на полу. Сгибаясь в тазобедренных суставах, подтянуть ноги в 1 позиции, как можно ближе к рукам. Подняться в исходное положение.
- Упражнения на развитие шага.
- Лежа на полу, battementsrelevelentна 90° по 1 позиции во всех направлениях.
- Лежа на полу, grandbattementjeteпо 1 позиции во всех направлениях
- Лежа на спине battementsrelevelentдвух ног на 90° (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в 1 позицию вверх.
- Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.
- Сидя в положении “лягушка”, взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу вперед.
- Сидя в положении “лягушка”, взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу в сторону, правая рука на полу.
- Сидя на полу с ногами по 1 позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в “лягушку” на животе. Проделать все в обратном порядке.
- Лежа на боку, battementdeveloppeправой ногой, с сокращенной стопой. Захватить ее: а) правой рукой, б) левой рукой.
- Равновесие с захватом правой руки голеностопного сустава правой ноги: а) вперед, б) в сторону, в) назад.
- Прыжки
Temps sauteпо VI и 1 позициям.
- Подскоки на месте и с продвижением.
- На месте перескоки с ноги на ногу.
- “Пингвинчики”. Прыжки по 1 позиции с сокращенными стопами.
- Прыжки с поджатыми ногами.
Критерии оценки
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, отсутствие свободы исполнения и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
- Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Ваганова А. “Основы классического танца”. Искусство, 1936
- Тарасов Н. «Классический танец». «Искусство», 1971
- Базарова Н., Мэй В. “Азбука классического танца”. Искусство, 1964
- Колтановский А., Брыкин А. “Общеразвивающие и специальные упражнения”. М., 1973
- Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». Терра спорт. М., 2001
- Сивакова Д.А. «Уроки художественной гимнастики». «Физкультура и спорт». М., 1968
- Миловзорова М.С. «Анатомия и физиология человека». «Медицина». М., 1972
- Лисицкая Т.С. «Хореография в гимнастике». «Физкультура и спорт». М., 1984
- Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу». Сборник МГАХ,. М., 2004