Дмитриева Зоя Дмитриевна
Преподаватель класса хореографии
МБУ ДО «Вилюйская ДШИ им. М.Н. Жиркова» Республики Саха (Якутия)
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163226
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету «Гимнастика»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163226


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИЛЮЙСКАЯ  ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ М.Н.ЖИРКОВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА « ВИЛЮЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)»

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ГИМНАСТИКА

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 9 – 10 лет

Составитель: 

Дмитриева Зоя Дмитриевна, 

преподаватель класса хореографии

2023 г. 

 

Содержание

  • Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  • Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  • Требования к уровню подготовки обучающихся
  • Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Списки рекомендуемой учебно-методической литературы

 

  1. Пояснительная записка
  2. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Полноценная подготовка учащихся предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями.

Для развития данных качеств в программу обучения вводится учебный предмет «Гимнастика», задача которого состоит в том, чтобы с помощью специальных упражнений подготовить учеников к успешному освоению движений классического танца.

Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.

Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия балетной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костно- мышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области хореографии. 

За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям,

Развивается и закрепляется гибкость, координация точность движений тела. Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения сложных упражнений. Такое исполнение уводит от сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений.

 

Срок обучения/количество часов 1 класс
Количество часов (общее на 1 год)
  Максимальная нагрузка 33 часов
  Количество часов на аудиторнуюнагрузку 33 часа
  Годовая аудиторная нагрузка 33 часа
  Недельная аудиторная нагрузка 1 час

 

  1. Срок реализации учебного предмета «Гимнастика»

Срок реализации учебного предмета «Гимнастика» на пять лет. Возраст детей : от  девяти до десяти  лет. 

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Гимнастика»:

1 год

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учеников, их возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цели и задачи учебного предмета «Гимнастика»Цель:

 

  • обучение и овладение учащимися специальными знаниями и навыками двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, и способствующими успешному освоению технически сложных движений.

Задачи:

  • овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела;
  • обучение приемам правильного дыхания;
  • обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;
  • обогащение словарного запаса учащихся в области специальных знаний;
  • формирование у детей привычки к сознательному изучению движений и освоению знаний, необходимых для дальнейшей работы;
  • развитие способности к анализу двигательной активности и координации своего организма;
  • развитие темпово-ритмической памяти учащихся;
  • воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности;
  • воспитание важнейших психофизических качеств двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации.

Учебный предмет “Гимнастика” неразрывно связан с учебным предметом “Классический танец”, а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства “Хореографическое творчество”.

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
  • метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
  • метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);
  • репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний, умений, навыков);
  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Гимнастика»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для межгрупповых занятий по учебному предмету « Гимнастика» оборудованы балетными станками, зеркалами размером 7 м х 2м, для проведения занятий необходим музыкальный инструмент.

 

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по гимнастике определяется с учетом индивидуальных способностей учеников с привлечением родителей и под контролем преподавателя.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

  1. Требования по годам обучения

Преподаватель в работе должен учитывать, что большинство упражнений предназначаются для исполнения, а остальные – для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы по освоению движений гимнастики.

В гимнастике требуются определенные навыки владения своим телом такие как:

  • ловкость;
  • гибкость;
  • сила мышц;
  • быстрота реакции;
  • координация движен

1 класс

Цель: ознакомление учащихся с работой опорно-двигательного аппарата,

укрепление общефизического состояния учащихся.

Задачи:

  • укрепление общефизического состояния учащихся;
  • развитие элементарных навыков координации;
  • развитие выворотности ног при помощи специальных упражнений, которые помогут учащимся овладеть основными позициями классического танца.

 

Набор упражнений для 1 класса

  1. Упражнения для стоп
  2. Шаги: а) на всей стопе; б) на полупальцах.
  • Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.
  • Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по 1 позиции.
  • Releveна полупальцах в VI позиции: а) у станка; б) на середине;

в) с одновременным подъемом колена (лицом к станку).

  • Из положения – сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен “вывалиться”), перейти на полупальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение.
  • Сидя на пятках, спина круглая, перейти в положение – сидя на подъем, руки опираются около стоп.
  • Лицом к станку: из 1 позиции поставить правую ногу на “полупальцы” (колено находится в выворотном положении), перевести ногу “на пальцы» и вернуть ногу в исходную позицию.
  1. Упражнения на выворотность
  • Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в 1.
  • “Лягушка”: а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе;

г) сидя на полу – руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в “замок”, подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса; д) «Лягушка” с наклоном вперед.

  • Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками так, чтобы они сохраняли 1 позицию, и выпрямить ноги вперед.
  • Лежа на спине, подъем ног на 90° по 1 позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.
  1. Упражнения на гибкость вперед
  • “Складочка” по VI позиции с обхватом рук за стопы.
  • “Складочка” по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной Iпозиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются.
  • Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в тазобедренных суставах).
  • В глубоком plieпо II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища.
  • Спиной к станку: “кошечка”, т.е. последовательный волнообразный прогиб из положения “стоя” в наклон вперед. Прогиб начинается с верхних звеньев позвоночника. Движение делается и в обратном порядке.
  1. Развитие гибкости назад
  • Лежа на животе, portdebrasназад с опорой на предплечья, ладони вниз – поза «сфинкса».
  • Лежа на животе, portdebrasна вытянутых руках.
  • “Колечко” с глубоким portdebrasназад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.
  • “Корзиночка”.

В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении “мостик”).

  • “Мост”, стоя на коленях: в положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении “мостик”).
  • Из положения “стоя” опуститься на “мостик” и вернуться в исходное положение.
  1. Силовые упражнения для мышц живота
  • Лежа на коврике, ноги поднять на 90° (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:
  • “Уголок”: а) из положения – сидя, колени подтянуть к груди б) из положения – лежа.

Стойка на лопатках с поддержкой под спину.

  • Лежа на спине battementsrelevelentдвух ног на 90°. Опустить ноги за голову до пола, развести в стороны и через rondсобрать в 1 позицию.
  1. Силовые упражнения для мышц спины
  • Лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки вперед или в сторону, ноги в выворотном положении).
  • Лежа на животе, подъем и опускание ног и нижней части туловища (ноги в выворотном положении, голова на руках):
  • “Самолет”. Из положения – лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища.
  • “Лодочка”. Перекаты на животе вперед и обратно.
  • Отжимание от пола (упражнение для мальчиков за счет упражнения №4).
  • “Обезьянка”.

Стоя по VIпозиции, поднять руки вверх, наклониться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение – упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.

  • Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки в III позиции). Партнер придерживает за колени.
  • Стоя в 1 позиции, поднять руки вверх, сделать глубокий наклон вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение “упор лежа”. При этом стараться удержать пятки в 1 позиции на полу. Сгибаясь в тазобедренных суставах, подтянуть ноги в 1 позиции, как можно ближе к рукам. Подняться в исходное положение. 
  1. Упражнения на развитие шага.
  • Лежа на полу, battementsrelevelentна 90° по 1 позиции во всех направлениях.
  • Лежа на полу, grandbattementjeteпо 1 позиции во всех направлениях
  • Лежа на спине battementsrelevelentдвух ног на 90° (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в 1 позицию вверх.
  • Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.
  • Сидя в положении “лягушка”, взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу вперед.
  • Сидя в положении “лягушка”, взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу в сторону, правая рука на полу.
  • Сидя на полу с ногами по 1 позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в “лягушку” на животе. Проделать все в обратном порядке.
  • Лежа на боку, battementdeveloppeправой ногой, с сокращенной стопой. Захватить ее: а) правой рукой, б) левой рукой.
  • Равновесие с захватом правой руки голеностопного сустава правой ноги: а) вперед, б) в сторону, в) назад.
  1. Прыжки

Temps sauteпо VI и 1 позициям.

  • Подскоки на месте и с продвижением.
  • На месте перескоки с ноги на ногу.
  • “Пингвинчики”. Прыжки по 1 позиции с сокращенными стопами.
  • Прыжки с поджатыми ногами. 



Критерии оценки

Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, отсутствие свободы исполнения и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

  1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
  2. Ваганова А. “Основы классического танца”. Искусство, 1936
  1. Тарасов Н. «Классический танец». «Искусство», 1971
  2. Базарова Н., Мэй В. “Азбука классического танца”. Искусство, 1964
  3. Колтановский А., Брыкин А. “Общеразвивающие и специальные упражнения”. М., 1973
  4. Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». Терра спорт. М., 2001
  5. Сивакова Д.А. «Уроки художественной гимнастики». «Физкультура и спорт». М., 1968
  6. Миловзорова М.С. «Анатомия и физиология человека». «Медицина». М., 1972
  7. Лисицкая Т.С. «Хореография в гимнастике». «Физкультура и спорт». М., 1984
  8. Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу». Сборник МГАХ,. М., 2004

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету «Гимнастика»