Технологическая карта логопедического занятия «Звуки [З] – [З’] Буква З в слогах, словах» (2 класс)
Ф. И. О. учителя-логопеда |
Гомбоева Наталья Валерьевна, учитель-логопед ГБОУ «Багдаринской эвенкийской школы – интернат среднего общего образования», Баунтовский эвенкийский район, с.Багдарин | |||||
Группа (класс, логопедическое заключение) |
2 класс – 40 минут. Логопедическое заключение: недостатки чтения и письма, обусловленные фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи. |
|||||
Тема занятия | «Звуки [З] – [З’]. Буква З в слогах, словах» | |||||
Тип занятия | «Открытие» новых знаний | |||||
Используемые технологии |
|
|||||
Цели занятия: |
Формировать у младших школьников умение различать звуки [З] – [З’] в слога, словах, предложениях и правильно обозначать их на письме. | |||||
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | |||
Способствовать тому, что к окончанию занятия, учащиеся будут: – уметь давать четкую характеристику изучаемым звукам; – систематизировать знания о ударных гласных в словах; – определять позицию звука в слове; – формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака. |
-Формировать фонематическое восприятие, слухоречевую память, зрительное восприятие и внимание.
-Закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза. -Закрепить навыки словообразования и словоизменения. -Закрепить навыки работы с деформированными словами. -Продолжать обогащать словарный запас, развивать средства общения, навыки коммуникации. -Продолжать развивать мелкую и общую моторику. |
Создать условия, обеспечивающие
положительный интерес к изучаемой теме. Способствовать созданию условий обеспечивающих: -осуществлять личностную рефлексию. |
||||
Универсальные учебные действия |
Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: | ||
– развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. – развивать способность к самооценке своих действий. |
– развивать умение формулировать цель деятельности, составлять план действий. – соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. -адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности. |
– участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. – формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. – строить небольшие монологические высказывания. – осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
– осознавать познавательную задачу. – способствовать развитию умения читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в имеющихся материалах. – осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы. |
|||
Ресурсы | Аппаратное обеспечение: ноутбук, интерактивная панель.
Сигнальные карточки, медали – сова, предметные картинки, ручки, карточки для работы в парах, карточки для определения количества звуков в слове, фишки для рефлексии. |
|||||
Организационная структура логопедического занятия
Этап | Длительность этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | ||||
I Этап Мотивации к коррекционной деятельности. |
– создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс | ||||||
2 мин. | Ребята сегодня на уроке мы с вами будем учёными-исследователями.
Как вы думаете кто такие учёные-исследователи? Сегодня в конце урока лучших исследователей мы наградим медалями с изображением совы. Как вы думаете сова символ чего? |
Ученые-исследователи – это особые люди, которые занимаются наукой более широко от их таланта. От кропотливого труда зависит развитие в разных областях науки.
Сова – символ мудрости и знаний.
|
Регулятивные УУД: – формирование основ самоконтроля. Коммуникативные УУД: – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
||||
II. Этап Актуализации знаний |
– актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения | ||||||
Длительность этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | |||||
4 мин. | – Назовите первый ряд картинок.
– Какой общий звук в названии картинок? – Дайте характеристику звуку [З] и [З’]. Формулируют тему занятия: Как вы думаете, с какими звуками мы будет сегодня работать на занятие? |
Картинки – зонт, замок.
Выделяют заданный звук в структуре слова, дают ему характеристику. Название картинок начинаются с твёрдого звука [З], он согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем его синим цветом. Картинки – зебра, зефир. Название картинок начинаются с мягкого звука [З’], он согласный, мягкий, звонкий, обозначаем его зелёным цветом.
|
Регулятивные УУД: – умение правильно мыслить, определять и сознавать цели учебной деятельности. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной форме. |
||||
III. Этап Выявления места и причины затруднения |
– осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей; – фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения |
||||||
Длительность этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | |||||
3 мин. | Возьмите сигнальные карточки, назовите картинки, если в слове звук З твёрдый поднимите какую карточку? А если звук З’ мягкий, то какую карточку вы поднимите? (зелёную)
Картинки – заяц, зеркало, ваза, корзина, зима, роза, земляника, забор. |
Работают с сигнальными карточками. Произносят названия картинок, определяют звуки, анализируют, относят к определенной группе, делают вывод. |
Коммуникативные УУД:
Формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание. |
||||
IV. Этап Построение проекта, выхода из затруднения |
– выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели | ||||||
Длительность этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | |||||
3 мин. | Посчитайте сколько звуков в названии картинки?
Зонт, берёза, избушка, коза, зуб, звезда, замок, кузнечик. |
Считают по карточке с цифрами, закрывают нужную цифру. | Регулятивные УУД: – выполнять действия в соответствии с представленной словесной инструкцией. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, формулировать чёткое аргументированное монологическое высказывание при ответе на вопросы, слушать мнение своих одноклассников |
||||
2 мин. | Игра: «Топни – хлопни»
Услышите в слове звуки [З-З’] вы хлопаете, если в слове нет звуков [З-З’] вы топните ногой (Звёзды, сумка, закат, шкаф, компьютер, кубик, зима, заноза, окно, тапочки, зрелище, мяч, кино, резина, роза). |
Учащиеся выполняют задание стоя или сидя. Развитие слухового внимания, анализируют слова. | |||||
4 мин. | Назовите картинку определите позицию звук [З-З’] в словах (гвозди, забор, таз, гнездо, заяц, глаз, зубы, ваза. | Выделяют заданные звуки в структуре слова, характеризуют слова, содержащие их. | |||||
4 мин. | Соедините звуковые схемы со словами (звери, алмаз, бензин, корзина, бизон, стрекоза, зарядка,
Базар, задача, мизинец) |
Называют слова для последующего звуко-буквенного анализа по предметным картинкам, составляют их схемы. | Познавательные УУД: анализировать, обобщать и формулировать выводы, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками | ||||
2 мин. | Распредели картинки по группам одушевленные предметы, отвечающие на вопрос кто? и не одушевлённые предметы, отвечающие на вопрос что? | -Отвечают на проблемные вопросы.
– Осуществляют самопроверку выполнения задания. |
|||||
V. Этап Оздоровительный |
– формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении | ||||||
Длительность этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | |||||
2 мин. |
Выполняет пальчиковую гимнастику вместе с учащимися. |
Выполняют упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики «Наши пальчики» | Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с устной инструкцией учителя. | ||||
VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи |
– усвоение нового способа действия;
– выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; |
||||||
Длительность этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | |||||
5 мин. | -Игра: «Поставь ударение в словах» (завод, зоопарк, задача, озеро, закат, пузырь, заря, музыка, зарево, бензин, зима, музей). | – Анализируют смысл и способы образования предложенных слов.
– Определяют ударный слог в названиях картинок. |
Регулятивные УУД: – выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме. Коммуникативные УУД: – контролировать действия партнера. |
||||
2 мин. | Разгадывание ребуса | Анализируют смысл и способы образования предложенного слова, через алгоритм решения ребуса. | Регулятивныее УУД:
работа с использованием алгоритма; |
||||
2 мин. | Разгадывание кроссворда, проговаривание слов | Отвечают на проблемные вопросы.
– Осуществляют самопроверку выполнения задания. |
|||||
VII. Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | – создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля – способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности |
||||||
Длительность этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | |||||
5 мин. | Работа по индивидуальным карточкам в парах. 1. Задания для первой пары: составь слова из слогов, прочитай какие слова получились. 2. Вторая пара учащихся находит в словомозайке слова, начинающиеся с буквы З и зачеркивают их. 3. Заполнить таблицу. Посчитать сколько в слове звуков и буков.
|
Самостоятельно выполняют задания. Проводят взаимопроверку. |
Познавательные УУД: – извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: – осуществлять самоконтроль, и взаимоконтроль. – оценивать и корректировать свою деятельность и товарища. Коммуникативные УУД: – осуществлять совместную деятельность при проверки |
||||
VIII. Этап Включения в систему знаний и повторения. |
– формировать адекватное понимание причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; – формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
||||||
Длительность этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | |||||
2 мин | Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
– Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? – Какое задание было для вас самым трудным?занятия. |
Отвечают на вопросы.
Анализируют проделанную работу. |
Познавательные УУД: уметь обобщать полученные знания, формулировать свои высказывания.
Регулятивные УУД: умение осуществлять итоговый контроль. Коммуникативные УУД: уметь высказывать свою точку зрения, грамотно использовать речевые средства для оформления своего ответа. Личностные УУД: активизировать самостоятельность. |
||||
IX. Этап рефлексии. |
1 мин. |
– Оцените свою работу на занятии с цветных фишек.
– Молодцы, вы хорошо поработали! |
выбирают фишку, оценивают свою работу. | Регулятивные УУД: – оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
Используемая литература:
1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Санкт-Петербург, 1999.
2.Волина В. Учимся, играя – М.: Новая школа, 1994
3.Коноваленко В.В. Родственные слова. Выпуск 1, 2. М.: Издательство «Гном и Д», 2005
4.Новиковская О. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. Издательство СОВА. Москва – Санкт-Петербург, 2007.
5.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.
6.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.
7.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Творческий центр СФЕРА, М., 2006.