Гомбоева Наталья Валерьевна
Учитель - логопед
ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа - интернат среднего общего образования»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163252
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Все начинается с логопеда (дефектолога, педагога)», в рамках реализации федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Логопедическое занятие «Звуки [З] - [З’]. Буква З в слогах, словах» (2 класс)
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163252


Технологическая карта логопедического занятия «Звуки [З] – [З’] Буква З в слогах, словах» (2 класс)

Ф. И. О.
учителя-логопеда
Гомбоева Наталья Валерьевна, учитель-логопед ГБОУ «Багдаринской эвенкийской школы – интернат среднего общего образования»,  Баунтовский эвенкийский район, с.Багдарин
Группа (класс,
логопедическое заключение)
2  класс – 40 минут.
Логопедическое заключение: недостатки чтения и письма, обусловленные фонематическим  и   лексико-грамматическим недоразвитием речи.
Тема занятия «Звуки [З] – [З’]. Буква З в слогах, словах»
Тип занятия «Открытие» новых знаний
Используемые технологии
  • Технология на основе деятельностного подхода, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • ИКТ – технология (презентация);
  • Технология поэтапного формирования умственных действий.
Цели занятия:
 
Формировать у младших школьников умение различать звуки [З] –  [З’] в слога, словах, предложениях и правильно обозначать их на письме. 
Задачи Образовательные Коррекционно-развивающие Воспитательные
Способствовать тому, что к окончанию занятия, учащиеся будут:
 – уметь давать четкую характеристику изучаемым звукам;

– систематизировать знания о ударных гласных в словах;

– определять позицию звука в слове;

– формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака.

-Формировать фонематическое восприятие, слухоречевую память, зрительное восприятие и внимание.

-Закрепить  навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

-Закрепить  навыки  

словообразования и словоизменения.

-Закрепить навыки работы с деформированными словами.

-Продолжать обогащать словарный запас, развивать средства общения, навыки коммуникации.

-Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

Создать условия, обеспечивающие  

положительный интерес к изучаемой теме. Способствовать созданию условий обеспечивающих:
– возможность выражать свои мысли, доказывать, делать выводы;
– формировать способы коллективного взаимодействия;
– овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

-осуществлять личностную рефлексию.

Универсальные
учебные действия
Личностные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД:
– развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
– развивать способность к самооценке своих действий.
 
– развивать умение формулировать цель деятельности, составлять план действий.
– соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.
 
– участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
– формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
– строить небольшие монологические высказывания.
– осуществлять совместную деятельность в  группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
– осознавать познавательную задачу.
– способствовать развитию умения читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в имеющихся материалах.
– осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.
 
Ресурсы Аппаратное обеспечение: ноутбук, интерактивная панель.

 Сигнальные карточки, медали – сова, предметные картинки, ручки, карточки для работы в парах, карточки для определения количества звуков в слове, фишки для рефлексии.

             

 

Организационная структура логопедического занятия
 

Этап Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся
I Этап
Мотивации к коррекционной деятельности.
– создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс
2 мин. Ребята сегодня на уроке мы с вами будем учёными-исследователями.

Как вы думаете кто такие учёные-исследователи?

Сегодня в конце урока лучших исследователей мы наградим медалями с изображением совы.

Как вы думаете сова символ чего?

  Ученые-исследователи – это особые люди, которые занимаются наукой более широко от их таланта. От кропотливого труда зависит развитие в разных областях науки.

Сова – символ мудрости и знаний.



 

Регулятивные УУД:
– формирование  основ самоконтроля.
Коммуникативные УУД:
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
II. Этап
Актуализации знаний
– актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения
Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся
4 мин. – Назовите первый ряд картинок.

– Какой общий звук в названии картинок? 

– Дайте характеристику звуку [З]  и [З’].

Формулируют тему занятия: Как вы думаете, с какими звуками мы будет сегодня работать на занятие?

 Картинки – зонт, замок. 

Выделяют заданный звук в структуре слова, дают ему характеристику.

Название картинок начинаются с твёрдого звука [З], он согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем его синим цветом.

Картинки – зебра, зефир. Название картинок начинаются с мягкого звука [З’], он согласный, мягкий, звонкий, обозначаем его зелёным цветом.


Формулируют предполагаемую тему занятия.
 

Регулятивные УУД:
– умение правильно мыслить, определять и сознавать цели учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме.
 
 
III. Этап
Выявления места и причины  затруднения
– осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей;
– фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения
Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся
3 мин. Возьмите сигнальные карточки, назовите картинки, если в слове звук З твёрдый поднимите какую карточку? А если звук З’ мягкий, то какую карточку вы поднимите? (зелёную)

Картинки – заяц, зеркало, ваза, корзина, зима, роза, земляника, забор.

 Работают с сигнальными карточками.
 
Произносят  названия картинок, определяют звуки, анализируют,  относят к определенной группе, делают вывод.
 
 
 
 
 
 
Коммуникативные УУД: 

Формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.
 

IV. Этап
Построение проекта, выхода из затруднения
 
– выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели
Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся
3 мин. Посчитайте сколько звуков в названии картинки?

Зонт, берёза, избушка, коза, зуб, звезда, замок, кузнечик.

Считают по карточке с цифрами, закрывают нужную цифру.  
Регулятивные УУД:
– выполнять действия в соответствии с представленной словесной инструкцией. Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении, формулировать чёткое аргументированное монологическое высказывание при ответе на вопросы, слушать мнение своих одноклассников
 
 
 
 
 

2 мин. Игра: «Топни – хлопни» 

Услышите в слове звуки [З-З’] вы хлопаете, если в слове нет звуков [З-З’] вы топните ногой (Звёзды, сумка, закат, шкаф, компьютер, кубик, зима, заноза, окно, тапочки, зрелище, мяч, кино, резина, роза).

Учащиеся выполняют задание стоя или сидя. Развитие слухового внимания, анализируют слова.
4 мин. Назовите картинку определите позицию звук [З-З’] в словах (гвозди, забор, таз, гнездо, заяц, глаз, зубы, ваза. Выделяют заданные звуки в структуре слова, характеризуют слова, содержащие их.
4 мин. Соедините звуковые схемы со словами (звери, алмаз, бензин, корзина, бизон, стрекоза, зарядка, 

Базар, задача, мизинец) 

Называют слова для последующего звуко-буквенного анализа по предметным картинкам, составляют их схемы. Познавательные УУД: анализировать, обобщать и формулировать выводы, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками
2 мин. Распредели картинки по группам одушевленные предметы, отвечающие на вопрос кто? и не одушевлённые предметы, отвечающие на вопрос что? -Отвечают на проблемные вопросы.

– Осуществляют самопроверку выполнения задания.

V. Этап
Оздоровительный
– формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении
Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся
2 мин.
 
Выполняет пальчиковую гимнастику вместе с учащимися.
 
Выполняют упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики «Наши пальчики»  Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с устной инструкцией учителя.
VI. Этап
Закрепления, проговаривания во внешней речи
– усвоение нового способа действия;

– выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;
– проговаривание выполнения вслух

Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся
5 мин. -Игра: «Поставь ударение в словах» (завод, зоопарк, задача, озеро, закат, пузырь, заря, музыка, зарево, бензин, зима, музей).   – Анализируют смысл и способы образования предложенных слов.

– Определяют ударный слог в названиях картинок.

Регулятивные УУД:
– выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме.
Коммуникативные УУД:
– контролировать действия партнера.
2 мин. Разгадывание ребуса Анализируют смысл и способы образования предложенного слова, через алгоритм решения ребуса. Регулятивныее УУД:

работа с использованием алгоритма;

2 мин. Разгадывание кроссворда, проговаривание слов Отвечают на проблемные вопросы.

– Осуществляют самопроверку выполнения задания.

VII.  Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой. – создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля
– способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся
5 мин. Работа по индивидуальным карточкам в парах.
1. Задания для первой пары: составь слова из слогов, прочитай какие слова получились. 

2. Вторая пара учащихся находит в словомозайке слова, начинающиеся с буквы З и зачеркивают их.

3. Заполнить таблицу. Посчитать сколько в слове звуков и буков.

 

Самостоятельно выполняют задания.
Проводят взаимопроверку.
 Познавательные УУД:
– извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль, и взаимоконтроль. 

– оценивать и корректировать свою деятельность и товарища.

Коммуникативные УУД:

– осуществлять совместную деятельность при проверки

VIII. Этап
Включения в систему знаний и повторения.
 
– формировать адекватное понимание причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;
– формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся
2 мин Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

– Какое задание на уроке вам понравилось больше всего?

– Какое задание было для вас самым трудным?занятия.

Отвечают на вопросы.

Анализируют проделанную работу.

Познавательные УУД: уметь обобщать полученные знания, формулировать свои высказывания.

Регулятивные УУД: умение осуществлять итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать свою точку зрения, грамотно использовать речевые средства для оформления своего ответа.

Личностные УУД: активизировать самостоятельность.

IX. Этап рефлексии.
 
1 мин.
 
– Оцените свою работу на занятии с цветных фишек.

– Молодцы, вы хорошо поработали!

выбирают фишку, оценивают свою работу. Регулятивные УУД:
– оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.

 

Используемая литература:

 

1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Санкт-Петербург, 1999.

2.Волина В. Учимся, играя – М.: Новая школа, 1994

3.Коноваленко В.В. Родственные слова. Выпуск 1, 2. М.: Издательство «Гном и Д», 2005

4.Новиковская О. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. Издательство СОВА. Москва – Санкт-Петербург, 2007.

5.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.

6.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.

7.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Творческий центр СФЕРА, М., 2006.

 

Логопедическое занятие «Звуки [З] – [З’]. Буква З в слогах, словах» (2 класс)