Колчанова Светлана Сергеевна
Педагог-психолог
ОАНО «Международная школа Херитейдж», город Тюмень
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163260
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Наименование конкурсной работы: «Родитель первоклассника. Что это значит?», тренинговое занятие для родителей первоклассников
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163260


Занятие с родителями

«Родитель первоклассника. Что это значит?»

Педагог-психолог Светлана Колчанова

 

Материалы: чистые листы, маркеры, клей, повязка для глаз. Мел.

Коробки разного объема со словами: «Обязательства», «Обязанности»;

Напечатанные на бумаге слова:  «Дорога», «Шпаргалки». Магнитики.

Занятие проводится с родителями первоклассников после первого учебного полугодия.

Цели: развитие воспитательного потенциала семьи, повышение уровня психологической компетенции родителей.

 

Ход встречи.

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и возможность присутствовать на занятии, для меня это важно. Надеюсь, опыт, полученный здесь, будет для вас интересным и полезным.

Знакомство.

Психолог. Меня зовут Светлана Колчанова. Кроме того, что я специалист, я еще мама двоих детей. Поэтому то, о чем мы с вами будем сегодня говорить, мне близко и знакомо.

Я предлагаю сейчас нам  с вами познакомиться. Я вас прошу назвать свое Имя (Отчество), как к Вам можно обращаться.

Спасибо.

Участники знакомятся

Основная часть.

Психолог. Уже более полугода вы являетесь не просто родителями, а родителями первоклассников и наверняка успели ощутить, что первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Теперь ему необходимо соблюдать режим, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни. Включение ребенка в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка нового уровня развития и организации всех психических процессов, более высокого уровня управления своим поведением, выполнять требования учителя и самостоятельно решать возникающие затруднения. Главная особенность детей этого возраста – осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.

Скажите, изменения произошли только в жизни ребенка?

Прошу участников образовать пару с родителем из другой семьи.

Участникам предлагается в парах обсудить какие изменения произошли в жизни каждого члена семьи (2 мин).

Ответы. Не только у ребенка. Режим, правила, появление новых обязанностей, перераспределение прежних.

 

Психолог. Из ваших ответов, я услышала, что,  в основном, изменения связаны с выполнением тех или иных обязанностей. Давайте уточним, какие обязанности могут появиться у членов семьи. (записать на доске)

Мозговой штурм. Участники называют обязанности. Психолог их фиксирует на доске.

 

Беседа

Психолог. Уважаемые участники, уточните пожалуйста, как правило, в жизни, как вы относитесь к обязанностям?

Ответы.

Психолог. Обязанности подразумевают … ответственность.

Всегда ли вы с готовностью принимаете ответственность на себя?

Ответы.

Психолог.

«Я должен создать условия для развития ребенка»

«Я должен заботиться о здоровье ребенка»

От принятия или непринятия зависит отношение к действию, и его результат?

Несомненно.

Каким образом это может происходить мы с вами постараемся увидеть в ситуации, которую сейчас смоделируем.

Семья оказывается в таком же положении, как и вы – появился первоклассник.

Каким образом может происходить  взаимодействие в семье в этом случае, давайте постараемся разобраться вместе.

Добровольцы, 3 чел. Договориться о ролях: отец, мать, ребенок (пол).

Остальные участники – получают роли наблюдатели  получают задание  наблюдать за определенным участником: отцом, матерью, ребенком (поведение, реплики).

«Охапка обязанностей»

Психолог. Инструкция. Вы – семья, в которой есть первоклассник. Перед вами дорога жизни, по которой вы движетесь вместе. Есть прошлое, настоящее, будущее. Определите свое местоположение на этом пути. (Слово ШКОЛА). 

Определить расположение участников относительно друг друга предлагается участникам. Если ребенка информируют о перспективах его жизни – глаза открыты, если нет – закрыты (завязать повязкой).

Психолог. Появился новый круг обязанностей. Называть обязанность, определить, кто ее выполняет. Каждая обязанность – это коробка. 

В ходе движения по «дороге жизни» распределяются обязанности между членами семьи. Траекторию определяют сами участники.

Участники могут друг с другом взаимодействовать посредством слов, жестов, движений.

Обсуждение. Рефлексия участников- интервью. Ощущения участников – принимали или нет обязанности, выводы. Взаимодействие членов семьи, эмоциональные реакции, поддержка в процессе выполнения упражнения. Единство взрослых в своих намерениях.

Наблюдатели формулируют свои наблюдения с помощью фраз «мне показалось, что …»

Выводы из упражнения. «Охапка обязанностей» мешает видеть перспективы, лишает цельности и гармоничности воспитания. Ребенок отходит на второй план. У кого обязанностей больше – тот лучше? Как себя ощущает с этим багажом?

Многим родителям трудно передать ответственность за его жизнь, потому что стремятся быть хорошими родителями (уточнить смысл).

Психолог. Сравните, пожалуйста, два слова: ОБЯЗАННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

В каком случае выполнение действий не будет вызывать протеста и неприятия?

Что для этого нужно? Принять на себя ответственность. Каким образом?

Я ДОЛЖЕН (обязан) заботиться о своем ребенке. Я ХОЧУ  заботиться о своем ребенке. Меняется восприятие действия? Да. Оно принимается!!!

Вторая попытка (?)

Брать только те обязанности, которые вы хотите – которые готовы присвоить – взять на себя обязательство. Багаж уменьшится. Как это может повлиять на ощущения? Изменятся, станут положительными/позитивными/принимаемыми.

Обсуждение. Рефлексия участников- интервью. Ощущения участников – принимали или нет обязанности, выводы. Взаимодействие членов семьи, эмоциональные реакции, поддержка в процессе выполнения упражнения. Единство взрослых в своих намерениях.

Наблюдатели формулируют свои наблюдения с помощью фраз «мне показалось, что …»

Психолог. Мы с вами начали разговор с того, что  ребенок учится выполнять новые обязанности. От его готовности к этой деятельности будет зависеть его адаптация к новым условиям. Если «хороший» родитель будет всегда рядом, у него будет возможность научиться самостоятельно решать вопросы, затрагивающие его жизнь? НЕТ. 

Нужно развивать самостоятельность. Для этого нужно доверять ребенку, верить в него, или проще говоря – любить его.

Нужно научиться передавать ответственность ребенку, учитывая … 

– его возраст,

– его особенности, 

– актуальность действия для ребенка.

Заключение.

Дома у вас будет возможность осмыслить полученную информацию и, учитывая особенности своего ребенка, отношений в семье, выполнить следующую работу. Определить ситуации: 1) в которых ваш ребенок готов принять решение самостоятельно, возложив на себя ответственность. 2) Ситуации, в которых вы совместно принимаете решение. 3) Ситуации, в которых родитель один принимает решение, исходя из потребностей и особенностей ребенка. 

Алгоритм вам предложен, если потребуется мое участие или поддержка – вы можете ко мне обратиться.

Обратная связь. Закончить фразу «Я ухожу с …»

Психолог. Спасибо за возможность общения с вами, надеюсь, для вас оно было также приятно и полезно, как и мне.

 

Приложения

Задание для наблюдателей

Во время выполнения упражнения, Вы наблюдаете за поведением, репликами участника, выполняющего роль «отца». 

– взаимодействие с другими членами семьи;

– проявляет активность или подчиняется;

– эмоциональные реакции;

– у кого больше обязанностей;

– отношение к результату (доволен/ не доволен).

Можете делать записи.

В обсуждении Вам необходимо будет поделиться своими наблюдениями,  не комментируя и не оценивая действия участников, в следующей форме: «Мне показалось, что участник в роли «отца» ….»

 

Задание для наблюдателей

Во время выполнения упражнения, Вы наблюдаете за поведением, репликами участника, выполняющего роль «матери». 

– взаимодействие с другими членами семьи;

– проявляет активность или подчиняется;

– эмоциональные реакции;

– у кого больше обязанностей;

– отношение к результату (доволен/ не доволен).

Можете делать записи.

В обсуждении Вам необходимо будет поделиться своими наблюдениями,  не комментируя и не оценивая действия участников, в следующей форме: «Мне показалось, что участник в роли «матери» ….»

 

Задание для наблюдателей

Во время выполнения упражнения, Вы наблюдаете за поведением, репликами участника, выполняющего роль «ребенка». 

– взаимодействие с другими членами семьи;

– проявляет активность или подчиняется;

– эмоциональные реакции;

– у кого больше обязанностей;

– отношение к результату (доволен/ не доволен).

Можете делать записи.

В обсуждении Вам необходимо будет поделиться своими наблюдениями,  не комментируя и не оценивая действия участников, в следующей форме: «Мне показалось, что участник в роли «ребенка» ….»

«Родитель первоклассника. Что это значит?», тренинговое занятие для родителей первоклассников