Крикунова Альбина Ивановна
учитель иностранных языков
МБОУ Лицей имени А.Г. Баженова
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163276
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагог – профессия творческая», в рамках федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Развитие навыков чтения на уроках английского языка
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163276


Развитие навыков чтения на уроках английского языка

 

Развитие навыков чтения на уроках английского языка в школе является ключевым аспектом обучения, так как чтение способствует не только усвоению языка, но и расширению кругозора, развитию критического мышления и улучшению навыков письма. Вот несколько методов и стратегий, которые помогут развить навыки чтения у школьников:

 

  1. Выбор подходящих текстов

Уровень сложности: Тексты должны соответствовать уровню подготовки учеников. Сначала лучше использовать упрощенные материалы, которые постепенно усложняются.

Разнообразие жанров: Включайте художественную литературу, статьи, рассказы, комиксы, научные тексты и т.д. Это поможет привлечь интерес учащихся.

  1. Актуальные темы

Подбирайте тексты на темы, которые интересуют учеников. Это может быть музыка, спорт, технологии, путешествия и актуальные события. Интересные темы мотивируют учащихся к чтению.

  1. Применение предчтения

Постановка вопросов: Перед чтением предлагайте вопросы, которые помогут учащимся сосредоточиться на содержании текста.

Предварительное ознакомление: Обсуждайте с учениками ключевые слова и фразы, которые могут встретиться в тексте.

  1. Активное чтение

Аннотирование: Поощряйте студентов делать заметки, подчеркивать ключевые моменты и задавать вопросы по ходу чтения.

Чтение вслух: Это позволяет улучшить произношение и слуховое восприятие языка, а также помогает выявить трудные моменты.

  1. Постчтение

Обсуждение: Проводите обсуждения прочитанного текста, задавая вопросы о содержании, главных идеях и личных мнениях.

Ответы на вопросы: Предоставляйте ученикам задания на понимание текста — отвечать на вопросы, писать резюме или пересказывать содержание.

  1. Игры и активные методы

Используйте разные форматы, такие как игры на угадывание слов, кроссворды и викторины, чтобы сделать процесс чтения более увлекательным.

  1. Совместное чтение

Чтение в парах или группах способствует обмену мнениями и совместному решению вопросов, возникших в процессе чтения.

  1. Использование технологий

Включение интерактивных платформ, приложений для чтения и онлайн-ресурсов помогает ученикам находить интересные материалы и улучшает навыки чтения в увлекательной форме.

  1. Постоянная практика

Регулярное чтение делает процесс более комфортным. Создайте условия для чтения не только на уроках, но и вне их, например, через клубы по чтению или чтение книг в классе.

  1. Оценка прогресса

Регулярная проверка понимания текста и самооценка помогают ученикам отслеживать свой прогресс и ставить перед собой новые цели.

Чтение можно классифицировать по различным критериям в зависимости от целей, методов или форматов. Рассмотрим основные виды чтения:

  1. По цели

Проверочное чтение: Цель — проверить информацию, убедиться в правильности текста или фактов.

Познавательное чтение: Чтение для получения новых знаний или информации (например, учебные материалы, научные статьи).

Основанное на удовольствии чтение: Чтение ради развлечения и наслаждения (романы, рассказы, поэзия).

  1. По способу

Глубокое чтение: Тщательное изучение текста с анализом, интерпретацией и критическим восприятием. Часто применяется в академической среде.

Поверхностное чтение: Быстрое ознакомление с текстом для поиска конкретной информации или ключевых идей.

Скimming (быстрое чтение): Методы, позволяющие быстро “пробежать” текст, чтобы составить общее представление о содержании.

Сканирование: Внимательное чтение для нахождения специальных фактов или информации (например, даты, цифры).

  1. По типу текста

Художественное чтение: Чтение литературных произведений, таких как романы, рассказы, поэзия. Цель — оценить художественные и эмоциональные аспекты.

Не художественное чтение: Чтение научных, учебных или информационных материалов. Задача — извлечь факты и практическую информацию.

  1. В зависимости от уровня подготовки

Чтение для начинающих: Простые тексты с ограниченным словарным запасом, нацеленные на знакомство с языком.

Продвинутое чтение: Сложные тексты с разнообразной тематикой и лексикой, требующие более глубокого понимания и анализа.

  1. Формы чтения

Это индивидуальное чтение: Чтение в одиночку, предоставляющее возможность сосредоточиться на тексте без отвлечений.

Групповое чтение: Чтение с обсуждением текста в группе, что способствует обмену мнениями и более глубокому пониманию.

Чтение вслух: Чтение текста громко, что помогает развивать навыки произношения и слухового восприятия.

  1. По интенсивности

Чтение с пониманием: Внимательное изучение текста с целью полного понимания и усвоения.

Чтение для быстрого ознакомления: Чтение, ориентированное на быстрое получение общей информации, без глубокого анализа.

Каждый из этих видов чтения может быть применен в зависимости от контекста и целей урока, что позволяет разнообразить образовательный процесс и сделать его более эффективным. 

Вот несколько коммуникативных заданий, которые можно использовать после прочтения текста на английском языке в 7 классе. Эти задания помогут ученикам обсудить, проанализировать и применить изученный материал.

 

  1. Обсуждение в парах

Попросите учащихся работать в парах и обсудить текст. Задайте вопросы, такие как:

 

Какой был основной конфликт в тексте?

What was the main conflict in the text? 

 

Какие персонажи вам понравились, и почему?

Which characters did you like, and why? 

 

Как бы вы изменили окончание истории?

How would you change the ending of the story?

  1. Ролевые игры

Разделите класс на небольшие группы и предложите каждой группе разыграть сцену из текста. Это может быть ключевой момент или диалог между персонажами. Это задание поможет развить навыки общения и уверенности.

 

  1. Создание визуальных материалов

Попросите учеников создать постер или презентацию о тексте. Они могут включать ключевые моменты, цитаты и иллюстрации. Затем каждая группа может представить свой проект классу.

 

  1. Написание альтернативного окончания

Пусть учащиеся пофантазируют и напишут альтернативное окончание для текста. Это задание развивает креативное мышление и письменные навыки.

 

  1. Дискуссионные вопросы

Организуйте классное обсуждение на основе нескольких вопросов. Примеры вопросов:

 

Как бы вы поступили в ситуации, описанной в тексте?

What would you do in the situation described in the text? 

 

Какие моральные уроки мы можем извлечь из истории?

What moral lessons can we learn from history? 

 

Есть ли у вас похожие переживания или примеры из жизни?

Do you have similar experiences or life examples?

  1. Составление вопросов к тексту

Пусть ученики сформулируют вопросы к тексту, которые они могли бы задать другим. Затем они могут обмениваться вопросами для обсуждения в парах или группах.

 

  1. Интервью с персонажем

Пусть ученики напишут вопросы для интервью с одним из персонажей текста. Затем они могут сымитировать интервью в классе, где один ученик будет изображать персонажа, а остальные — журналистов.

 

  1. Создание комикса

Предложите ученикам создать комикс на основе текста, используя диалоги и рисунки. Это задание позволит развить творческие способности и визуальное мышление.

 

  1. Рефлексия

Попросите студентов написать краткое резюме текста и свои мысли о том, что они узнали. Это поможет закрепить материал и развить навыки написания.

 

  1. Групповая работа с новыми словами

Соберите все новые слова или фразы из текста и предложите учащимся работать в группах, чтобы придумать предложения с этими словами или создать короткий рассказ.

 

Эти задания не только помогут закрепить материал, но и сделают уроки более интерактивными и интересными. 

Развитие навыков чтения требует времени и практики, но с использованием разнообразных методов и подходов можно значительно улучшить уровень владения языком и уверенность учащихся в своих силах.

Развитие навыков чтения на уроках английского языка