Занятие по познавательному развитию
«Удивительный мир – муравейник»
Цель: познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: картина «В лесу», картинки с изображением насекомых. Муравьи – поделки, пенёк, макет муравейника
Здравствуйте, ребята, я очень рада всех вас здесь видеть. Хотите узнать, зачем мы сегодня здесь собрались? Я вас хочу пригласить на прогулку, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
(Лес)
Гуляя по лесу мы с вами раскроем некоторые его тайны, которыми вы потом сможете поделиться со своими знакомыми и друзьями.
Ребята, а можете сказать, что такое лес? (ответы детей)
Все правильно ребята, вы сказали Оля-коля сказали, (уточнить ответы деетй)
Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, кустарников, живут различные дикие животные, птицы, насекомые, растут грибы и ягоды.
И у леса тоже есть свои друзья, например меня называют другом леса, (обратить внимание на эмблему потому что я люблю, защищаю и забочусь о всех его обитателях.
Ну, что ребята отправляемся в лес открывать его тайны?!
- Слайд 3 дороги с музыкой А по какой тропинке мы отправимся? Как вы думаете? (три тропинки 1. С асфальтом 2, листочками,3 лужи)
(по щелчку исчезли 2 дороги с асфальтом и лужами)
Правильно вы выбрали лесную тропинку, которая привела нас в лес.
- Слайд –(тропинка вокруг деревья с листопадом)
Ребята, посмотрите, а какой лес нас встречает? (осенний лес)
Что происходит в осеннем лесу, кто может мне сказать? (Ответы детей – листопад)
Всё верно вы заметили.
Начался листопад.
А почему он происходит? (наступила осень, стало холодно, природа готовиться к зиме.)
Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей)
- Слайд (шум ветра, оголившийся лес, косяком с птицами улетающими, и звуками с хлопание крыльев)
А как называются птицы, которые улетают в тёплые края? (перелётные).
А почему они улетают туда, где тепло? (стало холодно, не чего есть, летят перезимовать)
Всё правильно вы сказали. Коля-Оля сказали…
Повтор 3 слайда без птиц, но идёт легкий снег, и оседает на земле (или лес с тонким слоем снега на земле и деревьях)
Хорошо диким животным им не надо готовиться к зиме, правда, ребята?
(Ответы детей)
Вы правы!
На слайде появляется медведь, белка около дупла с заготовками, ежик в листьях, лиса, волк.
Дикие животные также готовятся к зиме!
Например – медведь, белка, лиса, ежик как они готовятся к зиме? Кто может рассказать? (ответы детей).
Возможны уточнения ответам детей
Физминутка- дети проходят по залу
По утрам морозы. ( Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают,)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх)
Слайд или видео с муравьём. Обращается муравей.
«Ребята, я жил с мамой в лесу. Однажды я без разрешения мамы отправился в лес и заблудился. С севера подул холодный ветер, пошёл дождь. Скоро придет зима, занесет все снегом. Подскажите, как мне спрятаться от холода, как зиму пережить?»
Ребята, вы хотите выручить муравья из беды? (ответы детей)
Как мы ему можем помочь? (ответы детей)
Может быть, ему пойти к медведю в берлогу, или в дупло к белке и перезимовать с ними? (ответы детей)
Как вы думаете, может быть муравью можно поменять шубку как это сделал заяц? (ответы)
Вспомните, как называется дом муравья, где он жил с мамой? (муравейник)
Что мы можем ему посоветовать? (ответы детей)
Правильно, мы можем помочь муравью построить муравейник! Присаживайтесь на пеньки.
Дети присаживаются на стульчики. Беседа с детьми как строят муравьи муравейник, и как подготавливаются к зиме:
«Подготовка муравьев к зиме – серьезный и ответственный этап всей жизни муравейника. Все усилия семьи муравьев с самой весны направлены на то, чтобы накопить достаточное количество пищи для того, чтобы пережить зиму. Собирают семена, обустраивают муравейник, выкармливают большое количество личинок. Зимуют муравьи в тех же муравейниках, в которых обитают все остальное время.
Все входы в муравейник на зиму тщательно заделываются землей и сухими частями растений, чтобы через них не происходило поступление холодного воздуха.
Как правило, в зимний период они мало двигаются и мало питаются. Но при этом, если в муравейнике зимуют личинки, взрослые особи продолжают их кормить.»
Как вы думаете, из чего муравьи строят муравейник? (Ответы детей)
Да верно, при сторительсте они используют сухие травинки, листочки, землю, хвоинки.
Ребята, вы можете создать макет муравейника, но для этого вам надо выбрать необходимый природный материал.
Обратить внимание на макет: доска на ней ватман с контуром муравейника. На макете 2-х сторонний скотч, дети и приклеивают к нему природный материал, делая выбор из того, что есть на столах.
Предлагаю детям оформить макет.
Ну, вот ребята, у нас с вами получился макет почти настоящего муравейника. Он состоит из хвоинок, листочков и сухой травы.
И муравей если посмотрит на него, то он сможет сам в лесу построить муравейник и перезимовать в нём зиму.
Вынести макет на середину, пригласить детей встать около муравейника. Ребята улыбнитесь муравью.
Слайд: Муравей держит в лапах фото макета муравейника смотрит на него.
Муравей обращается со словами: «Спасибо ребята вы рассказали и показали мне, как строить муравейник. Теперь я легко его построю сам и смогу перезимовать в нём зиму. Вы настоящие друзья природы!»
Возвращаемся в детский сад.
Ребята, как вы думаете, мы смогли объяснить муравью, как он может зимовать? (ответы детей)
Мы сегодня познакомились с насекомым – муравьём, и он назвал вас настоящими друзьями природы!
А у всех друзей природы есть своя эмблема, такая как у меня. И я вам её вручаю вместе с дневничками в которые вы сможете зарисовывать и или записывать свои новые знания о природе и о том как вы её помогаете и оберегаете.