Ефремова Ольга Александровна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДТ Новоорского района» Оренбургской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163310
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Методическая разработка педагога дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Мы все разные
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163310


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Новоорского района» Оренбургской области

Номинация конкурса: «Сценарий информационно-просветительского мероприятия».

Форма: «Дискуссия»

Название: «Мы все разные»

Возрастной адресат:7-9 лет

Автор: Ефремова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования,

МБУ ДО «ЦДТ Новоорского района»

Новоорск, 2024 г.

 

Пояснительная записка

Постановка проблемы толерантного воспитания в России является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача объединения общества на основе толерантных ценностей. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добро-творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Образовательная организация как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в образовательном протранстве у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению.

Организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: бережное отношением к природе; уважение прав человека; обучение бесконфликтному взаимодействию; сотрудничеству; создание позитивной атмосферы в школе, секциях, творческих объединениях; знакомство младших школьников с культурой разных народов.

Б.Э. Риэрдон полагает, что тема толерантности должна быть сквозной во всех изучаемых дисциплинах. Ею выделяется семь областей обучения толерантности, что может являться своеобразным методическим ориентиром для планирования работы.

Современному младшему школьнику необходимо правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Цель: способствование развитию толерантности у младших школьников. 

 

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «толерантность» и «толерантный человек»
  1. Способствовать развитию уважительного отношения к непохожим людям. 
  2. Способствовать формированию умения понимать другого человека.
  3. Способствовать стремлению младших школьников оказывать бескорыстную помощь.
  4. Способствовать осознанию ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности.

Место проведения: МБУ ДО «ЦДТ Новоорского района», актовый зал

Аудитория: младшие школьники (7-9 лет)

Адресность: сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов.

Выразительные средства: дидактический материал (карточки с изображением ворон)

 

Сценарий: «Я уважаю других»

Цель мероприятия: способствование развитию уважительного отношения к непохожим людям.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами в этом зале , чтобы поговорить на очень важную тему, но для начала, давайте посмотрим друг на друга. Мы все разные.

 На нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди.

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение.

Упражнение «За что я уважаю…»

Цель: способствование созданию доброжелательной атмосферы

Каждого человека можно уважать за те или иные качества. Сейчас вам нужно будет разделиться по парам и по очереди закончить предложение: «Я уважаю (называют имя участника) за его (называют качество)». 

Обсуждение: Интересно ли вам было выполнять упражнение? Хотите ли вы дальше узнать об уважительном отношении к другим людям?

-Ребята, вы молодцы, справились с заданием, каждому из вас удалось увидеть и назвать те качества, за которые можно уважать товарища.

Переходим к следующему упражнению.

Упражнение «Белая ворона»

Цель: способствовать воспитанию уважительного отношения к людям

Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий предлагает вытащить по одной карточке каждому, на карточках нарисованы вороны, но на одной из карточек ворона другого цвета. Участник, получивший «белую ворону», обязан сохранить это в секрете и не подать вида, что он не такой как все. Все участники стараются быть внимательными. Смотрят друг на друга и пытаются определить «белую ворону». Каждый называет одного участника считающего, что он «белая ворона».

Обсуждение: Ребята скажите, что же нарисовано у вас на карточках? Правильно вороны, просто они разного цвета. Как вы думаете цвет перьев вороны делает ее лучше или хуже? Можно ли к ней относиться хуже, чем к остальным птичкам?

Давайте с вами сделаем общий вывод: цвет перьев не делает ворону хуже, она также остается птицей, которая может летать, петь, собирать зерна. Это же и относится к человеку.

А теперь давайте встанем в круг и выполним физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(ведущий ритмично читает стихотворение, а дети водят хоровод )

На огромной на планете (дети идут по кругу)

Очень разные есть дети:

Тихие и шумные (присесть и не разговаривать; попрыгать и пошуметь)

Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,(втянуть живот и щеки;надуть щеки)

Молчуны и хохотушки.(помолчать; похохотать)

Кто-то ростом невелик,( присесть)

Кто-то слабый ученик.( посмотреть по сторонам)

У одних – большие ушки,( изобразить руками большие уши)

У других – кругом веснушки.( погладить лицо)

Кто- то рыж, а кто-то бел, (указать на детей, у кого рыжие волосы и русые)

Кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться,( погрозить пальцем)

Никого нельзя дразнить.( изобразить дразнилки)

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.( обняться со всеми детьми по кругу)

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить!( попрыгать, пошуметь)

Ведущий: Здорово, ребята! Теперь вам нужно послушать внимательно  вопросы и правильно ответить на них.

 

«Шаги к уважению»

Цель: способствование формированию образа человека, проявляющего уважение к людям.

Детям нужно ответить «да» или «нет»: проявляет ли человек уважение, который…?

– Прислушивается к советам старших (Да)
– Не обижает непохожих на него людей (Да)
– Не обвиняет других за их недостатки (Да)
– Не умеет слушать других (Нет)
– Который прислушивается к мнению одноклассников (Да)
– Умеет поддержать другого (Да)
– Проявляет интерес к другим культурам (Да)
– Обманывает друзей (Нет)
– Подчиняется правилам школы (Да)
– Не перебивает во время разговора (Да)
– Грубо отвечает окружающим (Нет)
– Спорит со взрослыми (Нет)
– В своей речи использует вежливые слова (Да)


Обсуждение: Как вы относитесь к непохожим на вас людям? Как вы думаете непохожих людей нужно ценить и уважать? 

Упражнение «Пирамида любви»

Цель: позитивное завершение занятия

Ход игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Каждый из нас что-то и кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Скажите кого или что вы любите. (фразы детей.) А теперь давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида высокая – потому что мы любимы и любим сами».

Обсуждение: Было ли вам интересно? Хочется ли вам поиграть в эту игру еще раз?

Подведение итогов: Ребята , наше мероприятие подходит к завершению, давайте вместе ответим на вопросы:

 Какое упражнение вам понравилось больше всего? Расскажите ли вы своим друзьям, что уважение ко всем это важно? О чем вы задумались после занятия?

-До свидания, до новых встреч!

 

Список литературы

  1. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа – 2019 – № 85 – с .4 – 6.
  2. Везетиу Екатерина Викторовна, Матросова Ксения Сергеевна Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №59-2. – С. 22 – 25.
  3. Гаврилова, Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве / Е.В.Гаврилова // Социальная педагогика, 2020, № 1.
  4. Изосимова, Д. В. Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Д. В. Изосимова, И. В. Дуда. // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (276). — С. 156-159. 
  5. Филимонова Е.Е., Сынкова Н.А. Воспитание толерантности у младших школьников // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» 2021.
Мы все разные