Иванова Светлана Владимировна
воспитатель
МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №15
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163357
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект ООД по ФОП ДО», в рамках национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: конспект занятия по познавательному развитию «Коренной народ Севера - саамы»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163357


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей среднего дошкольного возраста. «Коренной народ Севера – саамы».

Выполнила педагог МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 15 Иванова Светлана Владимировна.

Цель: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с коренным народом севера саамами.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с особенностями Малой Родины.

Сформировать интерес у детей к коренному народу севера саамам: их истории, быте, языке, видах деятельности, национальных символах.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование:

Компьютер, проектор, кукла-саамка, ватман А2, фломастеры, клей, фотографии из презентации, украшения, предметы быта саамов, мяч.

Ход занятия: 

Дети стоят в кругу вместе с воспитателей. Педагог держит в руках куклу в национальном саамском костюме.

-Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка, ее зовут Нийта. Посмотрите какой у нее яркий расшитый бисером костюм, обратите внимание на ее обувь и головной убор. Давайте познакомимся с Нийтой.

 Дети передают куклу по кругу, говорят как их зовут, рассматривают куклу.

 – У всех людей есть своя национальность. Есть русские, белорусы, украинца, татары и другие. Нийта – саамка. На саамском языке Нийта означает девочка. Хотите познакомиться с ней поближе. (Ответ детей) Тогда садитесь скорее на стульчики. 

Педагог сажает куклу вместе с детьми. 

Показ презентации:

2 слайд.

Мы все живем на планете … (дети договаривают)

Самая большая страна на Земле наша страна – Россия.

3 слайд.

Мы живем на самом севере нашей страны в Мурманской области, которая находится на Кольском полуострове.

Давным-давно здесь не было высоких домов, дорог, машин, так много людей, а была только тундра, где жил народ саамы, предки Нийты. 

4 Слайд.

Давайте рассмотрим старинные фотографии родных Нийты. 

  1. Слайд.

Жилище саамов было похоже на палатку и  называлось вежа: на палки натягивалась оленья кожа. 

6 Слайд.  

Давайте заглянем в вежу. Опишите, что вы видите?

  1. Слайд. 

Вот так хозяйки готовили еду.

  1. Слайд.

 Посмотрите, ребята, домик похож на избушку, это холодильник, где хранились продукты, а на высоких столбах он, чтобы животные не добрались.

9, 10. Слайды.  

Саамы – олений народ. Северный олень – главный помощник саамов. На оленях они перемещались, из шкуры и кожи шили одежду, утепляли вежу, делали сумки и украшения, из рогов делали также украшения и предметы быта. Оленье мясо употребляли в пищу.

  1. Слайд.

 Давайте внимательно рассмотрим предметы из оленьей шкуры.

  1. Слайд. 

 Основными видами деятельностями у саамов была охота и рыбалка.

  1. Слайд. 

Летом и осенью они еще собирают грибы и ягоды.

  1. Слайд.

 А еще они занимаются рукоделием.

  1. Слайд. 

Вот такие украшения они делали. Нийта принесла с собой их. Посмотрите. (дети рассматривают украшения, передавая друг другу).

  1. Слайд.

Рассматриваем предметы одежды.

  1. Слайд. 

У саамов есть свой флаг: красный цвет – цвет жизни, желтый – огня, зеленый-тундра, синий-море, небо.

  1. Слайд.

Яркий национальный костюм раскрашен в цвет флага.

Саамы в свободное время сочиняли сказки, песни, танцевали и любили играть. Хотите поиграть в любимую игру Нийты.

Проводится подвижная игра «Зайцы и охотник».

На одной стороне группа кладется обруч для охотника, на другой стороне – обручи – места для зайцев (в каждом обруче по два зайца). Охотник обходит группу, как бы высматривая заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «Выбежали на полянку зайцы» дети выходят из своих домиков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд.

По сигналу «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачивается к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается пойманным, и охотник уводит его к себе.

Игра проводится два раза.

Воспитатель приглашает детей на стульчики, расставленные полукругом около доски. На доске висит ватман формата А2. В центре обозначен квадратом, от которого отходят красная, жёлтая, зелёная, синяя стрелки. Рядом на столе лежат распечатанные фотографии из презентации.  Обобщая  и подытоживая полученные знания, дети делают интеллект-карту. Педагог предлагает детям сделать памятку про саамов, повесить её в раздевалку и вечером рассказать родителям, что нового они сегодня узнали. 

 – Как называется коренной народ севера, к которому принадлежит Нийта? 

В центр дети помещают фотографию саамов.

  1. Зелёная стрелка: «В какой части России проживали саамы?»
  2.  Жёлтая стрелка: «Что вы помните про жилище саамов?»
  3.  Красная стрелка: «Чем занимались саамы?»
  4.  Синяя стрелка: «Найдите флаг, национальный костюм саамов. Как называли саамов?»

– Ребята, Нийта спрашивает, что самое интересное вы сегодня узнали про ее народ ? Хотели бы узнать еще больше? Тогда она придёт к нам еще раз. Сегодня Нийта с нами ещё не прощается, а приглашает вас в мини-музей саамов.

Педагог обращает внимание на развёрнутый мини-музей, помещает туда куклу. Дети, по желанию, рассматривают экспонаты. Музей развёрнут в группе в течении недели.

 

    

 

Конспект занятия по познавательному развитию «Коренной народ Севера – саамы»