Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей среднего дошкольного возраста. «Коренной народ Севера – саамы».
Выполнила педагог МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 15 Иванова Светлана Владимировна.
Цель: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с коренным народом севера саамами.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с особенностями Малой Родины.
Сформировать интерес у детей к коренному народу севера саамам: их истории, быте, языке, видах деятельности, национальных символах.
Развивать познавательный интерес.
Воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.
Оборудование:
Компьютер, проектор, кукла-саамка, ватман А2, фломастеры, клей, фотографии из презентации, украшения, предметы быта саамов, мяч.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу вместе с воспитателей. Педагог держит в руках куклу в национальном саамском костюме.
-Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка, ее зовут Нийта. Посмотрите какой у нее яркий расшитый бисером костюм, обратите внимание на ее обувь и головной убор. Давайте познакомимся с Нийтой.
Дети передают куклу по кругу, говорят как их зовут, рассматривают куклу.
– У всех людей есть своя национальность. Есть русские, белорусы, украинца, татары и другие. Нийта – саамка. На саамском языке Нийта означает девочка. Хотите познакомиться с ней поближе. (Ответ детей) Тогда садитесь скорее на стульчики.
Педагог сажает куклу вместе с детьми.
Показ презентации:
2 слайд.
Мы все живем на планете … (дети договаривают)
Самая большая страна на Земле наша страна – Россия.
3 слайд.
Мы живем на самом севере нашей страны в Мурманской области, которая находится на Кольском полуострове.
Давным-давно здесь не было высоких домов, дорог, машин, так много людей, а была только тундра, где жил народ саамы, предки Нийты.
4 Слайд.
Давайте рассмотрим старинные фотографии родных Нийты.
- Слайд.
Жилище саамов было похоже на палатку и называлось вежа: на палки натягивалась оленья кожа.
6 Слайд.
Давайте заглянем в вежу. Опишите, что вы видите?
- Слайд.
Вот так хозяйки готовили еду.
- Слайд.
Посмотрите, ребята, домик похож на избушку, это холодильник, где хранились продукты, а на высоких столбах он, чтобы животные не добрались.
9, 10. Слайды.
Саамы – олений народ. Северный олень – главный помощник саамов. На оленях они перемещались, из шкуры и кожи шили одежду, утепляли вежу, делали сумки и украшения, из рогов делали также украшения и предметы быта. Оленье мясо употребляли в пищу.
- Слайд.
Давайте внимательно рассмотрим предметы из оленьей шкуры.
- Слайд.
Основными видами деятельностями у саамов была охота и рыбалка.
- Слайд.
Летом и осенью они еще собирают грибы и ягоды.
- Слайд.
А еще они занимаются рукоделием.
- Слайд.
Вот такие украшения они делали. Нийта принесла с собой их. Посмотрите. (дети рассматривают украшения, передавая друг другу).
- Слайд.
Рассматриваем предметы одежды.
- Слайд.
У саамов есть свой флаг: красный цвет – цвет жизни, желтый – огня, зеленый-тундра, синий-море, небо.
- Слайд.
Яркий национальный костюм раскрашен в цвет флага.
Саамы в свободное время сочиняли сказки, песни, танцевали и любили играть. Хотите поиграть в любимую игру Нийты.
Проводится подвижная игра «Зайцы и охотник».
На одной стороне группа кладется обруч для охотника, на другой стороне – обручи – места для зайцев (в каждом обруче по два зайца). Охотник обходит группу, как бы высматривая заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «Выбежали на полянку зайцы» дети выходят из своих домиков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд.
По сигналу «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачивается к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается пойманным, и охотник уводит его к себе.
Игра проводится два раза.
Воспитатель приглашает детей на стульчики, расставленные полукругом около доски. На доске висит ватман формата А2. В центре обозначен квадратом, от которого отходят красная, жёлтая, зелёная, синяя стрелки. Рядом на столе лежат распечатанные фотографии из презентации. Обобщая и подытоживая полученные знания, дети делают интеллект-карту. Педагог предлагает детям сделать памятку про саамов, повесить её в раздевалку и вечером рассказать родителям, что нового они сегодня узнали.
– Как называется коренной народ севера, к которому принадлежит Нийта?
В центр дети помещают фотографию саамов.
- Зелёная стрелка: «В какой части России проживали саамы?»
- Жёлтая стрелка: «Что вы помните про жилище саамов?»
- Красная стрелка: «Чем занимались саамы?»
- Синяя стрелка: «Найдите флаг, национальный костюм саамов. Как называли саамов?»
– Ребята, Нийта спрашивает, что самое интересное вы сегодня узнали про ее народ ? Хотели бы узнать еще больше? Тогда она придёт к нам еще раз. Сегодня Нийта с нами ещё не прощается, а приглашает вас в мини-музей саамов.
Педагог обращает внимание на развёрнутый мини-музей, помещает туда куклу. Дети, по желанию, рассматривают экспонаты. Музей развёрнут в группе в течении недели.