Предмет: Физика
Класс: 7
Тип урока: закрепление знаний
УМК: «Физика-7 класс» Автор А.В.Пёрышкин
Технологическая карта
Тема | Решение задач на тему: сила Архимеда. | |||
Цель | Деятельностная: формирование у учащихся умений раелизации новых способов действия.
Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. |
|||
Задачи | 1. Познакомить со способами экспериментальной проверки формулы для определения архимедовой силы.
2. Познакомить с законом Архимеда. 3. Научить описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит архимедова сила. |
|||
Планируемые результаты обучения учащихся |
|
|||
Формируемые УУД | Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Метапредметные:
|
|||
Основные понятия | Выталкивающая (архимедова) сила, вес тела, масса, объем, плотность. | |||
Ресурсы:
– основные – дополнительные |
– учебник (с.________); раздаточный материал; – физические приборы (штатив, ведерко Архимеда, стакан с отливным носиком, стакан с водой, груз, варенное яйцо, соль, динамометр), мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки. | |||
Организация пространства | Формы работы: беседа, проблемно-поисковая, исследовательская, групповая, индивидуальная.
Методические приемы: Поощрение, создание ситуации успеха, проблемно-поисковая учебная деятельность. Межпредметные связи: физика – математика (использование математических расчетов), физика – история (исторические сведения), физика – литература (фрагменты литературных произведений) |
|||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
УУД | ||||
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
На доске эпиграф урока «О выталкивающей силе знали все, а чему она равна — понял один» Д.М. Балашов
«Наша Таня громко плачет, Задает вопрос, который вызывает интерес к новому материалу.
|
.
Высказывает свое мнение на поставленный вопрос. |
Личностные:
Коммуникативные:
|
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий; организация фиксирования каждым учащимся индивидуального затруднения в пробном действии. |
I.«Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры.»
II.Демонстрирует видеофрагмент легенды о царе Гиероне. Зачитывает задачу, которую царь Гиерон предложил решить Архимеду Задает вопрос: Теперь вам понятны слова Д.М.Балашова, которые являлись эпиграфом урока и почему выталкивающую силу назвали силой Архимеда? III.Формулирует и контролирует правильность ответов на проблемные вопросы, которые активизируют мыслительную деятельность и необходимы для изучения нового материала. В ходе урока корректирует деятельность учащихся, направляет на источник получения верной информации (презентация, исследовательские листы, учебник): -при затруднении ответов на вопрос обращается к учителю Собери лото (слайд 3) «Мы с вами подошли к изучению нового закона. Кто может сформулировать тему урока, цель урока?» Задачи: В1.:От каких физических величин зависит выталкивающая сила? В2.:Как зависит выталкивающая сила от объема тела и плотности жидкости? В.3:Зависит ли архимедова сила от формы тела, от глубины погружения тела. |
Высказывает свое мнение на поставленный вопрос.
Смотрит фрагмент фильма. Разбирает решение задачи по медиаобъекту Отвечает на вопрос учителя Слушает, анализирует, делает вывод Устно отвечает на вопросы. Собираетлото(выведенна интерактивную доску) (Приложение1). Отвечает на вопрос и отгадывает какое слово получилось. Ставит вопросы к уроку. Формулирует тему урока. Высказывает предложение, о то, что необходимо узнать, чтобы описать закон, что знают и каких знаний, и умений недостаточно для решения поставленной задачи учителем. |
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|
III. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. |
Обобщает предложения учащихся, формирует конкретную цель учебных действий.Показывает демонстрацию экспериментального подтверждения закона Архимеда
Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой вывод можно сделать исходя из результатов этого опыта? Направляет учащихся к выводу: архимедова сила равна весу жидкости в объеме этого тела, т.е. Fa = Pж = mg = жgVт. Проблемный вопрос: как можно вычислить вес тела поргуженного в жидкость? Организует работу с учебником. В.: Как вы думаете, как можно вычислить вес тела поргуженный в газ? |
Наблюдает за ходом эксперимента, участвует в обсуждении результатов эксперимента.
Предлагают свои пути решения данной проблемы. Читают учебник § с. «Закон Архимеда». Делают записи в тетрадь: «Вес тела, погруженного в жидкость, уменьшается на значение, равное архимедовой силе: Р1 = Р – Fa = mg – m1g, где m – масса тела, а m1 – масса жидкости в объеме, равном объему погруженного тела». Высказывают свое предположение. Делают запись в тетрадь: «Сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела» |
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|
IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
1.Дает задание по проведению исследования в группе.
2.Организует дифференцированную работу с исследовательским заданием |
Выполняет эксперимент, проводит измерение.
Принимает участие в обсуждении и обобщении результатов работы. Выполняет задания на функциональную грамотность. Заполняют лист самооценки
|
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
Организует индивидуальную работу | Выполняет задания. | Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
|
|
VI. Включение в систему знаний повторение.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
I.Задает вопросы, просит проанализировать эпизоды из литературных произведений (Приложение 3)
Выслушивает мнения учащихся, направляет на правильный ответ опираясь на изученный материал. III. Домашнее задание (слайд 14). |
Слушают. Высказывают свое мнение. Доказывают свои предположения.
Внимательно слушает учителя, записывает домашнее задание § 49 Опыт «Картезианский водолаз». |
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Метапредметные:
|
|
VII. Рефлексия УД на уроке.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
I.Задает вопросы: (слайд 15).
Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что для вас было наиболее сложным? С каким настроением вы уйдете с урока? II.Раздает бланки. Оценивает работу учащихся с анализом их бланков. |
Отвечает на вопросы.
На презентации дерево раскрась листочек соответствие с цветом. |
Личностные:
Регулятивные:
|