«Цифровые образовательные ресурсы при преподавании родного русского языка и родной русской литературы как способ повышения мотивации к изучению данных предметов обучающимися». (Мастер-класс)
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией использования ЦОР как способа повышения мотивации к изучению родного русского языка и родной русской литературы.
Уважаемые коллеги, приветствую вас на мастер – классе. Тема его представлена в 2 вариантах. 1 (слайд 1) – это запись темы вы видите на экране и 2 (2 слайд)- в виде облака слов. Какой вариант вызвал у вас больший интерес? Почему? Смогла ли я вас замотивировать? Итак, мы определили тему мастер-класса «Цифровые образовательные ресурсы при преподавании родного языка и родной русской литературы как способ повышения мотивации к изучению данных предметов обучающимися». В ходе проведения данного мастер – класса будут представлены только фрагменты, отражающие современные цифровые образовательные ресурсы, помогающие в процессе обучения.
Перед нами постоянно возникает вопрос: как сделать урок запоминающимся. Интересным, чтобы ученики за короткое время усвоили как можно больше материала. Как развить интерес к родному русскому языку и родной русской литературе?
В этом случае незаменимым помощником становятся цифровые образовательные ресурсы.
Что это такое? (слайд 3 ЦОР)
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.
Без использования современных цифровых образовательных ресурсов уже невозможно представить ни один урок. Вы, наверное, со мной согласитесь.
Не зря гласит народная мудрость: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
Исходя из личного опыта, хочу отметить, что применение ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:
– находить основные и дополнительные материалы;
– экономить время для речевой практики;
А самое главное:
– заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний. Не этого ли ждем на уроках родного русского языка и родной русской литературы?
На каких этапах можно использовать ЦОР? С уверенностью могу сказать: «На всех. При любой организации учебного процесса».
– для актуализации знаний (облако слов, интерактивные задания);
– на этапе объяснения нового материала (мультимедийные презентации, учебные видеофрагменты);
– для контроля и оценки знаний, умений и навыков (интерактивные упражнения, тесты).
Рассмотрим некоторые цифровые образовательные ресурсы, которые могут помочь учителю и ученику взаимодействовать в результате учебного процесса.
- Облако слов (слайд 4)
Облако слов или тегов — визуальное представление списка категорий или слов, которые ограничены рамками, отличаются размером и цветом.
Благодаря удобству использования и внешней привлекательности облака слов стали активно использовать в учебной деятельности.
Первоначально облака слов выступали только как средства организации гиперссылок. Постепенно их функции видоизменялись, и сегодня область их использования гораздо шире.
Каким образом учитель может использовать облака слов на уроках родной русской литературы?
Облако слов можно использовать практически на всех этапах урока.
Приведём несколько конкретных примеров использования облака слов на уроках родной русской литературы.
( слайд 5 )
– Что объединяет эти города?
– Согласны ли вы с тем, что Золотое кольцо-это наследие русской культуры? Свой ответ аргументируйте.
(Тема: «По золотому кольцу», родная русская литература, 8 класс)
(слайд 6)
─ Какие из праздников, которые представлены на слайде, вы знаете?
─ Какие традиции, связанные с этими праздниками, соблюдают в вашей семье?
─ Считаете ли вы необходимостью и дальше передавать новым поколениям традиции, возникшие столетия назад?
– Какие сервисы для создания облака слов есть?
– Какой я использую в своей работе?
Сервисы для создания облака слов (слайд 7 )
Я пользуюсь первым сервисом. На нем нужна регистрация. Если не хотите этого делать, можно использовать облако слов онлайн.
- LearningApps.org.
Особенно хочется отметить сайт LearningApps.org.
(слайд 8).
Здесь просто кладезь самых разнообразных вариантов создания игровых упражнений. Сервис довольно простой. Имеется огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. Если вы зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением есть кнопка “Создать подобное приложение”. Все созданные вами приложения, а также упражнения, выбранные вами из готовых сохраняются в личном кабинете (кнопка “Мои приложения”).
– Что необходимо для этого? Компьютер у детей или интерактивная доска.
– Вашему вниманию представляю готовые упражнения, которые можно использовать на уроках родного русского языка. (Работа на сайте).
-
Презентации.
– Самая распространенная форма работы на уроках родного русского языка и родной русской литературы – это работа с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint.
(слайд 9)
В 8 классе изучаем раздел «Тепло родного дома. Родство душ».
При актуализации знаний уместны вопросы:
– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «дом»?
(Защита, опора, жилище, счастье и т.д.)
– Что для вас значит родной дом?
(Это место, где тебя любят, понимают, ждут)
– Самое надежное и спокойное место – это родной дом. Семья. Семья – это родственные души, с которыми мы делим радости и печали.
– Но родство душ может возникнуть также и между двумя творческими людьми, например, между поэтом и художником, даже если они не видели друг друга. Надя Рушева – талантливая юная художница, которая была увлечена творчеством великого поэта А.С. Пушкина.
Вашему вниманию представляю мультимедийную презентацию на тему «Пушкиниана Нади Рушевой». Выполнила обучающаяся 8 класса. Представляю несколько слайдов.
(Слайды 10,11,12).
Надя Рушева начала рисовать с 5 лет. Однажды за один вечер она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина.
Пушкина художница называла «самым родным поэтом». Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Потом на листах альбома появились ее раздумья о жизни поэта.
– На этапах повторения и закрепления материала часто использую skysmart.
(слайды 13,14,15)
Преимущество – в высокой степени интерактивности, а также контролируют уровень знаний, в случае необходимости помогают вспомнить теоретический материал.
Помимо предложенных вашему вниманию ЦОР при проведении уроков и при подготовке к ним использую материалы других цифровых образовательных ресурсов:
(слайд 16)
– Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов
– Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
– Социальная сеть работников образования
– Фестиваль педагогических идей
– ПроШколу.ру – бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/
Подводя итог, хочу сказать, что подготовка к любому уроку с использованием ЦОР кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, работ. Но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся. Использование ЦОР в учебных целях способствует повышению интереса и к самой предметной области. Не этого ли мы хотим видеть на уроках родного русского языка и родной русской литературы?
Рефлексия
Уважаемые коллеги!
Благодарю Вас за участие в мастер-классе.
– Интересно узнать Ваше мнение по поводу мастер- класса.
Продолжите, пожалуйста, предложения (не обязательно все):
(слайд 17)
Меня удивило то, что…
Мне показалось интересным ….
Я желаю …
– А я вам желаю:
(слайд 18).
Спасибо за внимание!