Малахова Гульназ Рафаиловна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Школа № 113 имени Героя Советского Союза И.И. Рыбалко»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №129984
Наименование конкурса: «Лучший конспект урока», в соответствии новыми с требованиями ФГОС
Наименование конкурсной работы: Лучший конспект урока литературы
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №129984


Нравственный выбор моего ровесника

В. Астафьев «Конь с розовой гривой» В. Распутин «Уроки французского»
Сверстники
Взрослые люди

Ход урока

Учитель:  Ребята, мы сегодня  продолжаем  беседу по произведениям

В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и    В. Распутина «Уроки французского».

Итогом беседы будет домашнее сочинение.

  Отрочество… Именнов отрочестве  познаются первые уроки добра и зла, потому что каждый подросток делает свой выбор. Я думаю, что многие из вас слышали выражение «сделать свой выбор». Как вы понимаете это выражение?

Ученик: Это значит совершить  поступок, он может быть хорошим или плохоим.

Тема нашего урока «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

Ученик: Нравственность, нрав.

Обратимся к «Толковому словарю» Ожегова и определим лексическое значение слова «нравственность»

Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Что же такое «нравственный выбор»?

Ученик: Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе. (Запись темы в тетрадь).

Учитель: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

Ученик: Сопоставив героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, мы определим, какие выборы в отношениях со сверстниками и взрослыми делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки? (Запись ключевых вопросов в тетрадь).

Учитель: Исследователь русской литературы утверждает: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром».

Насколько прав исследователь русской литературы в своем выводе? На этот вопрос мы ответим сегодня. Я же предлагаю вам вспомнить эпизоды из прочитанных произведений и проанализировать жизненные выборы главных героев.

Эти мальчишки общаются с разными людьми: со сверстниками, родителями (или другими родственниками), и учителями. Герои произведений — ваши ровесники. Чье мнение для них и для вас более важное, а чье — менее значительно.

Ученик: Более важно мнение сверстников, менее важное — других людей.

Учитель: Перед вами – таблица, в которую мы будем записывать выводы. (Таблица продублирована на доске).

Нравственный выбор моего ровесника

В. Астафьев «Конь с розовой гривой» В. Распутин «Уроки французского»
Сверстники
Взрослые люди

Учитель: Давайте посмотрим, как складываются их отношениях со сверстниками.

Астафьева общается с левонтьевскими ребятами. Обратимся к эпизоду «Левонтьевские мальчишки предлагают обмануть бабушку». Прослушайте пересказ этого эпизода и подумайте над вопросом «Как ведет себя герой? Почему он не смог дать отпор левонтьевским мальчишкам?»

Ученик: Учащийся пересказывает эпизод близко к тексту от первого лица.

Ученик: Для него мнение сверстников было важнее, чем мнение взрослых людей, поэтому он решил доказать ребятам, что не боится бабушку.

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Сверстники
Мнение сверстников для него важнее: хотел доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку и может ее обмануть.

Учитель: Продолжим наши наблюдения. Обратимся к эпизоду из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику». Прослушайте этот эпизод и подумайте над вопросом «Принимает ли главный герой правила игры, навязанные сверстниками? С чем он не может смириться?»

Чтение по ролям эпизода из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику».

Ученик: Этот мальчик не принимает тех условий, которые ему навязывают Вадик и ребята, поэтому оказывается избитым.

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Сверстники
Не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения.

Учитель: Как ведут себя герои в отношениях со сверстниками?

Ученик: Для героя Астафьева мнение левонтьевских ребят значимо, поэтому он «идет у них на поводу», а герой рассказа Распутина более независимый в своих решениях: терпит побои, защищая правоту своих взглядов.

Учитель: Как правило, каждый поступок имеет свои последствия. Это находит отражение в отношениях со взрослыми как в школе, так и дома. Вспомните, к чему привел обман героя рассказа «Конь с розовой гривой»? Найдите в тексте строки, которые говорят о душевных переживаниях героя.

Ученик: (Чтение эпизода со слов « Бабушку надул…» (стр.95).

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Взрослые люди
Обманывает бабушку. Стыдится своего обмана, потому что испытывает угрызения совести. Обманув бабушку, герой обманывает самого себя: он убивает в себе честность.

Учитель: Скажите, как повлияла эта история на его дальнейшие поступки?

Ученик: Эта история не прошла для него даром: случай он запомнил на всю жизнь. Чтение эпизода со слов «Сколько лет с тех пор прошло!» (стр. 105).

Учитель: Герой рассказа Распутина старается быть честным, но обманывает учительницу Лидию Михайловну. Как он это делает и почему?

Отвлечься на   Знакомства    или    Получить полный текст

Ученик: Она была человеком из другого мира. Чтение эпизода со слов «Она сидела передо мной…» (стр.127). Мальчик боялся правды, ему было стыдно: его могли выгнать из школы! Стыдно ему было и из-за того, что он был бедным, и голод заставлял его идти на это «преступление».

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Взрослые люди
Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.

Учитель: Ребята, нужно ли обманывать взрослых? А почему это делают дети?

Ученик: Нет, но дети заблуждаются, ошибаются, поэтому и обманывают взрослых.

Учитель: А как вы думаете, взрослым обманывать можно? пошла на обман? Имела ли она право это делать?

Ученик: Она не нашла другого способа, чтобы помочь этому мальчику. И этот ее обман можно оправдать.

Учитель: Почему этого не понял директор? (Просмотр эпизода из фильма или обращение к эпизоду из текста).

Ученик: Ему должность не позволяла – он действовал как руководитель школы. И за «преступление» учителя наказал.

Учитель: Как вы думаете, возможны ли дружеские отношения между учителем и учеником? А как сам автор отвечает на этот вопрос?

Ученик: Да, если учитель помогает ученику.

Учитель: Я бы ответила на этот вопрос словами русского писателя «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока.

Какие выборы в отношениях со взрослыми и сверстниками делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки?

Ученик: Делает обобщение по материалам таблицы

Оба героя примерно одного возраста. Они общаются с ребятами как в школе, так и во дворе. Мнение сверстников для героя рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» важно: он хотел доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку и может ее обмануть. А вот герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. Он более сильный и независимый.

Но оба героя обманывают взрослых: один — бабушку, другой — учительницу.

Герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманывает бабушку, стыдится своего обмана, потому что испытывает угрызения совести. Обманув ее, обманывает самого себя: убивает в себе честность. Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, и герой рассказа В. Распутина «Уроки французского», так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.

Но оба героя «находят в себе смелость» признать свои ошибки, получают уроки на всю жизнь.

Учитель: Произведения, которые мы с вами прочитали, являются автобиографическими, то есть написанными на основе событий из собственной жизни авторов. Как вы думаете, зачем о своих не очень-то хороших поступках авторы нам рассказали?

Ученик: Мы должны учиться на чужих ошибках и не совершать собственных.

Мы вновь обращаемся к словам : «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». «В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования»,- пишет он.

Но герои этих произведений – люди другой эпохи. Кто из них более близок вам? (Голосование с обоснованием).

Домашнее задание Написать сочинение на одну из тем: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина», «Герой произведения, который по характеру мне близок и интересен».

Конспект урока литературы «Нравственный выбор моего ровесника»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram