Нравственный выбор моего ровесника
| В. Астафьев «Конь с розовой гривой» | В. Распутин «Уроки французского» |
| Сверстники | |
| Взрослые люди | |
Ход урока
Учитель: Ребята, мы сегодня продолжаем беседу по произведениям
| В. Астафьева «Конь с розовой гривой» | и В. Распутина «Уроки французского». |
Итогом беседы будет домашнее сочинение.
Отрочество… Именнов отрочестве познаются первые уроки добра и зла, потому что каждый подросток делает свой выбор. Я думаю, что многие из вас слышали выражение «сделать свой выбор». Как вы понимаете это выражение?
Ученик: Это значит совершить поступок, он может быть хорошим или плохоим.
Тема нашего урока «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».
Ученик: Нравственность, нрав.
Обратимся к «Толковому словарю» Ожегова и определим лексическое значение слова «нравственность»
Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
Что же такое «нравственный выбор»?
Ученик: Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе. (Запись темы в тетрадь).
Учитель: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.
Ученик: Сопоставив героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, мы определим, какие выборы в отношениях со сверстниками и взрослыми делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки? (Запись ключевых вопросов в тетрадь).
Учитель: Исследователь русской литературы утверждает: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром».
Насколько прав исследователь русской литературы в своем выводе? На этот вопрос мы ответим сегодня. Я же предлагаю вам вспомнить эпизоды из прочитанных произведений и проанализировать жизненные выборы главных героев.
Эти мальчишки общаются с разными людьми: со сверстниками, родителями (или другими родственниками), и учителями. Герои произведений — ваши ровесники. Чье мнение для них и для вас более важное, а чье — менее значительно.
Ученик: Более важно мнение сверстников, менее важное — других людей.
Учитель: Перед вами – таблица, в которую мы будем записывать выводы. (Таблица продублирована на доске).
Нравственный выбор моего ровесника
| В. Астафьев «Конь с розовой гривой» | В. Распутин «Уроки французского» |
| Сверстники | |
| Взрослые люди | |
Учитель: Давайте посмотрим, как складываются их отношениях со сверстниками.
Астафьева общается с левонтьевскими ребятами. Обратимся к эпизоду «Левонтьевские мальчишки предлагают обмануть бабушку». Прослушайте пересказ этого эпизода и подумайте над вопросом «Как ведет себя герой? Почему он не смог дать отпор левонтьевским мальчишкам?»
Ученик: Учащийся пересказывает эпизод близко к тексту от первого лица.
Ученик: Для него мнение сверстников было важнее, чем мнение взрослых людей, поэтому он решил доказать ребятам, что не боится бабушку.
Учитель: Запишем вывод в таблицу
| Сверстники | |
| Мнение сверстников для него важнее: хотел доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку и может ее обмануть. |
Учитель: Продолжим наши наблюдения. Обратимся к эпизоду из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику». Прослушайте этот эпизод и подумайте над вопросом «Принимает ли главный герой правила игры, навязанные сверстниками? С чем он не может смириться?»
Чтение по ролям эпизода из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику».
Ученик: Этот мальчик не принимает тех условий, которые ему навязывают Вадик и ребята, поэтому оказывается избитым.
Учитель: Запишем вывод в таблицу
| Сверстники | |
| Не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. |
Учитель: Как ведут себя герои в отношениях со сверстниками?
Ученик: Для героя Астафьева мнение левонтьевских ребят значимо, поэтому он «идет у них на поводу», а герой рассказа Распутина более независимый в своих решениях: терпит побои, защищая правоту своих взглядов.
Учитель: Как правило, каждый поступок имеет свои последствия. Это находит отражение в отношениях со взрослыми как в школе, так и дома. Вспомните, к чему привел обман героя рассказа «Конь с розовой гривой»? Найдите в тексте строки, которые говорят о душевных переживаниях героя.
Ученик: (Чтение эпизода со слов « Бабушку надул…» (стр.95).
Учитель: Запишем вывод в таблицу
| Взрослые люди | |
| Обманывает бабушку. Стыдится своего обмана, потому что испытывает угрызения совести. Обманув бабушку, герой обманывает самого себя: он убивает в себе честность. |
Учитель: Скажите, как повлияла эта история на его дальнейшие поступки?
Ученик: Эта история не прошла для него даром: случай он запомнил на всю жизнь. Чтение эпизода со слов «Сколько лет с тех пор прошло!» (стр. 105).
Учитель: Герой рассказа Распутина старается быть честным, но обманывает учительницу Лидию Михайловну. Как он это делает и почему?
Отвлечься на Знакомства или Получить полный текст
Ученик: Она была человеком из другого мира. Чтение эпизода со слов «Она сидела передо мной…» (стр.127). Мальчик боялся правды, ему было стыдно: его могли выгнать из школы! Стыдно ему было и из-за того, что он был бедным, и голод заставлял его идти на это «преступление».
Учитель: Запишем вывод в таблицу
| Взрослые люди | |
| Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, так как восхищается этим человеком и уважает учительницу. |
Учитель: Ребята, нужно ли обманывать взрослых? А почему это делают дети?
Ученик: Нет, но дети заблуждаются, ошибаются, поэтому и обманывают взрослых.
Учитель: А как вы думаете, взрослым обманывать можно? пошла на обман? Имела ли она право это делать?
Ученик: Она не нашла другого способа, чтобы помочь этому мальчику. И этот ее обман можно оправдать.
Учитель: Почему этого не понял директор? (Просмотр эпизода из фильма или обращение к эпизоду из текста).
Ученик: Ему должность не позволяла – он действовал как руководитель школы. И за «преступление» учителя наказал.
Учитель: Как вы думаете, возможны ли дружеские отношения между учителем и учеником? А как сам автор отвечает на этот вопрос?
Ученик: Да, если учитель помогает ученику.
Учитель: Я бы ответила на этот вопрос словами русского писателя «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».
Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока.
Какие выборы в отношениях со взрослыми и сверстниками делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки?
Ученик: Делает обобщение по материалам таблицы
Оба героя примерно одного возраста. Они общаются с ребятами как в школе, так и во дворе. Мнение сверстников для героя рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» важно: он хотел доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку и может ее обмануть. А вот герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. Он более сильный и независимый.
Но оба героя обманывают взрослых: один — бабушку, другой — учительницу.
Герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманывает бабушку, стыдится своего обмана, потому что испытывает угрызения совести. Обманув ее, обманывает самого себя: убивает в себе честность. Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, и герой рассказа В. Распутина «Уроки французского», так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.
Но оба героя «находят в себе смелость» признать свои ошибки, получают уроки на всю жизнь.
Учитель: Произведения, которые мы с вами прочитали, являются автобиографическими, то есть написанными на основе событий из собственной жизни авторов. Как вы думаете, зачем о своих не очень-то хороших поступках авторы нам рассказали?
Ученик: Мы должны учиться на чужих ошибках и не совершать собственных.
Мы вновь обращаемся к словам : «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». «В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования»,- пишет он.
Но герои этих произведений – люди другой эпохи. Кто из них более близок вам? (Голосование с обоснованием).
Домашнее задание Написать сочинение на одну из тем: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина», «Герой произведения, который по характеру мне близок и интересен».
