Чиркунова Мария Романовна
Социальный педагог
МОУ «СОШ №3» г. Саянска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163557
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Инновационные технологии и методы работы социального педагога», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Занятие для учащихся 5 классов «Золотое правило нравственности»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163557


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Сценарный план 

внеурочного занятия 

в 5 классе

на тему: «Золотое правило нравственности»

Автор: социальный педагог

первой квалификационной категории

Чиркунова Мария Романовна,

г. Саянск, 2024 

Занятие

 для учащихся 5 классов 

Тема: «Золотое правило нравственности»

 

Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.

Задачи:

– воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у учащихся социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

– ознакомление с новыми понятиями: буллинг, моббинг;

– создание благоприятного психологического климата в классе.

Форма проведения занятия: лекция, дискуссия, просмотр видео ролика, групповая работа учащихся.

Технология: педагогическая студия (Н.Е. Щуркова).

Оборудование: мультимедиа, презентация, отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», заготовки понятий (травля, буллинг, моббинг, листы бумаги, карандаши).

Видеокейс: отрывок из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело» (1983, фрагмент «Сожжение платья».

Участники: учащиеся 5 класса

Планируемые результаты:

– приобретение учащимися знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе;

– получение учащимися опыта переживания;

– повышение толерантности учащихся.

 

Ход занятия:

Пролог

– Здравствуйте, друзья! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом.

– Предлагаю каждому подарить улыбку своему соседу, сидящему справа, а затем слева.

– Замечательно! А всегда ли люди друг другу улыбаются?

 

Этюд

– Послушайте отрывок из известного произведения:

«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то, какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!

— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.

– Итак, ребята, кто вспомнит, как называется это произведение и кто его автор? (ответы детей)

– Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше. 

– Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать.

– Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!». Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.

– Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?

– Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.

-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? 

– К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава.

А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется «травля». 

Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.

– Смысл произведения «Гадкий утенок» связан с современными понятиями «буллинг», «моббинг», «кибербуллинг». Хотели бы вы узнать, что означают эти слова?

– Перед вами лежат слова. Попробуйте составить предложение, и вы узнаете, что такое буллинг и моббинг (составление предложения-определения).

– Продолжите предложение: относись к другим так, …(ответы детей). Это золотое правило нравственности.

– Ребята, давайте сформулируем цели нашего занятия: продолжите фразу… 

– Узнать…

– Сравнить…

– Пояснить…

– Научиться…

 

Экспликация

 

Определение основных понятий

Буллинг (от английского bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников.

Выделяют несколько типов буллинга:

– Физический. Он проявляется, умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных повреждений и др. ;

– Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).

– Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

– Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Моббинг— форма психологического насилия в виде травли в коллективе. Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.

И буллинг и моббинг – это проявление психологического насилия.

– Проблеме травли (буллинга) посвящены не только литературные произведения, но и фильмы. Сейчас я предлагаю посмотреть отрывок известного художественного фильма Ролана Быкова «Чучело». Главную роль Лены Бессольцевой в этом фильме исполнила Кристина Орбакайте. Сюжет фильма следующий: в провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего дедушки-коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Недолго думая, ребята решают найти и наказать предателя. Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.

– Обратите внимание на вопросы, на которые нужно будет ответить после просмотра:

– Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?

– Какие желания, побуждения у вас возникали?

– Что вам захотелось сделать?

– Какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фрагмента?

– Является ли фильм актуальным сегодня?

– Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели? Какова была ваша роль: жертвы, преследователя, безучастного свидетеля, соучастника, защитника? Как бы вы хотели вести себя в подобных ситуациях, если они повторятся?

– Были ли подобные ситуации в образовательном учреждении? За что в этих случаях отвергали детей? Какими личностными характеристиками они обладают? Какими личностными характеристиками обладают отвергающие?

– Как вы реагировали? 

– Что в этих случаях вы можете сделать как педагог?

 

(Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, …Жестокость подростков, унижение сверстников)

– Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на месте главной героини?

– Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?

– Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации.

-обратиться к родителям

-к учителю

-школьному психологу или социальному педагогу

-в школьную службу медиации

-по телефону доверия

– Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

 

Практикум

– Предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «А как поступили бы вы в ситуации буллинга на месте учителя, ученика и родителей (работа по рядам).

– Предлагаю вам оценить ваш личный вклад в болезнь класса под названием «травля».

– я никогда в этом не участвую,

– иногда присоединяюсь, но потом жалею

– травил, травлю и буду травить

– Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться.

– Я предлагаю вам записать свод правил, которым мы все будем следовать (дети работают в паре и предлагают правила).

– Твой класс-это твоя семья.

– У нас не выясняют отношения с кулаками.

– Не оскорбляют друг друга.

– Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.

– Не смеются над чужими недостатками.

– Не портят чужие вещи.

– Дорожить дружбой, ведь мы одна команда

– Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям то, чего не желаешь себе.

– Относиться к недостаткам окружающих терпеливо (и др.)

– А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать.

 

Рефлексия

– Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующий вопрос:

– сегодня на занятии мне понравилось или не понравилось….

– я узнал… (ответы детей)

– Спасибо, ребята, за ваши отзывы, а сейчас вернемся к нашим смайликам, выберите того смайлика, который отражает ваше настроение сейчас. (Ответы детей, показ смайликов) Спасибо за урок. До новых встреч.

 

Занятие для учащихся 5 классов «Золотое правило нравственности»