Мухамадуллина Земфира Зифаровна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 145 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г. Казани
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №163606
Наименование конкурса: Всероссийская педагогическая конференция «Использование ИКТ в образовательном процессе» 
Наименование конкурсной работы: Применение интерактивных презентаций в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №163606


Применение интерактивных презентаций в коррекционной работе работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

 Учитель-логопед высшей кв. категории МАДОУ № 145 Ново-Савиновского района г. Казани Мухамадуллина З.З.

Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому использование компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. 

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями.

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Компьютерные презентации способны оживить процесс обучения за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность. 

 Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. 

Я использую компьютерные презентации на индивидуальных, подгрупповых и  фронтальных занятиях. Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий.

Мною создан и постоянно пополняется банк мультимедийных презентаций в соответствии с коррекционно-развивающими задачами ФАОП ДО для детей с ТНР по следующим направлениям работы: 

  1. Развитие артикуляционной моторики.
  2.  Формирование произношения.
  3. Формирование фонематического восприятия, овладение элементами грамоты. 
  4. Формирование лексико-грамматических средств языка. 
  5. Развитие связной речи.

Многие игры-презентации авторские, например, такие как, «Песенка Змеи», «Листопад», «Кораблик и самолетик», «Домашние животные», «Зимующие птицы», «Составь слово», «Ребусы» и т.д. 

Рассмотрим некоторые из них. 

Развитие артикуляционной моторики.   При проведении артикуляционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений, можно предложить ему посмотреть картинки,  послушать стихи, предложенные в презентациях «Артикуляционная гимнастика»

  • Формирование произношения. Чтобы разнообразить процесс работы по автоматизации поставленных звуков логопеды подбирают множество картинок, игр, рисуют в детских тетрадках иллюстрации. Но «продвинутым» современным детям это быстро надоедает. Я попробовала разнообразить занятия компьютерными заданиями. Для этого создала презентацию, содержащую привычные этапы отработки произношения. Как только ребенок научился правильно произносить звук, предлагаю ему такие игры как:

 «Песенка змеи». Цель: автоматизация правильного произношения звука [Ш]. Предлагаю ребенку имитировать шипение змеи. На экране появляется змея, которая ползет по дорожке. Ребенок «шипит» до тех пор, пока змея не доползет до конца дорожки. 

«Листопад». Цель: автоматизация правильного произношения звука [Ш]. Инструкция логопеда: «Сейчас на экране появится осенний лес. В лесу листопад. Желтые листья падают и шуршат: ш-ш-ш. изобрази, как шуршат падающие листья». Используется слайды с анимированными картинками на тему «Осень». Ребенок произносит звук [ш]. 

«Кораблик» Цель: автоматизация правильного произношения звука [Л]. Инструкция логопеда: «Сейчас на экране появится кораблик, он плавает по волнам. Спой песенку кораблика». Появляется слайд с анимированным корабликом, который плавно передвигается по экрану, в это время ребенок произносит звук [л]. И др. игры для автоматизации изолированных звуков.

Отработанный изолированный звук вводится в слоги. Здесь опять на помощь приходит пароходик – нужно «подружить» звук [л] с гласными звуками. Дети с удовольствием снова и снова проговаривают прямые и обратные слоги. После отработки произношения звука в слогах предлагаю ребёнку произносить слова, постепенно появляющиеся на экране монитора. Также использую игры-лабиринты, «Четвертый лишний», «Доскажи словечко» и др., в которых присутствует материал на отрабатываемый звук. Затем отрабатывается произношение звуков в предложениях.  Для этого я использую следующие игры:

«Помоги Маше составить предложения». Цель: автоматизация звука [Л] в предложениях.  Инструкция логопеда: (на экране появляются Маша и медведь). «Маша учится составлять предложения, но у нее не получается, поможем ей? Сейчас на экране появятся картинки, которые помогут тебе и Маше составить предложения. Стрелочка обозначает слово-действие, а квадратик – маленькое слово-помощник». Например, на экране картинки: ложка, стрелка, квадратик, стол. Логопед: «Что делала Маша?» Ребенок: «Маша положила ложку на стол» и т.д.

  «Прятки с Лунтиком». Цель: автоматизация звука [Л] в предложениях и закрепление употребления предлогов. Инструкция логопеда: «Сейчас на экране появится Лунтик. Оказывается он очень любит играть в прятки. Поиграем вместе с ним? Лунтик будет прятаться, а мы с тобой будем его искать».

Например, на экране интерьер комнаты и Лунтик, который передвигается под стол. Логопед: «Куда спрятался Лунтик?» Ребенок: «Лунтик спрятался под стол». Лунтик передвигается из-под стола. Логопед: «Откуда вылез Лунтик?» Ребенок: «Лунтик вылез из-под стола» и т.д.  

  • Формирование фонематического восприятия. Обучение грамоте. Работу по развитию фонематического слуха начинаю с восприятия неречевых звуков, использую презентацию: «Звуки дома». Она не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «дверь скрипит», «стучит молоток». 

Для дифференциации звуков использую игры-презентации «Хлопни-топни», «Что изменилось?», «Посмотри и запомни», «Жучок и змея» и другие.

На занятиях по обучению грамоте игры на определение позиции звука в слове, составление слов из слогов.

  • Формирование лексико-грамматических средств языка. Для работы над словарем презентации представлены по лексическим темам: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Мебель» и др.

По теме «Предлоги» использую дидактические игры: «Где котенок?», «Игры с Лунтиком», по теме «Приставочные глаголы» игру «Гараж».

Для примера рассмотрим игру-презентацию «Зимующие птицы». Герой презентации Мудрая сова, которая предлагает детям различные задания. Одно из них это отгадывание загадок. По мере отгадывания, на экране появляется изображения зимующих птиц. Следующее задание – выделение 4-го лишнего. Если ребенок ошибается, то его поправляет не педагог, а герой презентации. Далее по голосу нужно узнать какая это птица и сказать, что она делает (ворона – каркает, сорока – стрекочет и т.д.). Целью следующего задания является согласование существительных с числительными «Сколько птиц прилетело на кормушку» Птицы по одной прилетают на кормушку, дети их считают (один воробей, два воробья и т.д.). Далее задание на внимание. Предлагается зашумленный фон. Нужно сосчитать сколько снегирей на рябине. И еще одно задание, также на внимание. Ребенку предлагается посмотреть на экран и запомнить, какие птицы сидят на дереве. Затем просим детей закрыть глаза, в это время одна из птиц «улетает». Дети открывают глаза и называют ту птицу, которая улетела. Задание повторяется несколько раз. И последнее задание на подбор антонимов.

  • Развитие связной речи. При составлении описательных рассказов использую опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы служат наглядным планом для пересказа или заучивания стихотворений. Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов.

Аналогичные игры помогают мне взаимодействовать с педагогами детского сада, используя их каждый специалист решает свои образовательные задачи.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности коррекционной работы:

  • вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
  • активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
  • тренирует память, внимание и воображение; способствует общему развитию ребенка;
  • ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов; 
  • помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
  • способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
  • уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность; 
  • повышает мотивацию к преодолению речевых  нарушений. 

Список литературы.

  1. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 15 с. 
  2. Л.Р.Лизунова “Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста” Пермь, 2005
  3. Никитина М.В. Ребенок за компьютером. – М.:  Эксмо, 2006. – 288 с.
Применение интерактивных презентаций в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения